Что значит чувствовать страсть. Что такое страсть между мужчиной и женщиной? Разбираемся в пылких чувствах. Есть ли разница

Психология

Безрассудно, нелепо, безумно, волшебно… Мы с юности мечтаем о такой всепоглощающей любви. Она способна в одно мгновение перевернуть всю жизнь, заставить расстаться с прошлым, осчастливить, захватить, ослепить. Нам кажется, что ради такого чувства мы были бы готовы на многие жертвы, ведь именно страсть, думаем мы, – главное мерило истинной глубины чувств. Но так рассуждают те, кто не испытал ее разрушающее действие на себе. Тот, кто попал под ее огонь, еще очень долго восстанавливал свою опустошенную душу, собирая себя по частям, заново строил жизнь, через мучения освобождаясь от наваждения. Сегодня мы попробуем разобраться, что такое страсть, может ли она перерасти в любовь или она и есть это чувство? Почему мы, несмотря на риск раствориться и пропасть в безумии влечения, все равно стремимся испытать эти безумные чувства? И можно ли противостоять силе страсти?

Страсть – сильное, стойкое, доминирующее над другими, положительно окрашенное чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Еще один смысл, в котором часто используется слово «страсть» – для обозначения высокой степени сексуального возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнеру. В этом смысле это чувство порой необдуманно отождествляют с любовью. Объясняет эксперт рубрики, психолог общественной приемной Татьяна Корецкая: «Главное отличие отношений, основанных на страсти, это то, что у партнеров удовлетворение своих желаний стоит на первом месте. Отсюда очень ярко проявляется эгоизм и преследование прежде всего своих целей. Страсти может поддаться каждый из нас, такова уж природа человека! Другое дело – придаваться страстям, и это уже вопрос этического характера и психологических особенностей и заболеваний».

Любовная химия
Уже известно, что часть причин возникновения наших страстей лежит в области биохимии нашего организма. Но, в отличие от животных, сексуальная активность которых регулируется непосредственно гормонами, мы принимаем решения, пользуясь разумом и логикой. Безусловно, «любовная химия» влияет на регуляцию полового поведения человека, но нельзя забывать об индивидуальном опыте, который имеет не меньшее значение. Врожденные и приобретенные факторы действуют совместно на сознательном и бессознательном уровнях, и однозначно определить, когда и какой из них берет верх над другим, невозможно. Поэтому наше сексуальное поведение нельзя рассматривать по формуле «стимул–реакция», в отрыве от смысла, который эти действия имеют для конкретного человека. У нас всегда есть выбор: поддаться страсти, разрешить ей овладеть собой или же задуматься о цене собственного порыва.
Психолог продолжает: «Наука не одну сотню лет бьется над загадкой, как возникает страсть, но точный ответ до сих пор неизвестен. Первое, что «цепляет» в объекте нашего влечения, это телесная симпатия. Второе – запах, вырабатываемый феромоном. Человек не располагает органом, определяющим феромон, но такой орган есть на стенке, разделяющей носовые пазухи. Поэтому один запах человека для нас выглядит как «свой», другой же наоборот отталкивает. Сама по себе страсть – это чувство, порождающее очень сильные эмоции из-за мощного выброса в кровь адреналина, нейротрофинов, которых так не хватает в нашей повседневной жизни. Поэтому нам так нравится испытывать влечение. Для человека это чувство как долгожданный, свежий глоток, дающий невероятное количество сил, бурю ощущений, ажиотажа, мотивации. Страсть действует, как наркотик».

Это ведет к одиночеству…
Страсть принято считать высшей формой любви. Парадоксально, но она, напротив, может помешать нам любить: когда мы одновременно хотим испытывать яркие любовные эмоции, но в то же время не привязываться ни к кому, желая оставаться независимыми и свободными. Эти противоположные желания объединяет одно – внутренний барьер, не позволяющий ни дать любовь, ни принять любовь другого. Такие крайности в итоге ведут к одиночеству.Бывает, что человек не принимает любовь из-за того, что мечты о страсти мешают ему найти и ценить тепло и заботу. Независимый, не желающий ни к кому привязываться человек, как ни странно, тоже является жертвой страсти: некогда отношения принесли ему боль и разочарования, и теперь пережитая страсть мешает ему испытать настоящую любовь.

Обесцененные ценности
Любить – значит пройти до конца весь опыт соединения одной человеческой жизни с другой. Страсть захватывает и бросает в совершенно иной мир, где обычные человеческие ценности не имеют никакой цены. «Как правило, отношения, построенные на страсти, долго не длятся, в отличие от союза, основанного на любви, где заложены свои, обоюдно-семейные ценности. И любовь, и страсть сходны в одном: они толкают человека на сильные, противоестественные в обычной жизни поступки. Но отношения, построенные на основе пылкой страсти, могут продлиться не дольше двух лет. Именно столько в человеческом организме сохраняется высокий уровень определенного вида протеинов–нейротрофинов. С течением времени он начинает неуклонно снижаться, и былые безумные чувства постепенно исчезают», – резюмирует Татьяна Корецкая.Если мы не можем уклониться от страсти, когда она обрушивается на нас, можно постараться прожить, довести ее до того момента, когда она преобразуется в любовь. В самом начале отношений нередко главенствует именно страсть, но потом для нее надо найти определенное место: если же она заполняет отношения целиком, это приведет их к разрушению.
Возможен путь, когда сильные чувства человек направляет не только на возлюбленного, но использует их и в других делах, превращая свою страсть в дополнительную энергию. Если же вся страсть отдана только партнеру, это может привести к внутреннему опустошению.
Даже если вы попали под жернова страсти и она вас выжгла дотла, воспримите это как испытание, ставшее для вас уроком. Слишком сильная любовь – это своего рода перерождение, после которого, испытав всю боль и отчаяние, мы становимся сильнее.

Страсть всегда проявляется двояко: мы стремимся поглотить другого и отказываемся от самих себя. Как и безумие, страсть обезличивает того, кто ее испытывает. А раз другой отнимает у меня мою индивидуальность, то и я в отместку низвожу его до уровня объекта, вещи. Пока отношения длятся, страстно влюбленный прибегает к шантажу, чтобы добиться присутствия другого и его внимания. «Ты меня любишь?» – это всегда вопрос-прикрытие. Вопросительная форма скрывает повелительное наклонение: «Люби меня!»

Стремление обойтись без страстей носит имя «смерть». Любовь не всегда является болезнью, но в ней всегда присутствует нечто причиняющее боль, некий аффект. Ведь любить кого-то – значит дать ему и право причинять нам страдания. Ради чего нужно любить до безумия? В том-то и дело, что это ни для чего не нужно. Но это позволяет нам выйти за пределы собственной личности, вызывает желание терять – разум, время, самих себя.

сильно выраженное чувство, крайнее увлечение, превратившееся в прочную симпатию, подчиняющее все мысли, чувства и желания человека, поставившее их себе на службу и, следовательно, делающее - как и аффект, только в более сильной степени и более продолжительно - человека несвободным. Оценка страсти должна сообразовываться с тем, направлена ли она на более низкую или более высокую ценность. Гегель называет страсть субъективной стороной энергии, воления и деятельности; он утверждает, что ничто великое не свершилось без страсти и не &может свершиться без нее.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СТРАСТЬ

от nm.patior, pad - терпеть, претерпевать): состояние того, кто подвергается испытанию, терпит; пассивность. В работе «Трактат о страстях души» (1649) Декарт отнес к таковым и описал все аффективные состояния (удовольствие, горе, эмоции), которые испытывает душа постольку, поскольку она соединена с телом. В Древней Греции - как у стоиков, для которых страсть синонимична безрассудству, так и у Платона («Апология Сократа») - желания рассматриваются как страсти, источником которых является тело и которые мудрец, если он хочет достигнуть безмятежности, ведущей к счастью и расцвету души, должен укрощать и преодолевать. Для Декарта тем не менее страсти (в смысле чувств, аффектов) должны играть и позитивную роль, они выполняют естественную функцию, а именно: «располагать душу к желанию тех вещей, которые природа считает полезными для нас, и не отступать от этого волевого решения» (там же). Например, чувство боли предупреждает нас о наличии опасности для организма, чувство жажды - о потребности тела.

Природа страсти. В современном значении слова страсть - это наклонность, которая полностью захватывает личность. Каждый человек обычно обладает множеством наклонностей и предпочтений и свободно выбирает между своими желаниями; судьей здесь выступает разум, и его выбор превращается в акт воли; человек живет в режиме демократического правления наклонностей. Но при наличии страсти все наоборот, и он живет уже в режиме тиранического правления одной-единственной наклонности. В страстном поступке ответственность субъекта может показаться сниженной, в том смысле, что разум вмешивается уже не в выбор индивидом своей цели, а только в процесс оправдания этой цели и поиска любых возможных средств для ее реализации. Существует аффективная логика, с помощью которой одержимый страстью субъект все возводит к своей страсти: если мы ее не одобряем, то мы не понимаем и субъекта, и наоборот, если одобряем, то понимаем. «У сердца свои резоны, неизвестные разуму» (Паскаль, «Мысли», 1670). Существует своеобразная паралогика одержимого страстью человека, когда он оценивает идеи или людей лишь в зависимости от того, как они соотносятся с объектом его страсти. Гегель описал форму страсти: «Эта форма выражает лишь то, что субъект вложил весь живой интерес своего духа, своего таланта, своего характера, своей радости в одно единственное содержание» («Энциклопедия философских наук», 1817); все умственное напряжение сознания целиком поглощено его целью. Страсть не только направляет все силы духа к одной-единственной цели («не существует бессознательной страсти», именно поэтому животные ее лишены) (Кант, «Антропология с прагматической точки зрения», 1797). Она предполагает также широкую активность воображения. Стендаль показывает, как любовная страсть преображает и украшает свой объект, образуя ряд образов - так называемый феномен «кристаллизации» («О любви», 1822). Стендаль так описывает его первую фазу: «Позвольте голове влюбленного работать 24 часа и вот что вы тогда обнаружите: в соляных шахтах Зальцбурга в глубь шахты бросают ветку дерева с оборванными зимой листьями; два или три месяца спустя ее достают покрытую сверкающими кристаллами: самые маленькие веточки - те, которые не больше лапки синицы - окаймлены бесконечным множеством подвижных и сверкающих бриллиантов; уже нельзя узнать прежнюю ветку. То, что я называю кристаллизацией, это операция ума, выводящего из всего, что перед ним предстает, открытие, гласящее, что объект любви наделен новыми достоинствами». Наконец, страсть -- это состояние, основательно модифицирующее личность, в отличие от эмоции, которая представляет собой лишь мимолетное состояние. Кант (там же) даже противопоставлял эмоции и страсти: «Там, где много эмоций, мало страстей», -- понимая под этим, что эмоции рассредоточивают личность на множество направлений, тогда как страсть замыкает ее в одном-единственном.

Страсть как способ познания. Платон в диалоге «Пир» (385 до Р.Х.), отнюдь не противопоставляя страсть разуму, показывает, что страсть лежит у истоков познавательного процесса. Платон развивает теорию любви, по которой каждое живое существо ищет другое - единственное в своем роде - существо, свою вторую половину, с которой в мифическом прошлом они были единым существом. Любовь как поиск другого поднимает дух от красивых тел к красивым душам, от красивых человеческих произведений к наукам и далее к вечной красоте - объекту философии. Юм («Трактат о человеческой природе», 1737) покажет, что разум в качестве познавательной способности не может обосновать ценностные суждения. Милосердие, щедрость и братские чувства могут «привести меня к тому, что я выберу разорение и гибель, чтобы предотвратить малейшее несчастье какого-нибудь индейца или незнакомой мне личности». Разум совершенно чужд такому выбору, как, впрочем, и всякому выбору. Только страстями измеряются ценности, оживляющие наши поступки. Если страсть очень сильна, верность индивида той или иной ценности может идти даже до принесения себя в жертву. Разум - это свет, но не побуждение к действию: «Любовь к истине - весьма возвышенное вдохновение, но очень слабая мотивация» (Конт, «Система позитивной политики», 1851-1854). Романтическая литература превозносила страсть как единственную форму истинной жизни. Средневековая история Тристана и Изольды - самая знаменитая на Западе история легендарной страсти: яркий пример непреодолимой силы любовной страсти, символизируемой любовным напитком, заставившим их пренебречь общественным порядком (и прежде всего, супружеством), и совершившейся с силой судьбы, вплоть до гибели героев драмы. Романтики увидят здесь пример несоответствия между истинной жизнью и прозаическими условиями ее здешнего протекания; романтические драмы как правило завершаются смертью героев. Философы-романтики, как Шеллинг («О возможности формы философии вообще», 1796), описали страсть как желание слиться с универсумом и сделать из своей личности нечто другое, отличное от «Я» («абсолютное тождество»): страсть раскрывает глубину индивида, его бесконечную реальность, единственно способную воспринять бесконечность мира. Но эта тождественность нас с миром в чувстве природы может эффективно осуществляться лишь в границах мгновения, за пределами которого она гаснет; согласно все той же романтической философии, основу человеческой души составляют «ностальгия» и «желание».

Индивидуальные страсти как движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти, которые скорее можно назвать хорошими, и страсти, которые можно отнести к плохим (скупость, ненависть), в зависимости от их объекта: вдохновенные страсти, порождающие энтузиазм (от греч. en-theos - быть в Боге) и творчество, и слепые страсти, приносящие с собой фанатизм. Психологи здесь различают тех одержимых страстью, что не воспринимают ничего за пределами своей страсти, от фанатика, который хочет заставить другого разделить его страсть любым путем, будь то даже насилие. Социолог заметит здесь, что всякая страсть, стесняющая жизнь в обществе, будет считаться плохой либо даже безумной, тогда как тот одержимый страстью человек, что служит обществу или его изменению, будет квалифицирован как «человек, служащий идеалу». Всегда оказывается так, что «ничего великого в мире не совершается без страсти» (Гегель, «Разум в истории», 1830) и что страсти являются движущими силами истории: «Итак мы утверждаем, что ничто не совершается, не будучи поддержанным интересом тех, кто в этом участвует. Этот интерес мы называем страстью, когда, вытесняя все прочие интересы шпГцели, вся индивидуальность целиком проецирует себя на определенную цель всеми внутренними фибрами своей воли и концентрирует на этой цели свои силы и все свои потребности» (там же). Все индивиды обладают своими частными страстями, самые распространенные из которых - деньги, почести и власть (примеры Канта в «Идее всеобщей истории с космополитической точки зрения», 1784), но за «этой сумятицей, царящей на поверхности... совершается молчаливая и тайная работа, в которой сохранится вся сила феноменов» (Гегель, там же). Во всеобщей истории «страсти составляют активный элемент», но за ними и с их помощью реализует себя идея, т.е. общая эволюция мира в направлении лучшего общественного устройства. Частные страсти будут в таком случае бессознательными инструментами осуществления разума в истории.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Страсть – это чрезвычайно сильное чувство, возникающее на уровне интуиции. Выражается оно как увлечение, тяга или склонность к чему-либо или кому-либо. Объектом страсти выступают как люди, так и предметы, идеи и даже мысли. О том, в чем же проявляется страсть, какой вид она принимает в той или иной ситуации, а также как ее распознать в современном мире, и пойдет речь ниже.

Что такое страсть: отвечают психологи

Психологи и философы современности характеризуют страсть как сильнейший эмоциональный всплеск, который берет верх над разумом, действиями и остальными чувствами человека. Правда, они убеждены в том, что страсть – чувство нейтральное, и только сам человек, испытывающий ее, способен придать этому чувству положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

Дело в том, что человек, охваченный страстью, испытывает сразу массу сильных эмоций – радость, тревогу, предвкушение, ожидание, иногда сомнение. Эти эмоции приводят к тому, что человек начинает вести себя в некотором смысле неадекватно, иначе говоря, он совершает поступки, которые окружающим будут казаться необдуманными или попросту глупыми. Происходит это из-за выброса в организме гормонов: серотонина, эндорфина и адреналина.

Как уже отмечалось ранее, страсть чаще всего выступает в роли чувства разрушающего. Но человек способен превратить негативную энергию в позитивную.

Так, например, психологи рекомендуют именно в порыве подобных эмоций, начинать саморазвиваться. Стоит заняться тем, о чем давно мечтали, но не решались этого сделать по тем или иным причинам, например, начать изучать иностранный язык или отправиться путешествовать. Этот процесс способен захватить все мысли, переключить внимание и, в итоге, привнести в жизнь новые знания и впечатления. Однако не всегда человеку хватает самообладания и сил, чтобы самостоятельно управлять своей волей, изначально испытывая страсть и тягу к чему-либо другому.

Хотя у понятия "страсть" известно несколько значений, большинство людей отождествляют ее исключительно с сексуальным возбуждением к партнеру или даже с любовью (используя при этом понятие «страстная любовь»).

Однако психологи отрицают отождествление понятий «любовь» и «страсть», а большинство и вовсе противопоставляют их. Они убеждены, что отношения, построенные на сексуальном влечении, эгоистичны, в отличие от любви. Каждый партнер, мужчина это или женщина, преследует в таких отношениях свою цель, используя при этом другого.

Страсть в этих отношениях действует как наркотик, она захватывает человека с головой, но так же быстро отпускает. Ученые даже установили срок таким отношениям – не больше двух лет. Они считают, что ровно столько времени в человеческом организме сохраняется повышенный уровень определенного вида протеинов – нейротрофинов. С течением времени он начинает неуклонно снижаться, и былые чувства, принятые за любовь, постепенно исчезают.

Как узнать, испытывает ли человек страсть?

Никто не хочет быть «игрушкой» в отношениях. А вот быть «объектом страсти» намного почетнее, хотя итог для такого рода отношений все равно один. И тут возникает вопрос, а можно ли понять по человеку, испытывает он страсть или это более глубокое чувство. Психологи выделяют следующие признаки, характерные для людей, испытывающих к партнеру только страсть, которая выражается исключительно в сексуальном интересе:

  1. Человек испытывает жадный интерес к телу избранника, ему важны манеры и другие внешние проявления.
  2. Флирт и соблазнение доминируют над душевными разговорами.
  3. Повышенная, временами патологическая ревность. Проявляется из-за безудержного желания обладать объектом страсти и контролировать его.
  4. Человек не склонен разговаривать о своих истинных чувствах, его мысли сосредоточены только на собственных фантазиях.
  5. Кроме сексуальных контактов и веселого проведения времени, другие совместные мероприятия малоинтересны.

Признаки страсти определяются и физически, только не спешите делать выводы, опираясь на них. Помните, что страсть присуща всем, а человек изредка поддается ей, поскольку это заложено в его природе. Другое дело – когда он систематически испытывает сильную страсть, переставая себя контролировать. Физически это будет выражено так:

  • Учащенное сердцебиение;
  • Частое перемещение по комнате;
  • Непроизвольное расширение зрачков;
  • Частое пребывание в состоянии сексуального возбуждения;
  • Легкое дрожание рук;

Перед тем, как вступить с новым партнером в отношения, понаблюдайте за его поведением и манерами. Даже неглубокий анализ поможет вам понять истинные мотивы и принять верное решение.

Виды страсти

Классифицировать страсть можно по разным признакам. Например, классификацию проводят по объекту, на который она направлена.


  • Сексуальная страсть – описание ее признаков было раскрыто ранее.
  • Страсть к увлечению. В этом случае на второй план уходят остальные мысли и чувства. Подобная страсть мобилизует силы человека и делает его способным совершать поступки почти на грани физических и умственных возможностей. К примеру, у творческих людей рождаются шедевры или появляются новые замыслы и идеи.
  • Страсть к острым ощущениям. Она присуща людям, увлекающимся экстримом или принимающим наркотические вещества. Во втором случае происходит изменение чувствительности нервной системы, при котором человека уже не интересуют стандартные удовольствия и радости.
  • Страсть к работе. Она делает из людей с повышенным чувством ответственности и долга истинных фанатов своего дела. Как правило, такая страсть сопровождается нерегламентированным перечнем обязанностей и ненормированным рабочим днём.

Гордыня, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, уныние – все это тоже виды страстей, в совокупности представляющие «семь смертных грехов» в православии.

Страстью в этом случае называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством – настолько, что человек не способен избавиться от страсти, даже когда поймет, что она уже не приносит ему удовольствия, а доставляет мучения. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.


А смертными эти грехи называются потому, что они влекут за собой смерть души. Не сумев остановиться, душа человека в итоге теряет связь с Богом, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном существовании.

Страсть – понятие неоднозначное. С одной стороны, она несет разрушение, поскольку затмевает человеческий разум и не дает оценивать ситуацию трезво, даже приводит к непоправимым последствиям. С другой стороны, страсть побуждает людей к творчеству и действию, дает силы воплотить в жизнь смелые масштабные проекты. Даже трудно представить, какой была бы цивилизация XXI века без страстного желания людей познать мир вокруг себя. Умение направлять страсть в правильное русло приводит к развитию, отсутствие же этого навыка способно разрушить судьбы и жизни.

СТРАСТЬ

СТРАСТЬ 1.

1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что-нибудь такое достигло до той степени, где уж перестает действовать рассудок?» Гончаров . «Давно ли народ твой игрушкой служил позорным страстям господина?» Некрасов . «Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям.» Тютчев .

|| к чему, с инф. и без доп. Сильное влечение к чему-нибудь, постоянная склонность. «В Маврушке ловкой зачем к пирожному припала страсть?» Пушкин . «Меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре.» Л.Толстой . «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть?» Крылов . «Мало-помалу новое занятие обращается у него в страсть.» Кокорев . «У ней (собаки) была такая страсть: что из мясного ни достанет, в минуту стянет.» Крылов .

2. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения. «Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.» Пушкин . «Наука страсти нежной, которую воспел Назон.» Пушкин . «Ты ему отдаешься со страстию.» А.Блок .

4. Страх, ужас, нечто страшное (прост.). - Развоевался так, что на поди. «Страсти, да и только! Посуду колотит.» А.Островский . «Про эти места рассказывали страсти: проезжих разбивал атаман Есмень Сокол.» А.Н.Толстой .

❖ До страсти (прост.) - крайне, очень. «Он до страсти любил карты.» А.Тургенев . «Любит до страсти свой низменный край.» Некрасов .

2.

СТРАСТЬ 2 , нареч. (прост.). Очень, крайне, весьма. «Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею.» Гончаров .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СТРАСТЬ" в других словарях:

    страсть - страсть, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    страсть - Страсть … Словарь синонимов русского языка

    Страсть многозначный термин: Страсть одно из чувств человека. Страсть в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Страсти музыкальное… … Википедия

    Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

    Жен. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. ·в·знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти ·св. мучеников. Страсти ради нищих и… … Толковый словарь Даля

    - [любовь] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? страсти, чему? страсти, (вижу) что? страсть, чем? страстью, о чём? о страсти; мн. что? страсти, (нет) чего? страстей, чему? страстям, (вижу) что? страсти, чем? страстями, о чём? о страстях 1 … Толковый словарь Дмитриева

    Страсть - Страсть ♦ Passion Личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию. Душа подчиняется телу, как говорили классики, т. е. той части себя, которая не… … Философский словарь Спонвиля

    1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той … Толковый словарь Ушакова

    СТРАСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Сильная любовь, сильное чувственное влечение. Воспылать страстью к кому н. 2. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что н. 3. Крайнее увлечение, пристрастие … Толковый словарь Ожегова

    См. горячность, любовь, очень пылать страстью... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страсть влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность,… … Словарь синонимов

прп.
  • свящ. Павел Гумеров
  • прп.
  • свт.
  • Исчисление страстей свщмч.
  • Л.Ф. Шеховцова
  • Наиболее совершенно страсти побеждаются очищением сердца путем усиленных молитв и подвигов. Надо развивать противоположные страстям . Например, если развить смирение, угаснет гордость, если будет господствовать радость, то не будет места печали.
    Исцеление от страстей требует зачастую многолетней борьбы. Один из великих подвижников говорит: «Мне потребовалось пятнадцать лет, чтобы победить гнев».

    Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться … ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы..
    прп.

    Страсть – это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится.
    епископ

    Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.
    преп.

    Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…
    Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
    преп.