Психоэмоциональное здоровье человека. Эмоциональное и психическое здоровье. Психически и эмоционально здоровый человек имеет

Душевное пищеварение для меня является удобным и простым, а главное эффективно работающим способом решения жизненных задач. Сложился он около десяти лет назад, когда я с семьей переехал из одного города в другой. Все полностью поменялось. Новая работа, новые знакомые – все новое. Новая работа, новые знакомые – все новое. Необходимо было перестраиваться, приспосабливаться и переучиваться, просто выживать.Требовался ИНСТРУМЕНТ для выживания. Опыт занятий психологией,йогой, НЛП и т.д. у меня...

Думаю, любой читающий эту статью знаком с тем, что такое душевная боль. И, вероятно, не только в теории.

Душевная боль подчас является результатом психологической травмы – свежей или той, что была получена ранее.

Психологической травмой считается реакция человека на значимое событие, инициирующее эмоциональные негативные переживания достаточной длительности и той или иной степени интенсивности.

Кто-то переживает чувства, ставшие следствием психологических травм чаще, кто-то реже. Это...

Казалось бы, какая связь между ухудшением памяти и проблемами на работе или между лишним весом и повышенной нервозностью? Оказывается, прямая. А изречение "все наши болезни - от нервов" не лишено смысла, потому что физическое здоровье действительно во многом зависит от здоровья психического.

Чтобы выяснить, почему возникают "душевные" проблемы и как их победить, мы "побывали на приеме" у психотерапевта высшей категории, кандидата медицинских наук Григория Рожковского.

Спасите наши души...

Скоро в школу
О школе ребенку, который еще не переступил ее порога можно сказать по-разному.

Школа – это прекрасно! Это очень интересная жизнь! Ты будешь каждый день узнавать что-то новое… Твой ум будет развиваться… Учиться – это хорошо, полезно, радостно.

Можно так. Но случается и иначе.
- Пойдешь в школу – будет не до игрушек. Засядешь за уроки! Смотри, веди себя в школе хорошо. Если учительница на тебя пожалуется, мало тебе не будет!

Но чаще всего родители н и к а к не...

Ученые давно доказали, что добряки, весельчаки и оптимисты гораздо реже посещают врачей, чем злюки и буки. Группа швейцарских исследователей под руководством Питера Брюггера пошла в своих исследованиях еще дальше...

Если хочешь быть здоров

Ученые провели весьма любопытный эксперимент. Набрали из числа добровольцев группу абсолютных оптимистов и пессимистов, сделали и тем и другим прививку от гриппа и стали ждать. Через месяц обнаружилось, что у пессимистов вырабатывается гораздо меньше...

Казалось бы все динамично развивалось.. Привычный график: работа-дом-работа-дом. На выходных нет сил и желания куда-либо идти.

Внезапное желание готовить и интерес к кулинарии, который ранее, если и появлялся, то пропадал через пару недель. А сейчас уже более 1,5 месяцев, и даже не пропадает.

Мне 22. Недавно взяла первый отпуск – трудовой, и справедливо заслуженный. Думала: улажу кое какие дела, высплюсь, схожу куда-нибудь. А может и не пойду. Отключу телефоны и буду искать уединения. Это...

«Мне кажется, чтобы приблизиться к нему, нужно расстаться с некоторыми ложными идеями, которые существуют в современном мире. Например, о том, что материальные блага (более высокая зарплата или дорогая машина) могут принести в нашу жизнь счастье и душевный мир.

Внутренний комфорт и эмоциональная удовлетворенность гораздо важнее внешнего благосостояния – источник счастья находится внутри нас, а не вовне. Это легко понять, размышляя над собственным опытом. Ментальная, эмоциональная...

Люди, эмоционально здоровые, контролируют свои эмоции и поведение. Они способны справиться с проблемами в жизни, построить прочные отношения и оправиться от неудач. Но работа над своим психическим и эмоциональным здоровьем требует таких же усилий, как и работа над красотой и здоровьем вашего тела.

Что такое психическое или эмоциональное здоровье?

Психическое или эмоциональное здоровье является показателем вашего психологического благополучия. Насколько хорошее это здоровье вы можем судить...

Силой доброю и могутною!
Ож и ты краса, красна девица,
Окажи нам честь да блесни красой,
Красой красною, мыслью мудрою!

Короче говоря, здорОво, дорогой! ЗдОрово живешь, весело и Волшебно, практически. Вот такая вот лингвистическая загадка, с одной стороны приветствие, с другой стороны пожелание здоровья, с третьей оценка качества происходящего.

Я так приветствую и здороваюсь с теми, с кем уже пообщались...


Психика - это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого стратегию и тактику своего поведения и деятельности. Образ мира, формирующийся у человека, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что он эмоционально окрашен. Человек всегда пристрастен к построению внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память). По формам отражения в психике можно выделить два компонента: сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание – высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т. д. и при необходимости контролировать их. Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (ходьба напр.), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и лишь потом осознается. Психика проявляет себя в форме психических процессов или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы называют компонентами психики. У разных людей психические процессы проявляются по-разному, характеризуются определенным уровнем активности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это – вдохновение, пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. Для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности – психические свойства: темперамент, характер, способности и т. д. Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций. Личность следует рассматривать как слияние биопсихосоциальных основ. Перед человеком постоянно встают все новые задачи, которые он на протяжении своей не очень продолжительной истории решал на базе его уникальной генетической программы.

Эмоции – субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющиеся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т. д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической и висцеральной сферах.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности – положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, т.к их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональный стресс (напряжение). Он запускается стресс-факторами, к которым относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими как конфликтные отношения между людьми. Увеличение числа стрессов – расплата человечества за технический прогресс. Двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. Эмоциональные ощущения свидетельствуют о недостатке или избытке каких-либо факторов. Потребности есть у всех живых существ. Живые системы избирательно реагируют на предмет потребностей, на то, чего организму в данный момент не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока состояние нужды не будет удовлетворено.Потребности человека и животных неодинаковы. Даже потребности физического существования человека подчиняются и трансформируются в зависимости от высших специфически человеческих форм существования.

По вопросу о природе человеческих потребностей имеются две точки зрения:

Человеческие потребности являются врожденными (Маслоу А.);

Потребности человека формируются в процессе освоения человеком культуры и развития личности; развитие потребностей происходит через расширение и изменение круга их предметов.

Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием. Потребности человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок. Обязательным условием формирования потребностей в той или иной деятельности является опыт этой деятельности, который на ранних этапах развития осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, либо может служить как удовлетворение какой-либо другой потребности.

Формирование основных потребностей человека связано с сознанием. В поведении человека биологическая компонента представлена врожденными потребностями, которые делятся на три основные группы.

Витальные или биологические потребности – потребности в пище, воде, сне, комфортной температуре, обуславливающие индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится также потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее простой путь для достижения своих целей. Один человек меньше расходует своих физических и психических сил, выполняя что-то последовательно и кропотливо, другому выгоднее (т.е. он меньше потратит физических и психических сил) изобрести что-то, освобождающее его от кропотливости. Потребность в экономии сил может приобрести и самодовлеющее значение, и тогда у человека будет превалировать лень.

Социальные потребности – потребность занимать определенное место в социальной группе, следовать нормам, принятым в данном социуме. Длительное неудовлетворение потребностей ведет к неврозам и гипертонии. Удовлетворение социальных потребностей находит отражение в делении социума на группы, слои и т.д. в рамках микросоциумов и макрообразований формируются свои нормы поведения, которые закрепляются в общественном сознании через законодательство, мораль, идеологию.

Потребности, связанные с познанием окружающего мира – присущи исключительно человеку.

Имея в виду основные группы потребностей, в последнее время все чаще выделяют три существенные компоненты человека: биологическую, психологическую и социальную. Психологическая компонента реализуется в большей своей части через область бессознательного. Человеком осознается только около 15 % информации, получаемой как из окружающего мира, так и из «внутреннего мира» человека. Психологическая компонента имеет биологическую основу. Через механизм выработки нейропептидов придается определенная эмоциональная окраска вероятному столкновению проявления той или иной потребности человека с информацией из окружающего мира, способствующая или затрудняющая реализацию этой потребности. Более всего разнообразных потребностей имеет человек, у которого, кроме физических и органических потребностей. Есть еще еще материальные, духовные, социальные.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, не увеличивается количество клеток, из которых он состоит. Сами по себе информационные перегрузки не представляют угрозы для психики, т.к. у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение – информационный стресс. Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам – срывам нормальной психической деятельности.

Что делает человека человеком? На этот вопрос многие тысячелетия старались ответить мудрецы и философы разных стран мира. Существовало множество ответов на этот вопрос, но сейчас все сошлись на главном: человека делает человеком его духовная сущность, душа, если верить в Бога, нравственное духовное сознание, если верить материалистам.

Если вспомнить то, чему нас учили в школе или в институте, то вспомним, что на первом месте стоят жизненные потребности (дышать, есть, пить, спать и так далее), но дальше нам хочется уважения, признания наших достоинств, профессионального роста, самореализации, авторитета. Причем это все должно быть именно за наши человеческие качества, а не за какие-то удобства или материальные блага.

Современный мир – мир стрессов и скоростей. Человек живет в мире информации, и не всегда позитивной. Он должен успевать за прогрессом, наращивать профессионализм, торопится, иначе вытолкнут, затопчут, перегонят.

Психологи говорят, что человек адекватен, когда он разумно воспринимает все, что происходит с ним и в окружающем его мире. Каждый человек должен сам уметь справляться со стрессами, уметь общаться с окружающими в любой ситуации, сохранять выдержку и спокойствие, владеть собой. А многие даже именитые доктора считают, что все болезни от нервов. А если почитать статистику о состоянии здоровья населения нашей страны, то можно прийти к выводу, что мы все постоянно находимся в состоянии стресса, психологического истощения и, как результат, на грани нервного срыва.

Как же сохранить психическое здоровье в современном мире?

Работа должна быть любимой и желанной, тогда она не будет в тягость.

Найти для себя отдушину – хобби, которое позволит уйти от стресса, отдохнуть, даже забыться.

Найти и определить для себя цель жизни. Не забывайте, что смысл жизни у всех разный, поэтому не старайтесь копировать кого-то и не навязывайте окружающим свою точку зрения.

Постараться по мере сил регламентировать свою жизнь (соблюдать режим дня)

Не только с удовольствием трудиться, но и так же с удовольствием отдыхать.

Стараться избавиться от всех вредных привычек.

Жить и мыслить позитивно (Все, что не делается, все к лучшему).

Прийти к Богу. Не зря же говорят: "Не говори Богу, что у тебя есть проблема. Повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог."

Психическое здоровье

Все мы знаем о том, что такое здоровье – наиболее емко это понятие отражает словосочетание «отсутствие болезни». Можно назвать здоровым человека, который не имеет никаких нарушений функционирования органов и систем, заболеваний, однако в отношении здоровья психического оно утрачивает смысл, потому как это определение не ограничивается отсутствием патологии.

Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.

В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Не существует четких норм понятия психическое здоровье, поскольку каждая из составляющих может быть истолкована субъективно.

Бесспорно, имеется утвержденный перечень психических заболеваний, но, как уже говорилось ранее, их отсутствие не гарантирует полного здоровья, поэтому и трактуется одно неоднозначно. Несмотря на это существуют определенные детерминанты – социальные, психологические факторы, наличие которых позволяет утверждать о хорошем здоровье.

Функциональное состояние психики определяется такими аспектами, как:

1. Умственная работоспособность. Познавательные процессы на высоком уровне – показатель здоровья.

2. Стремление к осуществлению осознанной деятельности. Обучение, профессиональная, творческая деятельность, реализация себя в ином качестве – свидетельство наличия интересов, мотивации.

Существует несколько мнений о том, что может свидетельствовать о психическом здоровье и какие его составляющие являются обязательными. Большинством исследователей признаны следующие особенности.

Чем характеризуется психическое здоровье?

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные (с узким кругом людей). В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть, избегать идеализации и необоснованных претензий, эффективно решать конфликтные ситуации, способность не только брать, но и давать. Это относится не только к супружеским отношениям, но и детско-родительским.

Важным моментом является здоровье самих отношений: они не должны быть угрожающими, насильственными, тревожными, разрушающими. Здоровые отношения несут в себе только продуктивность. Сюда же можно отнести «экологичность» - способность человека выбирать для себя в основном комфортное окружение.

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества – важно для психически здорового человека.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека, поэтому важно пояснить, что она в себя включает:

3.1. свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;

3.2. танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность, не страдает зависимостью, не пытается компенсировать отсутствие контроля за одной из сфер жизни гиперконтролем в другой.

5. Понимание этических норм. В первую очередь, здоровый человек осознает смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого, понимает, что другой человек – отдельная личность со своими особенностями и отличиями.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше и что это повлечет – эти умения также отличают здоровую личность.

10. Адекватная самооценка. Одна из составляющих психического здоровья – реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

Как правило, отсутствие одного или двух пунктов – редкий случай, поскольку это влечет к разрушению всей «конструкции». Так, неадекватная самооценка провоцирует завышенные или заниженные ожидания, мешает выстраивать гармоничные отношения с окружающими, эффективно рефлексировать. Эмоциональная неустойчивость не позволяет проявить осознанность в той или иной ситуации, управлять собой, а также сказывается на способности работать.

В действительности наличие всех пунктов встречается достаточно редко и лишь в определенной среде, это вовсе не значит, что люди в основном являются психически нездоровыми. В отношении психики более применима схема «здоровье-отклонение(тенденция)-пограничное состояние-болезнь», поэтому многие «упущения» формируются на стадии тенденции к определенным нарушениям, и от самой болезни еще далеко. Однако психика является конструктом достаточно нестабильным, и даже при отсутствии нарушений в течение жизни является высоким риск развития негативных тенденций, поэтому очень важно уделять психическому здоровью достаточно внимания.

Как укрепить психическое здоровье?

1. Питание – основа физического здоровья, которое, как мы выяснили, оказывает влияние на психику. Избыточное количество пищи, продукты, содержащие большое количество сахара, жира, а также провоцирующие нарушение гормонального баланса в организме могут достаточно ощутимо отразиться на психическом состоянии. Известен ряд заболеваний, которые провоцируют эмоциональную нестабильность – патологии щитовидной железы и обмена ее гормонов, репродуктивные заболевания, болезни сердца и т.д., а в таком случае сохранять спокойствие и анализировать собственные мысли и поведение очень сложно.

2. Физическая активность. Она не только формирует вышеописанную способность «играть», но и положительно сказывается на здоровье. Полноценные занятия спортом позволяют насытить организм, и, что немаловажно, мозг кислородом, вызвать выброс гормонов «счастья», настроиться на нужный лад и устранить угнетенное состояние.

3. Стремление к пониманию себя. Это – важная составляющая, которую образует несколько процессов:

3.1. принятие своих сильных и слабых сторон – открытое признание самому себе в том, что нравится и не нравится;

3.2. обучение контролю за своими эмоциями – для этого важно понимать причину их возникновения;

3.3. выявление скрытых талантов и потенциала к решению определенных задач – для этого важно начать пробовать себя в нескольких сферах деятельности, заниматься тем, что интересно.

4. Преодоление зависимостей. В первую очередь, явных физических – курение, злоупотребление спиртным, даже в ряде случаев ненужные «автоматизмы» – всему этому не место в жизни здорового человека. Здесь нужно действовать очень аккуратно, возможно, с помощью специалиста, особенно если зависимость приобрела устойчивый характер и выраженную степень.

Зависимости психологические представляют собой более сложные связи, поэтому также требуют вмешательства специалиста. Как правило, они представлены болезненными отношениями с другой личностью.

5. Стрессоустойчивость. Управление стрессом – часть пункта по обучению контролю за собой и эмоциональными проявлениями, однако она выделена в отдельную категорию, поскольку включает в себя также и обучение техникам релаксации. Что толку, если человек понимает, какими событиями у него вызваны определенные эмоции, если не может с этими событиями ничего сделать? В его силах лишь эффективно противостоять неблагоприятным факторам, а это – залог успеха.

6. Изменить образ мышления. Выполняя каждый из пунктов, человек, сам того не замечая, уже запускает этот процесс. Однако изменение мышления с негативного на позитивное – процесс всеобъемлющий, требующий каждодневных усилий. Важно:

6.1. по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;

6.2. искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;

6.3. перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;

6.4. не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;

6.5. не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;

6.6. положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а ее мы в силах изменить.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

​​​​​​​​​​​​​​«Радости вам и здоровья!» - Когда люди желают своим друзьям радости, они желают им - душевного здоровья!

Душевное здоровье - внутреннее состояние, когда душа открыта людям и миру, бодра и радостна, не страдает болью и не болеет враждой. Это хорошее настроение, бодрость и энергия, интерес к жизни и внутреннее ощущение "Хорошо". Душевно здоровый человек - адекватен, позитивен и доброжелателен. Он живет в высоком эмоциональном тоне, ему нравится разумный уровень жизненного напряжения, жизненный мир для него - прекрасный и любимый.

Душевное здоровье - это не само счастье, а его обязательная предпосылка. Короткие переживания счастья возможны и на фоне душевного нездоровья, счастье длящееся возможно только у душевно здорового человека .

Нужно учесть, что многим людям вполне достаточно душевного здоровья, а переживание счастье для них приятно, но не более. Как мужчине, например, хочется поесть чего-то мясного, а пирожные для него - вкусно, но скорее лишнее.

Противоположность душевному здоровью - неустойчивое, пониженное или прямо плохое настроение, легкость впадения в негатив и трудность выхода из негатива. Обиды, страхи, раздражение, усталость, неспособность переносить жизненное напряжение… Низкий эмоциональный тон, враждебность, озлобленность, отсутствие интереса к жизни, проблемная психосоматика и проблемные психологические защиты - признаки ослабления душевного здоровья. Невроз и депрессия - уже явное душевное нездоровье, хотя, возможно, еще в рамках здоровой психики.

Маленькие дети, как правило, очень душевно здоровы. А вот человек-ребенок, как правило - невротичен. Склонность к обидам, обвинениям, неумение контролировать свои чувства и желания - это не показатели душевного здоровья.

Нельзя недооценивать, но и не следует переоценивать значимость душевного здоровья. Блистание ума, лидерские таланты, мужество и другие достоинства могут как украшать душевно здорового человека, так и у него отсутствовать. Душевно здоровый человек - не обязательно гений и святой. Это может быть бездуховный человек с низким интеллектом и отвратительными манерами.

Да, это может быть. Но чаще воспитанность и душевное здоровье - взаимосвязаны. Душевно здоровый человек легче приобретает воспитанность, воспитанность способствует хорошему душевному здоровью .

Каков путь к душевному здоровью?

Душевное здоровье можно и нужно нарабатывать. Душевному здоровью способствуют привычка к здоровому образу жизни , умение отдыхать , позитивное мировосприятие , ответственность без чувства вины , взрослость и, как ни странно, экстравертированность . А вот интравертность, тем более самокопание , тревожное хождение по врачам и психотерапевтам душевного здоровья категорически не прибавляют. Есть тревожный признак - чем больше человек знает о существовании душевных болезней и травм детства - тем больше обычно он их в себе находит.

Как у Джером-Джерома: «А еще я понял, что у меня не в порядке печень… »

А вот простая зарядка и душ с утра, пораньше отбой и подъем, хорошие тренировки и регулярная физическая нагрузка, закаленное тело, привычка хорошо думать о людях и не сводить жизнь к пупу земли себе любимому и к своим глубинным и тяжким травмам несчастного детства, открытость миру и людям, забота о людях вокруг - как раз очень даже здоровью способствуют.

А кто любит более трудные задачки, чем просто наработать себе душевное здоровье, задумается о свой личной жизненной миссии . Продуктивное размышление!

​​​​​​​