Программа по арт терапии для несовершеннолетних. Мастер-класс «Применение методов арт-терапии в работе с трудными подростками. Формы работы с подростками

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Применение арттерапии в работе с дезадаптированными подростками

Ключевые слова: подростковый кризис, социальная дезадаптация, арт-терапия.

В период подросткового кризиса адаптироваться в обществе, понять себя детям очень сложно. Они еще плохо умеют анализировать причины происходящего с ними. На то, как будет, проходить подростковый кризис сказывается множество факторов: личностные, биологические (включающие отклонения от возрастных норм в развитии, психофизиологические особенности, проблемы со здоровьем), психолого-педагогические, социально-экономические условия функционирования общества. Такое множество факторов, их комбинация часто приводит к социальной дезадаптации (нарушение процесса социального развития, социализации индивида) подростков.

Большую роль в формировании социальной дезадаптации играют:

  • педагогическая запущенность как последствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостаточность любви и внимания к ребенку;
  • депривация как полное отсутствие необходимых для полноценного развития теплых, близких, непосредственных отношений с ребенком близких ему людей;
  • жестокое обращение;
  • пережитые экстремальные ситуации - травматические ситуации, в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние - посттравматическое стрессовое расстройство);
  • фрустрация, при которой ребенок очень часто ставится в ситуацию блокирования или непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей;
  • внутренний конфликт (столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений).

Последствиями социальной дезадаптации могут быть:

  • ухудшение взаимодействия с семьей и школой,
  • резкое ухудшение нервно-психического здоровья,
  • саморазрушающее поведение (увеличение ранней подростковой алкоголизации, наркомании, сексуализации, курение склонность к суициду).

Переключение от дезадаптации в русло адаптации требует в основном длительной психокоррекции. На начальном этапе происходит установление контакта и формирование доверия. Формирование доверия может происходить за одну встречу, а может занять более длительный период. Сформированное доверие необходимое условие и самое главное в механизме психокоррекционной работы. Оно позволяет снизить напряжение. Позволяет высвободить энергию, которая ранее была направлена на борьбу с напряжением. Полученная энергия будет использоваться членами семьи, в которой проживает подросток, для выработки стратегий на пути к изменениям и реализацию их. Первичное доверие подкрепляется полученными изменениями в жизни семьи и жизни подростка. Поэтому в процессе психокоррекционной работы, при прохождении очередного шага, этапа, делается акцент на положительных изменениях. А это будет являться мотивирующей составляющей психокоррекционной работы.

Одновременно с этим на основании беседы с родителями и детьми специалисты изучают семью, ее особенности. Оценивают условия жизни членов семьи, выявляют существующие в семье проблемы, изучают личностные взаимоотношения в семье.

Следующим этапом является психологическое обследование с целью выявления индивидуально-личностных особенностей подростка, родителей и исследование внутрисемейных взаимоотношений.

Так как это уже занимает не одну консультацию, параллельно при выявлении текущих проблем происходит их обсуждение и выработка совместных стратегий, путей к их решению.

После проведенного психологического обследования обсуждаются полученные результаты. На основании проведенного психологического обследования даются рекомендации, как родителям, так и подростку.

Коррекционно-развивающая работа с подростками направлена на развитие уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, коррекция эмоционально-волевой сферы формирование мотивации к изменениям, снижению уровня тревожности, коррекции детско-родительских отношений, развитие коммуникативных навыков.

Как уже говорилось выше формирование доверия с детьми подросткового возраста, чаще всего, занимает продолжительное время. Подросткам свойственно недоверие к взрослому, что приводит к проявлению ими нежелания раскрываться во время общения с психологом. Они испытывают напряжение, однозначно отвечают на вопросы, отказываются выполнять предлагаемые варианты работы и пр.

В каждом отдельном случае психолог пытается найти подходящий для данного подростка способ взаимодействия. Для укрепления и сохранения психического здоровья подростков в работе с ними мы используем гибкие формы психотерапии.

Например, - арт-терапия. Она отвечает данному требованию в полной мере. Арт-терапия (от англ. art, искусство) - направление в психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Арт-терапия позволяет мягко и экологично подойти к проблемам, имеющимся у клиента. Назначение арт-терапии, утверждает В. Беккер-Глош, не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний. В арт-терапии мы предлагаем дезадаптированным подросткам разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, сочинение сказок, фотографии, мелкая пластика, всевозможные инсталляции, поделки и др.), которые направлены на активизацию общения с психологом или в группе для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. Ценность применения арт-терапии состоит в том, что с ее помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. С помощью нее можно помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в творческую деятельность клиентов, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Клиент вправе выбирать содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

В процессе коррекционной работы с подростками нами были выделены наиболее эффективные арт-методики:

  • Из изотерапии (рисуночной терапия): «Чувства и состояние в данный момент», «Маски», «Я в прошлом и я в настоящем, и я в будущем», «Остров» (содержащий «Безопасный мир» и «опасный мир»), «Мое тотемное животное», «Место моей силы» «Мои обиды», «Мой гнев», «Мой герб», «Герб моей семьи». Нередко некоторые эмоции и мысли остаются подавленными в сознании индивида. Одни рисунки позволяет раскрыть эти переживания без какой-либо травмы для самого индивида или окружающих. Другие рисунки позволяют провести работу с границами, выработать коммуникативные навыки, обрести ресурсы, выявить ценностные ориентации. Рисование с партнером «Совместный рисунок на свободную тему» помогает исследовать межличностные взаимоотношения и конфликты.
  • Из песочной арт-терапии: «Создай свой мир на песке». При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, человек любого возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.
  • Из сказкотерапии - прочтение сказок, сочинение сказок помогает найти связь между героями в литературном произведении и человеком в реальной жизни – в поведении, характере и т.п.; помогает найти ресурсы; выработать умение обращаться за помощью и принимать ее; делать выбор и анализировать последствия выбора. Метафора, в сказках, по мнению О.В. Хухлаевой, позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Метафора позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившихся ситуаций.
  • При использовании лепки из пластилина: «Моя проблема», «Моя болезнь». Позволяет прикоснуться к проблеме осознать ее, уменьшить, сделать ее менее страшной и решаемой.
  • Из мандалотерапии. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр». Плетение мандалы из ниток позволяет понять, что для изменений требуются усилия и при приложении их можно достичь жалеемого результата. В зависимости от того что клиент с психологом хотят вплести в мандалу изменяется ее узор. Благодаря своей уникальной форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит для тех людей, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Плетение помогает получить удовольствие от однотипных движений и соответственно пробудить вкус жизни. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Она, благодаря своей круглой форме, привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.
  • Из куклотерапии. Сам процесс изготовления кукол уже своего рода медитация и несет целительный эффект. Увлекаясь процессом изготовления, подростки становятся более спокойными, уравновешенными. Развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость. В работе с подростками на занятиях мы создаем куклу «Защитницу», «Ангела-защитника», куклу «Утешницу». Данные куклы создают чувство защищенности.

Очень интересной и результативной является методика Ирины Тараненко. Она предложила использовать метафорические карты в системе арт-терапии. Для этой цели она разработала и создала метафорические карты ИТАР «Яйцо жизни» , «Дерево жизни». Делая изменения, самостоятельно дополняя выбранные рисунки входе коррекционно-развивающего занятия, возможно нахождение своего пути от проблемной ситуации к ее решению. С помощью красок и планшета в процессе рисования выстраивается путь из негатива в позитив. Из настоящего состояния в желаемое. Можно вернуться в образах в прошлое и изменить его на планшете карты в желаемую ситуацию. При этом рисующий может узнать ограничивающие его убеждения, взглянуть на себя и окружающий нас мир как бы со стороны, наполниться ресурсом, выработать пошаговость выхода из проблемной ситуации и перенести найденный выход в реальную жизнь.

Итак, арт-терапия позволяет подростку выразить все, что ему сложно объяснить словами, обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает. Она позволяет подростку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. С позиции адаптации арт-терапию можно рассматривать как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующей общей гармонизации личности.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Арт-терапия в работе с детьми и подростками

Введение

Дети везде рисуют:

На асфальте, песке и в альбоме,

Они ничем не рискуют,

Рисуя на стенах в доме.

Чем хочешь дети рисуют:

Фломастером, палочкой, кистью,

Как в вальсе мелки танцуют,

Карандаш живет собственной жизнью.

Дети всегда рисуют…

И взрослые точно знают,

Что дети ни с кем не флиртуют -

В рисунках себя выражают.

(Марина Житник)

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми,

арт-терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками - это будет красиво!

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

Трудно переоценить важность применения приемов арт-терапии при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний. Изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами. Искусство само по себе обладает целительным действием.

1. История развития арт-терапии

невроз терапевтический изобразительный

Методы арт-терапии являются относительно новыми в психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения методов арт терапии в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Это особенно подтверждается в наше время быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях.

На начальных этапах методы арт-терапии отражали представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е гг. Принцхорн (Prinzhorn, 1922/1972) провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по терапии искусством психодинамической ориентации. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально (Naumburg. 1966).

Методы арт-терапии основываются на том предположении, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал терапию искусством в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается терапией искусством.

Традиционно сложилось так, что специалисты, занимающиеся терапией искусством, не имели самостоятельного статуса и использовались в качестве помощников психиатров и психологов в тех случаях, когда рисунки, картины детей и взрослых пациентов стационаров могли оказать помощь в установлении диагноза и для самой терапии. Как мы увидим, такое использование материала художественного творчества значительно отличается от использования проективных тестов типа теста Роршаха или тематического апперцептивного теста (ТАТ).

В настоящее время за психотерапевтами, применяющими методы арт-терапии, признан статус самостоятельных практиков, которые могут внести свой вклад в изучение личности и в процесс лечения. Следует отметить, что в рамках данного подхода развиваются два направления. Сторонники одного направления, представляемые Эдит Крамер (Kramer, 1958, 1978) и другими специалистами в области профессиональной и восстановительной терапии, рассматривают искусство как самодостаточное лечебное средство. Они не рассматривают терапию искусством в качестве заменителя психотерапии. Сторонники другого направления, представителем которого является Маргарет Наумбург, преуменьшают чисто художественные цели в пользу терапевтических. Они имеют основательную клиническую подготовку и провозглашают, что со временем методы арт-терапии могут стать как независимым терапевтическим приемом, так и вспомогательным средством для традиционных подходов. Однако, несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство, которое помогает интеграции и реинтеграции функционирующей личности (Ulman, 1975).

Арт-терапия в настоящее время используется не только в больницах и психиатрических клиниках, но и в других условиях - как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии. Большая часть занимающихся терапией искусством в Северной Америке продолжает работать, исходя из фрейдовских или юнговских концепций. Однако многие специалисты в этой области испытывают большое влияние со стороны гуманистической психологии и приходят к заключению, что гуманистические теории личности предоставляют более подходящую основу для их работы, чем психоаналитическая теория (Hodnett, 1972-1973).

2. Арт-терапия в работе с детьми и подростками

Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что арт - терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Дети в большинстве случаев затрудняются объяснить словами свои проблемы и переживания. Несловесное выражение для них более естественно. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т.к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное

изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Очень эффективны упражнения с элементами арт-терапии при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно объяснить происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно корректировать, используя богатый ресурс арт-технологий.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.

Арт-терапия:

Создает положительный эмоциональный настрой.

Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами - безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Развивает чувство внутреннего контроля. Арт-терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.

Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном занятии (терапевтической сессии).

Занятия с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски - в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

3. Некоторые в иды арт-терапевтических методик при раб оте с дет ьми и подростками

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно - логическое, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству.

Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева.

Функции сказок:

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.

Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

1) о жизненно важных явлениях;

2) о жизненных ценностях;

В сказке в символической форме содержится информация о том:

1) как устроен этот мир, кто его создал;

2) что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

3) какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

4) какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

5) какие?ловушки?, искушения, трудности, препятствия можно

встретить в жизни и как с ними справляться;

6) как приобретать и ценить дружбу и любовь;

7) какими ценностями руководствоваться в жизни;

8) как строить отношения с родителями и детьми;

9) как бороться и прощать.

Сказки являются основой для формирования?нравственного иммунитета? и поддержания?иммунной памяти?. ?Нравственный иммунитет? - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем-же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, ?отыгрываемых? или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии:

1) облегчение психологического страдания ребенка;

2) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

3) развитие способности эмоциональной саморегуляции;

4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах?ребенок - взрослые?, ?ребенок - другие дети?; 5) коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; 6) коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе со взрослыми и детьми.

Основные задачи песочной терапии:

1) Возвращение в состояние играющего, свободно творящего ребенка посредством глубокой возрастной регрессии;

2) Соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание;

3) Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного, постижение самых таинственных пластов психики;

4) Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики, выведение их из глубины бессознательного и интеграция в сознание.

Заключение

Методы арт-терапии являются посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа. Использование арт-терапевтические технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Поощряются выражения своих внутренних переживаний как можно более произвольно и спонтанно, совершенно не беспокоясь о художественных достоинствах своих работ.

Для ребенка игра - это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В игре ребенок легко открывает свои истинные чувства и переживания. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить в игре. Это удивительный вид творчества ребенка. Ведь игра - это работа с воображением и фантазией. В руках ребенка простые камешки, палки, платки могут превратиться в торты и пирожные, сабли и великолепные наряды. В игре ребенок воспринимает то, что он себе представляет, как действительное, не задумываясь о том, где граница реальности и воображения. Игра не направлена на достижение какой-либо цели, дети наслаждаются самим процессом игры.

Рисунок, как игра, «компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему». Удваивая реальность на рисунке, ребенок разыгрывает жизненные ситуации, получая от этого определенного рода удовольствие. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. «Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом коренное отличие его от художника, актера». Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Список используемой литературы

1. К.Э. Рудестам «Групповая психотерапия» - электронная книга

2. Копытин А, И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

3. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.П. Петровской. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993.

4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

6. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей» - электронное издание

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личностные особенности "проблемных" детей. История возникновения, концепции и направления телесно-ориентированной терапии. Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Представления о причинах и факторах возникновения неврозоподобных состояний. Виды наиболее частых расстройств: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Основные методы социально-медицинской помощи при лечении неврозов и невротических реакций.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2012

    Патофизиологическая природа невротических состояний по И. Павлову. Концепция невроза в гештальт-подходе. Психоанализ как метод терапии неврозов. Конкурентная теория Анохина. Гуманистический, бихеовиоральный, экзистенциальный подходы к пониманию неврозов.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2015

    Исследование техники и приемов детской игровой терапии. Включение агрессивных детей в систему социальной деятельности. Роль игры в воспитании миролюбия. Включение подростков в производительные виды социально одобряемой общественной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2015

    История возникновения танцедвигательной терапии. Развитие танцедвигательной терапии, основные принципы и цели. Здоровье и танец. Методики, анализ танцедвигательной терапии. Тело и движение и межличностные отношения. Исследования в области танцетерапии.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2009

    История и характеристика аутогенной терапии. Постоянное и планомерное воздействие на юриста. Эффективность аутогенной тренировки для юристов. Аутогенная терапия и йога. Терапевтическое применение приемов самовнушения. Частные методы аутогенной терапии.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2014

    Проблемы современной арт-педагогики, рассматривающей ученика как личность, которая стремится к самореализации и самоопределению. Структура и содержание арт-урока. Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования, ее представители.

    контрольная работа , добавлен 04.07.2015

    Основные этапы психотерапии и психокоррекции. Перенос и контрперенос. Поведенческая и когнитивная психотерапия. Принципы поведенческой терапии. Принципы когнитивной терапии. Техника поведенческой терапии. Гипноз. Аутогенная тренировка.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.