Психологические особенности изобразительной деятельности детей. Изобразительная деятельность – многогранный ресурс развития дошкольника. Тест "Самый счастливый день"

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности .

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства .

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей .

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному .

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи .

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение .

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности .

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими - делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание - изобразить то, что видят в окружающей действительности.

Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним. Для этого они используют различные средства: определенный подбор предметов для изображения; избирательность цвета; обыгрывание результатов своей деятельности; дополнение словами, рассказом об изображенном предмете или явлении. Обучение детей конструированию, аппликации, рисованию и лепке начинается с их знакомства с окружающими предметами и явлениями. Ребенка учат наблюдать окружающее; целенаправленно рассматривать, обследовать предметы; знакомят с многообразием форм, созданных природой и руками человека, вследствие чего у него развивается образное видение мира .

Кроме предварительных целенаправленных наблюдений, с детьми пятого года жизни необходимо организовывать рассматривание предметов перед занятием и непосредственно на занятии с целью уточнить представления о данных предметах, вызвать к ним интерес, желание перенести воспринимаемые образы на бумагу, в глину.

Следующим этапом формирования изобразительной и конструктивной деятельности у ребенка среднего дошкольного возраста является ознакомление его с многообразием способов изображения предметов и явлений в разном материале, т.е. введение в мир условных и графических образов.

Показ различных способов изображения приобретает в средней группе большее значение, чем в младших. В этом возрасте дети способны замечать некоторые признаки предмета - цвет, общую форму, различать его части и детали, и у них возникает желание передать это в рисунке. Но развитие зрительного восприятия несколько опережает развитие специальной умелости руки. Поэтому ребенок очень нуждается в наглядном показе способов изображения, в процессе которого у него формируются представления о графических и пластичных условных образах. Воспроизводя эти способы по памяти, или повторяя по нескольку раз вслед за показом воспитателя, дети упражняют руки и глаз, в результате чего у них развиваются формообразующие движения в рисовании и лепке, совершенствуется зрительно-двигательная координация .

К четырем годам у детей усиливается интерес к результатам своей деятельности. Признание окружающими образа, созданного ребенком, является эффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от товарищей и педагога такого же любования. Критические замечания нередко воспринимаются ими как обида и не дают положительных результатов. Однако самостоятельно они не могут находить и исправлять свои ошибки. Поэтому задача воспитателя - создавать такие ситуации, в которых ребенок наглядно убеждался бы в правильности выполненного задания. Например, в рисунке можно предложить ребенку отнести нарисованный им предмет на специально подготовленное место и поставить в таком положении, в каком ему хочется. Если рисунок помнется или порвется, то ребенок наглядно убедится в небрежности выполненной работы и постарается устранить недочеты.

Формированию у детей оценочного отношения к результатам рисования способствует организованное рассматривание всех детских работ с использованием игровых ситуаций, а также составление вначале воспитателем, а затем и самими детьми рассказов по рисункам. С этой целью воспитатель может заранее подготовить место, где будут висеть рисунки. Закончив свой рисунок, ребенок сразу же относит его и вывешивает в указанном педагогом месте. При этом ребенок может сравнить свою работу с другими, придумать рассказ по особенно понравившемуся рисунку. Когда закончат рисовать все дети, воспитатель организует рассматривание, обращаясь прежде всего к тем, кто уже успел рассмотреть рисунки, оценить их, придумать хотя бы очень короткий, элементарный рассказ .

Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, рассказывая, не ограничивались простым перечислением того, что нарисовано, или оценивали рисунки только с точки зрения аккуратности выполнения. Необходимо предложить подумать, что делает (делал) изображенный персонаж или что было с нарисованным предметом, куда и зачем его положили и почему нравится именно эта работа. В этом случае дети как бы обыгрывают, оживляют статические элементарные образы, проявляя свое отношение к изображаемому.

Именно в такой ситуации у ребенка начинает формироваться устойчивый интерес к предлагаемой тематике, а также замысел и объективность в оценке результатов деятельности

Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Значение занятий изобразительной деятельностью для воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность.

Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками.

ПЛАН

1. Зарождение изобразительного деятельности у ребенка до 3-х лет

2. Развитие изобразительной деятельности дошкольника

2.1. Особенности рисунка дошкольника

2.2. Связь рисования с игрой и речью ребенка

3. Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте

Литература

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

2. Давыдчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольника. - М.: Просвещение, 1973. - 76 с.

3. Запорожец А. В., Венгер Л. А.., Зинченко В. П., Рузская А Г. Восприятие и действие / Под ред А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1967. - 324 с.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду; Обучение и творчество. - М., 1990.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность дошкольников / В кн.: Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Л.Н.Проколиенко. - М.: Сов школа, 1991. - С. 246-267.

6. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

7. Парамонова Л., Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. -1985. - №7. - С. 46-49.

8. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М., 1988.

9. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. - М.: Школа-Пресс. - 1997. - С. 250-257.

10. Урунтаева Г. А Дошкольная психология. - М.: Изд. Центр "Академия", 1997. - С. 95-98.

11. Шаграева А.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 259-268.

Зарождение изобразительного деятельности у ребенка до 3-х лет

Изобразительную и конструктивную деятельность ребенка еще называют продуктивной, имея в виду, во-первых, ее нацеленность на получение результата, а во-вторых, ее творческий и оригинальный характер. В то же время, эти виды деятельности помогают ребенку отразить окружающую действительность так, как она ее воспринимает и понимает. Создавая рисунок, аппликацию, скульптурную форму или конструкцию, ребенок воплощает на доступном ей техническом уровне свои индивидуальные и субъективные образы предметов и явлений окружающего, поэтому такая деятельность носит моделирующий характер. Продукты изобразительной и конструктивной деятельности - это модели окружающей действительности .

Моделирующий характер продуктивной деятельности ребенка сближает ее с игрой, где моделируются отношения между взрослыми.

Техническую сторону продуктивной деятельности составляют ее средства и способность ребенка во владении ими. Используются цвета, формы, композиции, которые передаются с помощью красок, бумаги, пластилина, конструктора, используя специальные орудия и приспособления: кисточки, карандаши, ножницы и др. На протяжении дошкольного детства ребенок овладевает навыками продуктивной деятельности, способами моделирования. В результатах продуктивной деятельности отражается познавательный опыт ребенка, его понимание мира. В то же время стремление смоделировать определенный объект ставит перед ребенком задачу его детального познания, выделение в нем частей и свойств. Продуктивная деятельность составляет форму познания ребенком мира, тесно связанную с необходимостью в самовыражении малыша.

Первые производительные действия ребенка возникают на основе предметных действий с такими изобразительными средствами, как карандаш, кисточку, с такими материалами, как бумага, пластилин. Манипулируя карандашом в 2 р. Ребенок открывает его свойство оставлять на поверхности след. Первые заметки карандашом ребенок делает не только на бумаге, а и на стенах, на мебели, не понимая смысла этих пометок. Постепенно ребенок узнает о связи между движениями своей руки и линиями, которые оставляет карандаш на бумаге. С этого начинается формирование техники рисования, выработки навыков владения карандашом.

Взрослый побуждает ребенка к осмыслению первых каракуль, спрашивая "Что это?", Или говоря "Это мячик. Это яблочко". Ребенок знакомится с детскими книгами, учится узнавать нарисовано, устанавливать его связь с услышанным. Процесс создания собственного рисунка происходит по схеме: случайные линии карандаша - их осмысления. Первые изображения карандашом весьма приблизительно передают внешние свойства предметов. Так, ребенок часто рисует замкнутую линию, форма которой приближается к кругу, которая для нее обозначает различные предметы: это и шарик, и девочка, и солнышко. Взрослому трудно узнать в них определенный предмет. Он объясняет ребенку: если это яблочко, то дорисуем черенок или листик. Связь каракуль с предметом ребенок запоминает, о чем свидетельствует узнавания ним предметов на своих рисунках. Впоследствии ребенок сам начинает называть нарисовано.

Называния ребенком своих каракуль составляет первый этап в развитии изобразительной деятельности. В этом процессе участвует знаковая функция сознания. Рисование ребенка приобретает сущностной признаки изобразительной деятельности как создание образов окружающих предметов. Ребенок все глубже проникает в сущность изобразительной деятельности, начинает осознавать ее специфическую цель изобразить что-то. Об этом свидетельствует постановка ребенком задачи перед началом рисования по принципу назвал-нарисовал. Рисунок задается ребенком заранее, еще до своего воплощения. Нарисовав, ребенок замечает, что взрослый не всегда правильно понимает детский замысел, не узнает на рисунке то, что хотела нарисовать ребенок. Отсутствие сходства изображенного с оригиналом становится препятствием на пути опосредованного предметом общения со взрослым. Переход к умышленному изображение предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности. Развивается моторика руки, ее произвольность. Т. С. Комарова выделила три группы изобразительных умений:

1) умение использовать орудия и материалы (кисточка, карандаши, краски и др.);

2) способность устанавливать связь действительной формы предмета с тем движением, которое следует использовать для ее передачи в рисунке;

3) зрительное восприятие и контроль движений на основе представления об особенностях того рисунка, который должна сделать ребенок.

ВЫВОДЫ об особенностях изобразительной деятельности у ребенка до 3-х лет:

Изобразительная деятельность носит продуктивный характер, выступает разновидностью детского творчества

Изобразительная деятельность зарождается на основе потребности ребенка в активности, в познании окружающего, в подражании взрослых;

Изобразительные действия возникают из 2-х гг. На основе предметных действий малыша с карандашом при появлении осмысления его следов на поверхности;

Признаком собственно изобразительной деятельности ребенка является названия ней изображенного, что связано с развитием знаковой функции сознания;

Формирование у ребенка техники рисования происходит на основе его потребности быть понятной для взрослого, установить с ним контакт через рисунок.

Предпосылками продуктивных видов деятельности , так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания . Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа , показанного взрослым, к названию его определенным словом.

С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Вершина развития каракулей - замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов. Перемещение слова с конца на начало рисования - важнейшее достижение в изобразительной деятельности. Как только малыш начинает приписывать своим каракулям то или иное содержание, они превращаются в средство указания и сообщения. Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности и становился узнаваемым . При обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту. По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия , который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения , происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок .

Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности , помогает ему ее освоить, является средством познания . В изобразительной деятельности ребенок усваивает разные элементы социального опыта . Главными средствами выразительности , используемыми дошкольниками, являются линия и цвет . Цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к объекту. Композиция и величина объектов также выражают отношение ребенка к изображаемому, использование композиционных приемов связано с освоением пространства листа. Особенности развития изобразительной деятельности дошкольника:

Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

Формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

Развивается умение создавать и воплощать замыслы;

Осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Ребенок изображает всю действительность , как он себе ее представляет. Рисунок включает весь опыт малыша. Содержание рисунка определяется не только индивидуальными особенностями дошкольника , но и половыми, национальными . В рисование включаются моральные и эстетические оценки , представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, причем нравственные и эстетические эталоны слиты. Детское конструирование означает процесс сооружения построек , в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов , а также способы их соединения .

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи , предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование - изображение и строительство для игры .

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. позволяет определить способы конструирования . Ребенок обследует не только основные свойства предметов, но прежде всего их специфические конструктивные качества. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел . В процессе конструирования ребёнок узнаёт , что за определённой формой и весом деталей стоят определённые конструктивные свойства. Выделяют следующие типы конструктивной деятельности:

- конструирование по образцу необходимый и важный момент в развитии конструктивной деятельности ребёнка. - конструирование по условиям способствует развитию творчества, инициативы, дисциплинированности . - конструирование по замыслу конструирование для игры объединяет детей.

Аппликация и лепка – ещё два вида продуктивной деятельности. Их психологическое значение сходно со значением изобразительной и конструктивной деятельности. Все они в совокупности развивают у ребёнка способность планировать деятельность.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

Дошкольники познают конструктивные свойства деталей а материалов;

Расширяется область творческих проявлений.

Известно, что изобразительная деятельность для ребенка не только весьма интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет ребенку передать свои впечатления от окружающего мира, выразить на бумаге, в глине и других материалах свое эмоциональное отношение к окружающему.

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитывается нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности .

Изобразительная деятельность является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Вопросы методики формирования художественного образа в детском творчестве отражены во многих педагогических исследованиях, в которых отмечается, что развитие личности ребенка самым непосредственным образом связано с формированием у него эстетического отношения к действительности и высокой художественной культуры. Эстетическое отношение ребенка к миру и искусству складывается в процессе познания действительности как непосредственно -через представления, понятия, продуктивное творчество. Не случаен интерес многих исследователей к проблеме детского творчества, его художественно-образной природе, путям его формирования у детей разного возраста.

Характеризуя особенности изобразительного творчества, можно отметить наличие у детей интереса, склонностей к содержанию, видам изобразительной деятельности. По сравнению с младшим и средним возрастом, у старших дошкольников происходят качественные изменения интересов, о чем свидетельствует исследования Л.П. Блащук. Она считает, что в интересе к изобразительной деятельности можно выделить те же характерные особенности, которые присущи интересу вообще, а именно: предметную направленность, действенность, широту, глубину и устойчивость .

Предметная направленность интереса проявляется в увлеченности ребенка определенным видом изобразительно деятельности, тематикой, художественным материалом.

Действенность выражается в степени активности в процессе деятельности, когда на фоне эмоционально-положительного отношения к различным видам, проявляется инициатива, активность, самостоятельность в любимом деле.

По глубине интереса может быть:

1) Поверхностный, направленный на внешнее удовлетворение в деятельности;

2) Углубленный, характеризующийся творческим отношением в работе, стремлением больше узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их выразительных средствах;



3) Устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого ребенка (один больше интересуется рисованием карандашами, другой -красками, третий - пластикой форм в лепке и т.д).

Интерес играет большую роль в обучении старших дошкольников изобразительной деятельности, способствует развитию у них специальных художественных способностей: чувства цвета, формы, композиции, сюжета, замысла, ручной умелости в рисовании, лепке, аппликации.

Старшие дошкольники способны передать в своих рисунках эстетические и характерные признаки предмета, явления действительности, человека, животных, используя для этого жест, мимику, позу, цвет и другие средства выразительности. Обогащая опыт ребенка знанием разных способов изображения образов животных, человека и умением применять их в рисовании, можно создать основы для раскрытия индивидуальности ребенка, развития его творчества.

В изобразительном творчестве дети этого возраста при создании художественного образа руководствуются признаками как цвета, так и формы, являющимися объективными характеристиками материального мира. Только при этом условии можно определить их соотношение и взаимосвязь в эстетическом воздействии на детей, в развитии творческой активности личности. Цветовая характеристика образа в большей степени способствует развитию творчества .

В изобразительной деятельности старших дошкольников наблюдается более устойчивый замысел, расширяются возможности использования материалов, которые выбирает ребенок. Он способен принимать на себя роль "художника", "скульптора", "мастера", в связи с чем мотивирует выбор деятельности и материала.

Проявить смелость в своем творчестве очень хорошо помогают нетрадиционные техники рисования. Они также способствуют развитию воображения, увеличению интереса к изобразительной деятельности, помогают "уйти от шаблонов". Очень важно чтобы ребенок дошкольного возраста проявлял интерес и желание рисовать не только кистью и карандашами, но и более необычными способами с помощью разнообразных материалов.

Волкова Екатерина Юрьевна

студент 2 курса, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

E-mail:

Ионова Наталья Владимировна

научный руководитель, канд. филол. наук, доцент ЧГУ, г. Череповец

Изобразительная деятельность, оказывающая исключительное влияние на всестороннее развитие детей, в дошкольном возрасте занимает особое место. Для малышей рисование является одним из самых интересных занятий, так как позволяет передать то, как они видят окружающую жизнь, выразить то, что их взволнует и вызывает положительные чувства. Именно поэтому изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный творческий характер.

В рисунках дети проявляют свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисункам можно в определенной степени выяснить уровень этого познания. Помимо этого, находят отражение такие специфические особенности мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность тесным образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются темперамент, интересы ребенка, половые различия. Она, как никакая другая требует создания специальных условий с использованием особых средств. Одинаковые ли условия следует создавать для всех дошкольников?

Мальчики и девочки - два поразительных мира, каждый из которых ждет своего подхода. По данным таких ученых как В.В. Абраменкова, В.Е. Каган, И.И. Лунин, Т.И. Юферова, мальчики и девочки уже с раннего возраста значительно отличаются в интеллектуальном и физическом развитии, у них разные интересы и склонности.

При подготовке и проведении занятий по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста для более компетентного учета гендерных основ развития личности каждого конкретного ребенка необходимо выделение особенностей восприятия и передачи собственного отношения к изображаемым явлениям, как у мальчиков, так и у девочек.

Исходя из этого видно, что проблема гендерных различий должна занимать исключительное место, особенно в дошкольном возрасте. Вопросы о том, насколько сильно влияют гендерные установки ребенка на его изобразительную деятельность, интересуют современных педагогов и психологов.

Раскроем само понятие гендера.

Гендер - социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии .

У детей половые (гендерные) роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации. «Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста» . Как же гендерные особенности влияют на изобразительную деятельность дошкольников?

Мальчики, как показывают исследования Т. Ковальцовой , быстрее осваивают художественный мир в целом, ориентируются в нем лучше, чем девочки, которых чаще интересуют конкретные детали. У мальчиков все происходит на уровне смысловых образований. У девочек - включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть эту красоту. Девочки почти всегда рисуют предметы, используя яркие, насыщенные цвета. Мальчики, используя темные цвета: серые и черные, рисуют действие. По содержанию рисунки мальчиков и девочек различаются уже с первых лет жизни. Девочки заполняют альбомы «принцессами», автопортретами, их интересует человек и его окружающая среда: одежда, вещи, предметы домашнего обихода. Мальчиков интересуют технические средства передвижения: самолеты, поезда, машины. Сам процесс работы тоже различается. Девочки стремятся к «приукрашиванию», эмоциональному самовыражению, раскрытию и воссозданию эстетических сторон как окружающей, так и воображаемой действительности. Их рисунки, в отличие от рисунков мальчиков, ярче и более детализированы. Но при этом рисунки девочек, как правило, статичны, а в рисунки мальчиков наполнены действием, движением. Мальчики, рисуя портрет человека, чаще передают лишь основные черты и пропорции, не выражают своего отношения к изображаемому объекту. Девочки, если им нравится, то, что они изображают, всячески украшают множественными деталями: бантики, бусинки, рисуют улыбку.

Данные особенности детей, по мнению Е.В. Тереховой , можно в полной мере учесть при подготовке и проведении занятий по изобразительной деятельности, если использовать гендерный подход. Его суть состоит в том, чтобы создать условия развития гендерных основ развития личности каждого конкретного ребенка. Необходимо выделить особенности изображения, а также восприятия и передачи собственного отношения к изображаемому, как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков необходимо формировать заинтересованность, творческое приобщение к изобразительной деятельности. Предоставить им широкие возможности для экспериментирования с изобразительными материалами. Для девочек создавать ситуации, в которых требуется передать на рисунке движение, действие. В процессе свободной самостоятельной деятельности детям необходимо дать возможность выбора содержания: и девочки, и мальчики могут изображать то, что для каждого из них интересно и эмоционально значимо. Занятия по рисованию можно проводить как со всей группой, так и по подгруппам - отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, что зависит от тематики занятия.

В целях не только теоретического, но и практического изучения данной стороны вопроса было проведено исследование по выявлению гендерных особенностей и влияния их на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста.

Базой эмпирического исследования стал МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Череповец.

Диагностика проводилась в старшей группе детей (6-7 лет) детского сада. Всех детей разделили на две группы по половому признаку. Группа девочек - 9 человек и группа мальчиков - 5 человек. Всего в эксперименте принимало участие 14 детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения диагностики детям было предложено нарисовать 2 рисунка. Никаких предварительных сведений о цели эксперимента не сообщалось для того, чтобы дети чувствовали себя как можно непринужденнее.

Был использован следующий материал: листы белой бумаги формата А4, цветные и простые карандаши, цветные краски (акварель, гуашь - по выбору детей), кисточки.

Первый рисунок предполагалось нарисовать на свободную тему, т. е. дети сами придумывали сюжет рисунка и изображали его на бумаге. Дети могли использовать цветные краски - гуашь или акварель (по выбору детей). Рисунок на свободную тему был нужен для того, чтобы выявить какие объекты предпочитают изображать мальчики и девочки, предпочтение цвета, благодаря использованию цветных красок, это выявляется наиболее очевидно. Так как дети сами сообщали по завершению своей работы над рисунком, что они на нем изобразили, можно было выявить отношение самого ребенка к своей работе.

Тема второго рисунка была задана изначально - «Человек». Для рисования первого рисунка можно было использовать только цветные карандаши. Это было необходимо для того, чтобы можно было проследить не только гендерные, но и общие особенности рисунков детей, такие как: сила нажима, прорисовка, схематизм, «прозрачность» рисунка и т. д.

Во время проведения данного эксперимента фиксировалось поведение в процессе работы, расположение изобразительных материалов.

Затем полученные работы детей анализировались.

В каждом из рисунков были выявлены гендерные особенности в рисунках мальчиков и девочек. Так как из результатов анализа данных, полученных из проведенной диагностики, выяснилось, что гендерные особенности оказывают значительное влияние на содержание рисунка, предпочтение цветов, технику его рисования, детализацию и прочие рассмотренные критерии.

В результате исследования проблемы гендерных особенностей в изобразительной деятельности выявлено, что отношение к изобразительной деятельности, качество выполнения работы, выбор сюжета у девочек и мальчиков имеют свои особенности.

В выборе цветов мальчики ориентируются на темные цвета, а девочки предпочитают яркие, насыщенные или пастельные цвета.

Рисунки девочек, в отличие от рисунков мальчиков более детализированы. По содержанию в рисунках девочек мы увидим принцесс, людей, изображения самих себя, а также всего, что непременно связано с человеком и его бытом. В рисунках мальчиков мы чаще видим технику, рисунки наполнены действием.

Таким образом, все выделенные ранее в теории гендерные особенности рисунков подтвердились в практическом изучении данного вопроса.

Из-за актуальности проблемы гендерных различий детей, гендерный подход на сегодняшний день становится определяющим в организации изобразительной деятельности. Зная отличительные особенности мальчиков и девочек можно правильно организовать занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Благодаря этому можно сохранить данные природой половые особенности, осуществляя полноценное воспитание таких двух разных миров - мальчиков и девочек.

Список литературы:

  1. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 52-59.
  2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихология - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/ В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
  3. Ковальцова Т. Гендерный подход в обучении детей 5-7 лет рисованию/ Т. Ковальцова [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: