Что значит саногенное и патогенное мышление. Саногенное мышление Саногенное и патогенное мышление

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о такой концепции как саногенное мышление. В ней определенно есть рациональное ядро. Даже если вы не согласны с некоторыми ее позициями, все равно кое-что полезное можно получить. А что полезное – это уже определяется индивидуальность.

Что это такое?

Понятие саногенного мышления ввел в обиход Ю.М. Орлов – философ, психолог, медик. По его определению, эта система соединяет многовековую мудрость человечества с современными открытиями психологии. Данный тип мышления представляет один из способов достижения житейской мудрости, здоровья души и тела.

Интересно, что вопросами познания и передачи мудрости ученый увлекся очень давно, еще когда защищал диссертацию по теме поиска истины. После успешной защиты он показал текст своему отцу, а тот отметил, что ничего в этой работе не понял и ничему мудрому не научился. С тех пор Ю.М. Орлов начал искать средства, как привнести немного мудрости в нашу повседневную жизнь.

Суть саногенного мышления можно изложить очень простым, понятным языком. Для начала необходимо понять, что в основе мировоззрения человека лежит его философия (не наука, а собственная, индивидуальная). Именно она формирует стиль человеческого мышления. В случае, когда философия негативная – люди страдают, позитивная – находятся в хорошем состоянии и радуются жизни.

Вот и все. Фактически нам нужно избавиться от привычки мыслить патогенным образом. Тогда автоматически мы избавимся от стрессов, внутренних и внешних проблем. Звучит привлекательно, не так ли?

Получается, что саногенный образ мыслей создает чистоту у нас внутри, обладает оздоравливающим действием. Но как этого достичь на практике?

Эмоции: хорошие и плохие

Пожалуй, в каждой культуре есть замечания о плохом и хорошем. Все мы знаем, какие эмоции несут негативную направленность. Это страх, гнев, раздражение, гордость, ревность, зависть (ряд можно продолжать долго, но суть вы поняли). Эти эмоции принято укрощать или подавлять. Но для здоровья это очень вредно.

Наши мысли провоцируют разные чувства и разные реакции тела. Например, мысль, связанная с гневом, вырабатывает гормоны, которые готовят организм к драке. Получается, что гнев подавляется, драка не случается. Что происходит с гормоном, ведь он уже в крови? Он не находит применения, превращается в яд и загрязняет наш организм.

Таким образом, идея подавить эмоцию не очень хорошая. Именно теория саногенного мышления предлагает, как избавиться от эмоциональной зависимости.

Не нужно избавляться от самой эмоции. Без чувств мы потеряем вкус к жизни, впадем в пассивность, как при депрессии. Нужно правильно обойтись с эмоцией. Переживать даже негативные чувства так, чтобы они развивали нас.

На самом деле, классифицировать эмоции на плохие и хорошие несправедливо. Психологи уже отказались считать какой-нибудь тип темперамента лучшим: у каждого свои плюсы и недостатки. Эмоции следует воспринимать как реакцию организма на окружающий мир. Создается ситуация опасности – мы чувствуем страх. И он полезен, потому что является сигналом: «Пора уносить ноги». Правильно распознать сигнал – задача развитого человека.

Хронические негативные эмоции

Благодаря памяти, наше мышление может вспоминать события, ставшие причиной стресса. Такая реакция будет усиливать стресс, делать его продолжительным. Негативная эмоция появляется в любой момент с помощью ассоциативной связи. Это происходит автоматически, именно поэтому и вредно. Если мы поймем, причину появления эмоции, мы сможем управлять процессом.

Как ум воспроизводит эмоцию?

Чтобы эмоция зафиксировалась в нашем подсознании, чтобы она стала запускаться автоматически, ей нужно несколько повторений, во время которых произойдет научение. Все начинается с детства (в этом З. Фрейд точно был прав). Вот только психоанализ заявлял, что, осознав свои травмы, человек сможет исцелиться, но не предлагал никакого конкретного решения этой задачи, а концепция саногенного мышления предлагает способы поведения по отношению к вредным хроническим чувствам.

Как работать с ненужными эмоциями?

В этом нам поможет метод интроспекции – то есть, самонаблюдения. Когда человек задает себе вопросы о том, почему он поступил именно так в определенной ситуации, он старается понять, какая эмоция побудила его к действию.

Рассмотрим на примере. Для наглядности возьмем обиду. Что такое обида?

Предположим, что у вас есть друг, с которым вы давно не общались. По правде сказать, вы соскучились и решили ему написать обычное сообщение по типу: «Привет! Как дела? ». Казалось бы, простой вопрос. Но друг прочитал сообщение, ничего не ответив. Что произойдет? Скорее всего, вы почувствуете обиду. Откуда она взялась?

В большинстве ситуаций обида появляется тогда, когда кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Вы ожидали, что друг ответит на сообщение, вы сможете продолжить общение. Но этого не произошло. Чем ближе нам человек, тем сильнее и дольше мы будем обижаться.

Размышляя о том, что мы чувствуем, делая это привычным, мы уменьшаем интенсивность чувства, уменьшаем обиду. Таким образом человек получает иммунитет к другим потенциальным обидам. Заметьте, что мы не подавляем чувство (это вредно), а делаем его более кратковременным. Как только обида выполнила свою роль, она исчезает.

Как вы думаете, если кто-то обидел вас год назад, а вы до сих пор об этом думаете, это полезно или нет для вашего организма? Очевидно, что эта мысль принадлежит к патогенному мышлению. С подобными мыслями необходимо бороться. Как? Осознанием. Ведь страдать от обиды в тот момент, когда вас никто не обижает – это так… по-человечески. И абсолютно бессмысленно при этом.

Чтобы достичь радости и гармонии, нужно научиться правильно проживать негативные эмоции: правильно обижаться, стыдиться, ревновать, испытывать чувство вины. Эти чувства должны не мучить, а повышать саморегуляцию.

Если вернуться к состоянию обиды и посмотреть, какие операции проделывает наш мозг, мы увидим следующее:

  1. Определяем, к какой категории принадлежит данный человек (тот, что обидел). На основе этого придаем ему значение (близкий или нет).
  2. Строим определенные ожидания от его действий в конкретной ситуации.
  3. Наблюдаем за реальным поведением.
  4. Оцениваем, сравнивая свои ожидания с реальностью.

Что происходит после оценки? Возникает обида. Потому что придуманное не совпало с действительностью. На каких этапах проще скорректировать появление эмоции? Определенно на втором (не строить программу вообще) или на четвертом (поменять оценку).

На практике это может быть не так уж и просто. Если вы хотите узнать, как обходиться с другими негативными чувствами и какие мыслительные операции они проходят, советую обратиться к книгам Ю.М. Орлова, первой из которых может стать «Саногенное мышление».

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Любое поведение может быть ошибочным. Обычно заранее мы не знаем об этом, но в процессе исполнения, или в результате поведения получаем неудачу и в довесок - плохую эмоцию. Эмоция в данном случае (сказывается продуктом ошибки. Ложным становится поведение в целом, если ее ориентировочная часть выполнена с изъяном. Я делаю табуретку, и она разваливается, так как ножки оказались гнилые. Вкладываю деньги и банк прогорает. В том и другом случае ориентировка выполнена с изъяном. Ложное поведение порождает плохую эмоцию.

Мудрость состоит в том, чтобы распознавать скрытые ошибки не только ориентировки, но и исполнения любого поведения. Ошибочным может быть любое действие, но чаще всего мы анализируем поведение задним числом, после неудачи. Обычно говорят, что глупец умен задним умом. Однако задача состоит в том, чтобы извлечь пользу из неудач и ошибок и набираться мудрости даже задним умом. это возможно благодаря саногенному мышлению, которое усмиряет страсти и эмоции и делает ум реалистичным. Обыкновенный человек не может извлечь пользу из неудач, так как слаб задним умом. Стоит ему подумать о бывшей неудаче, как он снова становится эмоциональным и теряет чувство реальности.

Патогенное мышление происходит от ошибочности его. Типы ошибок ума разнообразны и поучительно их знать. Умственная операция, как и всякое действие, может быть уместной и неуместной. Рассмотрим одну из них, а именно умственную операцию присваивания.

Ошибки присваивания

Признав нечто существующим на этом месте и в это время, я ошибусь, если этой вещи на самом деле нет. Точно также, отказав чему-то в существовании, я ошибаюсь, если оно существует. Я могу ошибаться, считая существующим одно, а на поверку оказывается, что в этом месте существует нечто другое. Я определяю, например, этот предмет как яблоко, как пищевой объект, а надкусив, обнаруживаю, что он сделан из воска. Значит этому предмету я ошибочно приписал пищевое значение и получил неудовольствие, которое возрастает от силы желания отведать яблока.

Если я придаю этому большое значение, а оно не играет такой роли в жизни, то я совершаю большую ошибку, так как я оказываюсь дезориентированным, людям, которые придают крайне большое значение приобретению богатства в ущерб другим сторонам жизни. Спаситель напоминал, что они не смогут унести это богатство в мир иной.

Саногенное мышление это философия обыденной жизни, которая помогает расставить приоритеты значений. Многие хотели бы обуздать свою страсть к богатству, но им мешают эмоции гордости, тщеславия и зависти. Тот, кто не контролирует свою мотивацию достижения бывает запрограммирован своей потребностью в успехе и жизнь идет мимо его, Саногенное мышление позволяет контролировать эмоции и тем самым повышает возможность мудрой расстановки приоритетов жизни, придавать им значение.

Сущность значения

Что следует понимать под значением? Общепринято считать, что значение объекта определяется тем, что я собираюсь с ним или в связи с ним что-то делать и какие удовлетворения он дает. Следовательно, понятие значения связано с поведением, которое соотносится с объектом. Значения можно классифицировать по свойствам поведения. Значение может быть непроизвольным, когда эти действия автоматические. Сочный бифштекс кроме сознательных значений имеет и непроизвольные значения - реакции желудка и сгонных желез. Букет на день рождения является знаком или хорошего отношения к вам или символом респектабельности, безотносительно к чувствам. Обычно обращают внимание только на языковые аспекты значения слова, например слово "дуб" ассоциируется с образом этого дерева. Но подлинные значения этого слова будут разны для столяра, торговца лесом или садовода.

Саногенное мышление основано на умении анализировать не только лингвистические, но и всевозможные и наиболее существенные "значения объекта. Нетрудно увидеть, что, например, значение слов "Он меня любит" будет разным, в зависимости от того, какое поведение ожидается в связи с этой фразой. Одна видит за этими словами чувство навязчивой зависимости, поведение, которое выражается словами "Он без меня не может" и это постепенно ей становится в тягость, а другая - желание этого человека повысить ее благополучие и радость. Объективный анализ значений обеспечивает правильное определение ситуации и выбор соответствующего поведения. В некоторых случаях этот анализ требует познания мотивации поведения. Студент может хорошо учиться или оттого, что ему просто нравится процесс отпадения учебным предметом или он боится оказаться среди неудачников. Следовательно, анализ значения предполагает знание структуры и закономерностей поведения. Читателю будет полезно иметь мои книги "Структура поведения", "Мотивация поведения"; "Управление поведением", изданные в 1997 году.

Как видим, чтобы воспитать в себе саногенное мышление и избавиться от привычек патогенного, школьнику необходимо помочь в овладении методами саногенного, оздоравливающего мышления и научить его навыкам самосовершенствования и оздоровления своей психики - осуществлять процесс воспитания в единстве с самовоспитанием.

Как отмечает Ю.М. Орлов, достаточно человеку понять, что практика бесконтрольной фантазии чревата неприятными последствиями, как само это сознание усиливает способность к контролю мышления и воображения. Принципы гигиены внедряются в наше сознание и становятся элементами саногенного поведения, если мы их усвоили.

Ребенок тянет в рот все подряд, чтобы "познакомиться" с предметом губами, языком и глубже его воспринять, проверить таким образом свои зрительные образы; в этом опыте он дополняет зрение богатством прикосновения. Но в определенном возрасте узнает, что этого нельзя делать, так как это противоречит принципам гигиены, которых придерживаются родители. Поэтому подросший ребенок не допускает облизывания незнакомых предметов. Он усвоил саногенное поведение, точнее, саногенный запрет, так как его внешнее поведение было доступно восприятию окружающих и определенным образом понималось ими. Однако акты мышления, противоречащие принципам психогигиены, не воспринимаются окружающими не только потому, что они трудно распознаваемы, но еще и потому, что взрослые не понимают патогенного характера этих актов. Когда гигиенист говорит, что условием здоровья является чистота окружения, чистота пищи, чистота мышления, то мало кто придает последнему требованию особое значение. Поэтому патогенное мышление, свойственное данной культуре, является естественным и развивается спонтанно. Действительно, если окружающие считают, что обида должна быть отомщена, то соответственно работают и мысли человека, даже если он их не выдает внешне в речи, обсуждая с близкими планы мести.

Таким образом, одной из целей развития интеллектуальной сферы школьника является организация процесса самовоспитания по овладению им саногенным мышлением и по преодолению привычек патогенного мышления.

Какое же мышление необходимо развивать? Этот вопрос можно сравнить с вопросом, поставленным перед чемпионом по шахматам: "Скажите, какой самый хороший ход в мире?" Просто не существует такой вещи, как наилучший или просто хороший ход в отрыве от игровой ситуации. То же самое справедливо относительно развития человеческой индивидуальности. Учитель должен не развивать мышление "вообще", а знать психологические и педагогические закономерности развития мышления разных типов и большее внимание уделять развитию творческого, теоретического, дивергентного, саногенного типов мышления.

В качестве целей развития других составляющих интеллектуальной сферы необходимо предусмотреть:

Развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность;

Развитие познавательных процессов: внимание, воображение, память, восприятие;

Развитие мыслительных навыков: вычленение, сличение, анализ, синтез, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация;

Развитие познавательных умений: умение поставить и задать вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, умение доказывать, делать выводы, применять знания в знакомой и незнакомой ситуациях;

Развитие внепредметных умений;

Развитие предметных знаний, умений и навыков.

Сущность этих составляющих интеллектуальной сферы изучается в курсе психологии, поэтому здесь мы рассматриваем только цели ее развития, то есть то, что необходимо предусмотреть, чтобы обеспечить гармоничное развитие рассматриваемой сферы.

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье вы узнаете, что собой представляет саногенное и патогенное мышление. Выясните, в чем различия данных понятий. Определите их признаки. Выясните, какие принципы присущи саногенному типу и какова методика его развития.

Определение понятий

Саногенное мышление являет собой контроль эмоционального состояния и управление поведением, вызывающим эмоции. Оно способствует сохранению душевного и телесного здоровья, попутно выступает в роли источника жизненной мудрости. При наличии данного типа мышления стрессоустойчивость значительно возрастает. Его суть – правильное переосмысление нажитого опыта, определение, а также коррекция рефлексии и поведения, приводящих человека к страданиям, изменение взглядов на жизнь. Подобное мышление не является бегством от негативной информации. По сути, это переосмысление, рассмотрение ситуации на осознанном уровне, ее проработка.

Саногенный тип способствует обучению, верному типу мышления, позволяющему прорабатывать каждую отрицательную эмоцию, завершать ее.

Патогенное мышление противостоит завершению эмоции, вследствие чего развивается состояние хронического стресса, . Не является патологическим, однако имеется возможность провоцирования заболеваний, вызываемых постоянным нервным напряжением. Данный тип мышления способствует неоднократному воспроизведению образов, которые ранее причинили боль, физическую или душевную, реакции на событие, которое травмировало. Человек не может ничего с собой поделать, он не в силах контролировать эти образы и свои мысли. Запуск подобных реакций происходит автоматически, они воспринимаются личностью, как объективная реальность. Обиженный индивид, пытающийся избавиться, например, от обиды, начинает мысленно снова и снова воспроизводить былые образы, которые породили ту эмоцию. Попутно с этим он снова чувствует напряжение, переживает его, ощущает страдания, которые еще больше усиливаются. Из-за частого прокручивания в голове, эмоция становится привычной.

Чтоб образы не были бесконтрольными, научитесь контролировать свое воображение .

Предлагаю Вашему вниманию таблицу сравнения двух типов мышления.

Характерные проявления патогенного мышления

  1. Контроль над мыслями, воображением, чувствами отсутствует, теряется ощущение реальности. Пример – продумывание плана мести, который не осуществим.
  2. Неумение прекращать мыслительный процесс в момент стресса, усиление образов энергии чувств, закрепление воспоминаний.
  3. Полное отсутствие рефлексии. Человек неспособен посмотреть на себя со стороны, даже когда сильная эмоция завершена.
  4. Сохранение, поддержание и погружение в негативные эмоции. Отсутствуют размышления касательно возможных последствий.
  5. Нет осознания мозговой деятельности, которая провоцирует возникновение переживаний. Вследствие этого ситуация становится бесконтрольной.

Признаки саногенного типа

  1. Присутствие полной концентрации и сосредоточения на размышлении, определенном объекте. Данную способность можно развить, если практиковаться с визуализацией умственных, а также реально существующих объектов.
  2. Понимание структуры определенных состояний психики, которые нуждаются в контроле. Если человек начинает размышлять об обиде, он знает о том, что она собой представляет, что на нее влияет и какие признаки.
  3. Способность смотреть на себя со стороны, рефлексия. По сути, это техника самоанализа.
  4. Формирование целостного душевного покоя. Аффективные образы избавляются от эмоций постепенно. Воспроизведение в памяти не провоцирует возникновение стресса. Происходит приспособление к ситуации. В случае ее повторения острое проявление эмоций уже не наблюдается.
  5. Культурный уровень на высоком уровне и широкий кругозор.
  6. Способность при наличии ситуаций с серьезным эмоциональным напряжением вовремя выполнить стоп — реакцию, позволяющую прекратить акт мышления. То есть «отрицательный заряд» постепенно сходит на «нет».

Его принципы

  1. Признание того, что эмоции реальны. Индивид, который находится в состоянии повышенной эмоциональности, останавливает свой выбор на обычном ходе мыслей, на прошлом опыте. Типичная ситуация провоцирует возникновение ранее отработанной программы мыслей, влияющих на реализацию конкретной эмоции. Но стоит понимать, что любые привычки могут оказаться, как полезными, так и вредными. Если человек убеждает себя, что не способен стать лучше, скорее всего, он так и приобретет лучших качеств.
  2. Уместность мозговых актов. Если рассматривать поведение человека, то в одном случае оно может быть уместным, тогда как в другом таковым не являться. Тоже самое происходит и с человеческим мышлением.
  3. Самосознательность и самосознание. Автоматические мозговые реакции способствуют стрессу и конфликтным ситуациям. Людям чаще приходится сожалеть о поступках, соответствующих культурным стереотипам. К примеру, о гневе, который провоцируется неподобающим поведением близких людей или незнакомцев. Человек не успевает осознать происходящее, как в нем просыпается агрессия. В любой эмоции есть своя программа реализации, если она возникает, то подключаются программы привычного реагирования, обязательно создающие конфликтную ситуацию. Патогенным является бессознательное мышление, которое привычно, а самосознание влияет на возникновение самогенного мышления.
  4. Интроспекция. Осознание стандартных мозговых операций, порождающих эмоции. Если индивида спросить о том, что собой представляет зависть или гордость, он сможет вспомнить, какие чувства ощущал в тот момент, но не сможет понять, откуда рождается эмоция. Если задать вопрос, после чего появляется зависть, то становится понятным, что без того, чтоб сравнить себя с кем-то другим подобная эмоция не родится. Также можно определять операции, рождающие обиду, страх, стыд. После их осознания, появляется возможность вести контроль над этими эмоциями, ведь прекращение функционирования одной из комплекса этих операций приводит к невозможности формирования данных эмоций.
  5. Научность привычного мышления. Саногенный тип не появляется спонтанно или стихийно, он возникает исключительно при наличии понимания о функционировании разума, порождающего эмоции. Ему нужно обучаться, нарабатывать правильные привычки, которые позволят индивиду вести контроль над своими чувствами и мыслями. Как последствие подобного обучения – способность осознавать свои эмоции, а не подавлять их, а значит, избежать появления хронического стресса.

Метод развития

Существует определенная методика, развивающая саногенный тип мышления. Человек обучается распознавать корни своих эмоций, вырабатывать навыки и умения, позволяющие распознавать, формируется рациональное мышление, которое со временем входит в привычку. Для этого ему понадобится вести определенный дневник.

  1. Человек должен записывать, какая негативная эмоция у него родилась, описывать ситуацию, спровоцировавшую ее возникновение.
  2. Необходимо описывать, какие мысли присутствовали в тот момент.
  3. Написать, кто еще провоцировал на возникновение подобной эмоции.
  4. Разобрать каждый случай, учитывая: какое поведение Вы хотели бы получить от человека, спровоцировавшего Вас на негативную эмоцию; каким было его настоящее поведение вплоть до речи, жестов, мимики.
  5. Оцените, насколько сильна эта эмоция по десятибалльной шкале.
  6. Определитесь с тем, каким был Ваш стиль поведения, и строили ли Вы в тот момент психологическую защиту.
  7. Возьмите листок бумаги, изобразите на нем какой-то рисунок, ассоциируемый у Вас с этой негативной эмоцией. Вложите данный листик в дневник. Создавая рисунок, выбирайте цвета, которые наиболее привлекательны для Вас.
  8. Возьмите второй листок бумаги. Изобразите произвольный рисунок. Согните этот листок, потом разверните его и белой краской сделайте вкрапления.

Продолжим разговор о мышлении, сегодня поговорим о саногенном мышлении (лат. sanus - здоровый).

Считаю, что сначала нужно научиться избавляться от влияния эмоций , а затем уже учиться логическому, критическому и прочим видам мышления (можно параллельно). Иначе эмоционально окрашенные «логические» решения могут представлять из себя гремучую смесь, не имеющую ничего общего с действительностью.

Если есть злоба или обида, то решения и мысли будут окрашены этой эмоцией, и соответственно поступающая информация будет отфильтровываться так, чтобы эти эмоции поддержать.

Саногенное мышление , которое будем рассматривать, — действует на пользу адекватности восприятия и снижения эмоциональной зависимости.

Но сначала несколько типовых жизненных ситуаций :

Человек поссорился с соседом. В чем-то разошлись во мнениях. Взаимные оскорбления и чувство обиды.

Ситуация прошла, но человек мысленно возвращается к ней и прокручивает ситуацию снова и снова. Опять эмоциональное потрясение, хотя спор уже закончился давным давно.

Хочет ли этого человек, хочет ли он страдать по новому? Вряд ли. Но эмоции возникают автоматически, достаточно какой- то ассоциативной связи вызвать образ или соседа или спорного вопроса, а иногда любой другой детали, ассоциативно связанной.

Другой пример: человек видит на улице какую-то несправедливость (по его убеждению), например – нецензурная брань. Эмоция раздражения – но откуда она появилась? Ведь человек понимает, что нужно сдержаться, но ничего с собой поделать не может, эмоция захлестнула. Прошел мимо, а эмоция все давит и давит.

Вот и вопрос – кто управляет нашим поведением ? Неужели мы сами действуем себе во вред.

Чтобы разобраться с этим предлагаю познакомиться с саногенным мышлением.

Создателем теории и практики СаноГенного (оздоравливающего) Мышления (СГМ) является Ю.М. Орлов.

Юрий Михайлович Орлов (1928—2000 гг) - доктор психологических наук, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, где он в течение 20 лет заведовал кафедрой педагогики и медицинской психологии, кандидат философских наук, практикующий психолог, автор книг по психологии личности.

Саногенное мышление — путь к житейской мудрости

Попробую кратко изложить суть.

Для более глубокого изучения стоит обратиться непосредственно к книге Ю.М. Орлова «Саногенное мышление».

Расширить знания по СГМ можно посетив Официальный сайт СаноГенного Мышления: http://radarsgm.ru/ .

Саногенное мышление (СГМ ) – это один из самых надежных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела, так написано в книге. Мне уже этого было достаточно, чтобы заинтересоваться этим видом мышления. Думаю, что и мои также читатели проявят интерес.

СГМ – это философия обыденной жизни .

Философия – это основа мировоззрения человека и определяет стиль его мышления. Если философия плохая – мы страдаем, хорошая философия – и наше состояние хорошее. Все так просто.

Но почему-то большинство людей обладает патогенной философией жизни, которое порождает эмоциональный стресс, конфликты с самим собой и с окружением.
СГМ дает философию, которая позволяет вывести человека из состояния, когда ему плохо.

Итак, возможно патогенное мышление и саногенное мышление . Патогенное ведет к внутренним и внешним конфликтам. Саногенное – оздоравливающее, создающее чистоту. Наши мысли можно очистить и следовательно оздоровиться.

Учителя человечества всегда говорили об укрощении таких эмоций как гнев, зависть, гордость, страх. Но опыт показывает, что человек не может устранить эмоцию . Он может лишь не выражать ее.

Но для здоровья важно не подавить эмоцию, а добиться чтобы эмоция была не сильная и не перерастала в хроническую. Важно, чтобы эмоции не программировали наше поведение.
СГМ предлагает пути уменьшения эмоциональной зависимости.

Не нужно избавляться от эмоций, без них нет жизни, но нужно правильно адаптироваться к нашим эмоциям – правильно обижаться, правильно стыдиться. Оскорбляться так, чтобы этот опыт переживания способствовал личностному росту и саморегуляции.

Наши мысли вызывают разные переживания и разные реакции организма. Мысль, вызывающая гнев – вырабатывает соответствующие гормоны, нужные для драки, мысли страха – гормоны для бегства.

Если выработанные гормоны, попадая в кровь, не используются, то они загрязняют организм и превращаются в яды для организма. Ведь нормальная реакция, например при страхе – убежать, но человек существо воспитанное – оно сдерживает себя и гормонам некуда деваться, кроме как гормонально загрязнить организм.

«Хроническое оскорбление»

Наше мышление устроено так, что может поддерживать стресс, вызывая из памяти события его вызвавшие. Оно может вызвать негативную эмоцию в любой момент, из памяти и память воспроизведет эмоциональную ситуацию. При этом организм отреагирует также как и в реальной ситуации.

Эмоция и вызываемые ею стресс, становится хроническим – отсюда собственно и берутся болезни и подавленное состояние.

Почему же эмоции вызываются и действуют без спросу и нашего желания, т.е. автоматически?

Ведь достаточно что-то ассоциативно связать, как воспоминание вновь нахлынет. Обида, гнев, раздражение – начинают свое вредоносное дело.
Но если человек осознает, как его ум вырабатывает эмоцию – то он становится способным контролировать этот процесс.

Именно на понимание этого механизма и направлено СГМ.

Процесс научения

Как же формируется эмоция в нашем подсознании, что она становится запускающим механизмом?

Если что-то часто повторяется – происходит научение – и это дальше действует автоматически – независимо от наших желаний. Из подсознания вызывается эмоция, обусловленная научением.

Бессознательное – это информационный автомат, отработанный за тысячелетия и обеспечивающий наше выживание.

И это идет с детства. Фрейд не Фрейд, но законы природы неумолимо действуют, как бы нам не хотелось.

И хотя З. Фрейд утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление, но он не предложил никакой концепции решения проблемы, поскольку не описал какие умственные операции задействованы.

А начинается все с присвоения значения некоему событию, которое откладывается в бессознательное и уже затем вызывает эмоции, присущие этому событию.

Эти автоматизмы или умственные привычки действуют непроизвольно и бессознательно. Есть полезные — «горячо – не трожь», но есть и вредные вызванные психической защитой.

Расширяя сознания человек начинает осознавать те элементы поведения которые при автоматизме не осознавал.

Как это можно осознавать?

Задавая вопросы или записывая – человек осознает почему так проявило себя его поведение в той или иной ситуации.

Например, обида — и он становится способным контролировать свою обиду.

Ведь обида часто связана с тем, что кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Если же мы это осознали, то мысль обиды теряет свою энергию. Человек прекращает автоматическую реакцию ума и нейтрализует эмоцию. Стоит только начать правильно думать об эмоции, а не следовать ей.

Понимая, мы снижаем энергию эмоции и она быстро заканчивается, не имея продолжения.

В основе же патогенного мышления лежат умственные автоматизмы, которые активизируются, но уже не соответствуют обстоятельствам при которых они зарождались. Ситуации меняются, а автоматизмы остаются.

Саногенное мышление приводит к осознанию этих автоматизмов и делает возможность приспосабливаться к новым ситуациям.

Кто же управляет нашим поведением?

Ум? Мозг?

Нет, нашим поведением управляют наши потребности . Мозг, ум, личность лишь обслуживают наши потребности.

Потребность запускает нужную программу, посредством мозга, а личность лишь обслуживает эту программу.

Аналогично любая эмоция может управлять нашим поведением, взяв на себя эту роль. Иногда даже в ущерб потребности.

Пример, страх запускает поведение бегства, хотя до этого была потребность – голода и жажды. Эмоция оказывает большее влияние, чем потребность.

Если программа запущена, то ее остановить труднее, чем выполнить до конца. Если же эмоция удовлетворена, то управление берет на себя наше сознание и мы начинаем думать – что же наделали и главное — зачем .

Автоматизмы, порождаемые эмоцией ведут к особому состоянию человека – «не в своем уме», «вне себя» .

Функции эмоций

Эмоции важны. Эмоции дают возможность социального выживания человека. Ведь мы общаемся, а эмоции позволяют достигать большего согласия с другим человеком.

Например, обида, побуждает к реальному восприятию другого человека. Т.е. нужно как-то перестроить свое поведение, чтобы учесть возникшее чувство обиды.

Но эмоции могут превратиться в навязчивые и длительные, что в свою очередь и ведет к патогенному мышлению, а далее к болезням и прочим неприятностям для человека.
Ведь обиженный человек, все видит через свою обиду . Или человек с чувством гнева, раздражения.

Такой человек становится просто ненормальным, и мы говорим – он в состоянии аффекта. Причиной же являются эмоции, порождающие неправильные мысли и запускающие программы. Это вредные мысли, превращают нас в автоматы, и человек теряет связь с реальностью.

Какие программы запускаются при этом?

Внутренние , в результате нашего научения, а также это могут быть коллективные программы, обусловленные стереотипами, культурой общества.

Программа – это как код поведения.

Прозвучала фраза – запустилась программа. Несколько слов упакованных во фразе – сигнал к запуску программы.

Фраза «человек создан для счастья » — и начинает реализовываться программа. И если оказывается, что что-то идет не так, то возникает эмоция стремящаяся восстановить «справедливость» программы например — раздражение.

Хорошо если есть согласие программы с поведением окружающих, а если нет, что бывает чаще всего – отсюда гнев, стыд, обида и тд.

В культурных стереотипах – нет ничего плохого. И очень важно чтобы люди разделяли культурные и моральные ценности и следовали им.

Но когда эти стереотипы начинают автоматически определять поведение человека, а ведь у него есть еще и свои индивидуальные стандарты поведения, то возникает конфликт индивидуального с общественным. Возникает ситуация не сбалансированности понятий — «для себя» и «для других».

Автоматизмы мышления

Автоматизмы играют двойную роль: с одной стороны облегчают решение задач, с другой – способствуют возникновению эмоционального стресса.

Автоматизмы полезны в том плане, что не заставляют думать в определенных типовых ситуациях, а поступать так, как велит программа и это часто правильно.

И человеку не надо долго думать и другие ожидают от него типичного поведения. На этом держится культура. И это хорошо.

Но часто автоматическое следование программам вызывает стресс.

Виновный должен быть наказан (общественное), но я люблю виновного (мое индивидуальное).
Как быть? Действовать по любви или в соответствии с моральными требованиями общества.
Мышление в данной ситуации порождает чувство вины. Вы действуете как автомат, эмоции зашкаливают.

Саногенное мышление позволяет без ущерба достигать баланса индивидуального и общественного.

Пока мы находимся во власти желаний, потребностей, эмоций, стереотипов и тд – мы их рабы.

Освобождение лежит не в укреплении силы воли (сдерживать себя), а в приобретении способности осознавать и управлять своими желаниями и эмоциями.

Любое поведение, присоединяясь к эмоции ослабляет ее. Курение, например, носит защитный характер. Когда человек переживает – оно забирает часть энергии эмоции. Поэтому в состоянии тревоги человек много курит.

Стресс – ведет к физическим сокращениям в организме, поэтому страдает желудок. Он забирает часть энергии, сжимаясь под чувством вины. Т.е. тело само забирает на себя энергию эмоции и страдает от этого.

Страх – это скованность в верхней области спины. Непонимание – комок в горле. И тд.

Избавиться от этого можно только научившись размышлять саногенно о своей вине и другом чувстве.

Первое что нужно сделать: это научиться различать какие наши привычки ведут к патогенному мышлению, какие к саногенному. От первых отказываться, вторые культивировать.

Чтобы различать — нужно научиться интроспекции

Это один из главных навыков саногенного мышления – объективный умственный акт – объективизация.

Когда человек ведет дневник и объясняет появление и действие той или иной эмоции, то он повторяет умственные действия интроспекции, которые приводят к облегчению от эмоции.
Так закрепляется правильное мышление, которое нужно обратить в привычку.

****
Если патогенные мысли повторяются, то они препятствуют развитию СГМ.

Например, мысли: он этого не сделал, хотя и обещал, значит он плохой. Эти мысли становятся привычными и автоматически запускаются в ситуации обиды.

И наоборот, если же мысли при размышлении (интроспекции ) по поводу эмоции обиды, станут привычными, то они будут возникать сами собой в ситуации обиды и уменьшать ее. Так человек приобретает иммунитет и к другим возможным обидам. И наступит момент, когда вас обидеть будет уже невозможно.

Т.е. эмоция не подавляется, а делается кратковременной на тот момент, когда она выполнила свою функцию.

Если же действовать в рамках патогенного мышления, то эмоция действует гораздо дольше и иногда в течении года человек не может забыть обиду. Какое уж тут здоровье.

Делить эмоции на отрицательные и положительные, по мнению Ю.М. Орлова ненаучно, это вроде деления насекомых на вредных и полезных. Причем биологи отказались от такого деления, а психологи до сих пор не могут. Любые эмоции выполняют определенную функцию для выживания, поэтому их нельзя так просто делить. Нужно научиться правильно их использовать.

Вот такая философия саногенного мышления .

Поэтому если кто-то вас обидел год назад, а вы продолжаете об этом думать, и страдаете от этих воспоминаний, то это следствие патогенного мышления.

Кому от этого лучше? Непонятно, но мы продолжаем мысленно вызывать эту ситуацию из памяти и страдать, страдать. Страдать…..., хотя вас уже никто не обижает.

Или вы причинили страдание другому человеку – и чувство вины засело в вашей памяти.

Если возникают такие проблемы по жизни, то думаю, что стоит обратить внимание на саногенное мышление и формировать здоровую философию обыденной жизни.

В помощь приведу книги Ю.М. Орлова:

1. «Саногенное (оздоравливающее) мышление».
2. «Самопознание и самовоспитание характера» (1987 г).
3. «Восхождение к индивидуальности» (1991 г).
4. «Как беречь любовь».
5. «Исцеление философией».
6. «Обида. Вина».
7. «Стыд. Зависть».
8. «Научение. Становление человека».

Надеюсь, что заинтересовал вас возможностями саногенного мышления, будут вопросы, пишите в комментариях, с удовольствием отвечу.

Не забывайте, также про социальные кнопки , надеюсь на Вашу помощь в продвижении блога.

С уважением, Медведев Николай.