С нежеланием что либо делать. Апатия ко всему - что делать? Полная апатия и депрессия

Понятие апатии часто путают и ошибочно называют депрессией. На самом деле апатия возникает как предвестник или как последствие депрессии. Состояние апатии – это нежелание что-либо делать, при полном осознании того, что делать это просто необходимо.

Характеристика заболевания

Когда у человека возникает апатия к жизни ее очень трудно не заметить окружающим. Происходит полное угнетение умственной и физической активности – больной не хочет думать, не испытывает , не встанет лишний раз с постели. Исчезают интересы, устремления, цели. Это состояние можно охарактеризовать известной цитатой «Уже никто никуда не идет».

Полная усталость и апатия могут возникнуть после перенесенных болезней (в том числе и банальных простуд), авитаминоза, после операций, а также при психических заболеваниях. Длительная апатия – это сигнал о том, что пора обратиться к психологу и исследоваться.

Кроме того, апатия – это нормальное (но нежелательное) явление, когда человек живет не по ритму. Недосыпания, работа, исчерпывающая все человеческие ресурсы, длительные психологические напряжения (например, если работа связана с ответственностью за жизни многих), а также физическая истощенность. Полная апатия – это всего лишь сигнал от организма, который вопиюще просит вас дать отдышаться.

Кстати, в украинском языке до 1920 года (время издания Русско-украинского медицинского словаря) не было термина апатия. Украинская Вікіпедія говорит, что вместо термина "апатія" употреблялось украинское слово «байдужість», что означает – «безразличие».

Что делать?

Понятно, что долго в таком состоянии не протянуть. Поэтому при возникновении апатии ко всему, вопрос что делать – напрашивается у любого волевого человека, желающего взять себя поскорее в руки.

Большая ошибка, это навалить на себя еще работы, больше нагрузок и выбить «клин клином». На самом деле такое поведение только приведет к дальнейшей депрессии.

«Да, все замечательно, но могло быть и лучше!»

Эта фраза очень показательна и говорит о том, что человек не может быть удовлетворен никогда. Он всегда находит что-то отрицательное, что сводит к минимуму положительный результат.

Или другая фраза: «Да, хорошо, но это невозможно». И перечисляется куча причин, почему невозможно: я уже пробовал, но ничего не получилось; это зависит не от меня; от меня это совсем не зависит и т.п. Дорога к чему-то новому наглухо закрывается.

Причин такого выбора может быть несколько:

  • Нежелание что-либо менять в своей жизни
  • Общая неудовлетворенность жизнью

Выбор «не жить» или «жить потом»

Еще можно назвать это отсутствием энергии, отсутствием мотивации и т.п. Мы не будем сегодня глубоко это разбирать, потому что причины чаще всего индивидуальные и требуют детального рассмотрения.

Мы будем говорить только о том, что человек по своим личным причинам выбирает «не жить» или откладывает жизнь «на потом, когда…». Можно перечислить разные варианты: «ради чего?», «я не вижу смысла», «а что от меня зависит?», «когда у меня будет время, деньги», «когда выйду на пенсию», «когда вырастут дети» и т.п.

Люди, выбирающие «не жить», перекладывают ответственность за свою жизнь на других. «Я ничего не хочу», «мне ничего не интересно», «какой смысл?», «все и так хорошо», «лишь бы чего не вышло…», «а что я могу? От меня ничего не зависит» - примерные фразы на предложение что-то поменять в своей жизни. По большому счету это пассивные манипуляторы, изображающие беспомощность перед миром. Позволяя другим думать и действовать за них, они всегда остаются в выигрыше – ответственность не на них, но они пользуются плодами результата. Сознательно или бессознательно, они уверены, что их спасение в других людях. А «спасители» всегда находятся. Жена опекает и не бросает своего мужа-пьяницу, подруга вечно спасает своего друга-неудачника и т.п.

Людям, выбирающим «жить потом» кажется, что завтра у них будет больше времени и возможностей, чтобы что-то решить или начать что-то делать. Жизнь такими людьми воспринимается безграничной. И сейчас, в этот момент они отрекаются от нее.

Им можно долго говорить о том, что жизнь может закончиться в любой момент, что никогда не придет спаситель и т.д. Они все это прекрасно знают и понимают. Знают и понимают умом. Но здесь и сейчас они не способны наполнить свою жизнь смыслом и все ждут и надеются на бесконечность жизни и спасителя. И это ожидание, влечение к безжизненному существованию перебивает у них рационалистические поступки.

Говорить о том, чтобы они нашли в себе силы к жизненным изменениям, тоже бесполезно. Если они не «вечные страдальцы» и не «вечные жертвы обстоятельств», то конечно можно выступить в роли «спасителя» и показать «другую» жизнь, где у подобных людей могут включиться стимуляторы к жизни, появиться смысл. Но важно помнить главное, что помогать следует только тем, кто сам попросил о помощи и кто готов эту помощь принять, а не навязывать ее, чтобы еще больше не усилить состояние «без жизни» или не создать зависимость от вас, как от «вечного спасителя ». Потому что рано или поздно вам эта роль надоест и, отказавшись от этой роли, вы причините еще большие страдания, чем те, которые испытывает человек сейчас. Об этом –

Сказка о бабочке и человеке

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Человек, который случайно проходил мимо, остановился и долго наблюдал, как из этой щели пытается выйти бабочка.

Время проходило, и человеку показалось, что бабочка оставила свои усилия, что она сделала все, что могла, но щель так и оставалась маленькой.

И тогда человек решил помочь бабочке, он взял нож и разрезал кокон. Бабочка вышла, но ее тельце было слабым и немощным, она едва двигалась.

Человек продолжал наблюдать, надеясь, что крылья бабочки расправятся, окрепнут и она улетит. Но ничего этого не происходило. И остаток жизни бабочка так и не смогла летать, она волочила по земле свое слабое тельце и свои не расправленные крылья.

Человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, было необходимо бабочке. Природа заставляла бабочку с трудом покинуть оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы мы могли жить не встречаясь с трудностями, мы никогда не стали бы сильными. Мы никогда бы не смогли летать.

Может быть в какой-то критической ситуации, когда произойдет глубина осознания конечности жизни и рухнет вера в спасителя, и придет осознание того, что смыслом жизнь наполнить может только сам человек . Только тогда у него смогут появиться силы к жизни и к изменениям. Но и это не факт. Очень многие так и не находят в себе силы выйти из безжизненного существования.

Еще две притчи для понимания:

Причина страданий

Мастер утверждал, что самая банальная причина страданий заключается в том, что человек сознательно хочет быть несчастным. Вот почему в абсолютно одинаковых ситуациях один будет счастлив, а другой нет.

Мастер рассказал о своей маленькой дочери, которой очень не хотелось отправляться в летний лагерь. Чтобы развеять ее дурное настроение, он дал ребенку несколько почтовых открыток, предварительно адресовав их себе.

- Каждый день просто пиши на открытке «У меня все хорошо» и опускай ее в почтовый ящик.

Девочка подумала немного и спросила:

- А как пишется слово «плохо»?

Две большие добрые птицы и маленькая птичка

Собрались большие добрые птицы на юг. К ним подлетает маленькая птичка и жалобно говорит:"Вы большие добрые птицы собрались на юг, вам хорошо там тепло".

Большие птицы ей отвечают:"Хочешь мы возьмем тебя с сбой на юг, тебе тоже будет хорошо?"

"А-АА!!?"- ехидно и жалобно ответила маленькая птичка, -"Вам хорошо, Вы большие добрые птицы, у вас большие крылья, вы сильные, а я маленькая, у меня маленькие крылья я быстро устану и упаду в море!"

"Тебе не придется лететь, мы тебя посадим к кому-нибудь на спину и ты спокойно долетишь с нами."- ответили ей большие добрые птицы.

"А-АА!!?"- жалобно ответила им маленькая птичка, - "Вы полетите высоко, вы большие добрые птицы, вам не холодно высока, а я маленькая, я быстро замерзну?"

"А ты спрячешься в перья и долетишь в тепле"- ответили большие добрые птицы.

"А-АА!!?" - жалобно ответила им маленькая птичка - "Вот вы прилетите на юг, у вас большие клювы, вам будет легко добывать себе пищу, а я маленькая у меня маленький клюв я не смогу добывать себе пищу и умру"

"Мы тебя будем кормить"- ответили большие добрые питцы - "и ты не умрешь от голода"

"А-АА!!?..... (маленькая птичка)

"ПОШЛА ТЫ HА …!!!" - сказали большие добрые птицы.

Нежелание что-либо менять в своей жизни

Я думаю, что каждый из нас хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда кто-то из знакомых жаловался вам на свою жизнь (работу, мужа, жену, лишний вес, плохие отношения с каким-то из знакомых и т.д.) Вы проникались данной проблемой и начинали предлагать варианты решения этой проблемы, но вместо того, чтобы принять возможные выходы, вы слышали в ответ: «Да, но…» Создавалось впечатление, что человек отрицает и защищается от всего, что может помочь ему решать эту проблему.

Обратите внимания на себя. Присуще ли это качество вам? Может быть, вы тоже не ищите способ избавиться от проблемы? Может быть, вам нужно только о ней поговорить и получить подтверждение ее существования? Может быть, и вы выбираете между «страдать» и «решить проблему» первое, «страдать»?

Почему это происходит?

Одна из основных причин – это привычка. Привычка так думать, там поступать, так реагировать.

Произошло событие, и человек получил определенный опыт. События имеют свойства повторяться, значит, и этот опыт будет закрепляться. Опыт закрепился, а дальше вырабатывается определенный стиль поведения. А определенный стиль поведения устанавливает закономерности.

ПОЛУЧЕНИЕ ОПЫТА –

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЕГО –

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ –

ВСЕ ЗАКОНОМЕРНО, ВСЕ ОДНО И ТО ЖЕ.

Вот здесь и появляется «да, но…», потому что все знакомо, все понятно, все известно. Новое не понимается и не принимается. Но если все-таки новое и воспринимается, то только как вариант старого. Так образуется некая зона комфорта, где все понятно, предсказуемо и поэтому безопасно.

Новое – это риск. А риск вызывает беспокойство . И тогда привычное действие – отступить. Или сказать: «Да, но…» и найти кучу объяснений, почему этого делать не надо, уверяя, что результат будет тем же самым.

Если говорить о работе (место, должность, зарплата и т.д.), которая нас не устраивает, которая совсем не то, о чем мы мечтали, то неизвестно, что будет на другом месте. Здесь все привычно и знакомо, ну выскажем мы свое недовольство, поворчим, пострадаем. Но другое место – это же риск! ДА , конечно хочется получать побольше, и начальник чтобы не «дурак», и удовольствие от работы получать, НО где гарантия, что на другом месте будет лучше и зарплата выше?

Касаясь личной жизни, хотим мы этого или не хотим, но повторяем ошибки наших родителей. Правила, которые существовали в наших семьях, нам близки и удобны, даже не смотря на то, что они не работают во благо наших отношений. С годами мы все больше и больше становимся похожими на своих родителей. ДА , конечно хочется по-другому, и чтобы муж (жена) любил, и чтобы дети были послушными, НО я и так все делаю для семьи, вот только муж (жена) и дети этого не понимают. Или другие варианты ответов.

А наши привычки «выращены» годами. Они приносят нам проблемы, но эти проблемы известны, они свои, родные !

«Страдать»-то привычнее, чем попробовать что-то изменить, потому что возникает страх, а вдруг это новое принесет еще большие страдания.

И вот мы сидим в этой зоне комфорта, находим кучу причин, почему мы не хотим выходить из нее, почему нам что-то делать не надо или не имеет смысла. Наши стены от повторения одного и того же только крепнут. А причина страха только одна – нарушение стабильности .

Когда мы говорим «я не могу», «это не имеет смысла», «еще не время» или что-то подобное, то мы на самом деле говорим: «Я боюсь испытать новые ощущения, боюсь других, незнакомых мне переживаний ».

Поразмышляйте над вопросами:

  • Устраивает ли вас работа? Если нет, то какой вы представляете себе ее?
  • Устраивают ли вас личные отношения? Что бы вы хотели в них поменять?
  • Устраивают ли вас отношения с друзьями? Чем бы вы хотели их дополнить?
  • Устраивает ли вас ваш образ жизни? Чего в нем не хватает?
  • Чувствуете ли вы удовлетворение от прожитого дня? Как должен пройти день, чтобы вы почувствовали удовлетворение?
  • Что должно случиться в вашей жизни, чтобы вы начали действовать, а не размышлять, почему это невозможно?

Если мы начинаем действовать в нашей жизни не так, как всегда, то и наши привычки начинают меняться. А с изменением наших привычек изменяется и наша жизнь. Причем, чем выше дискомфорт от смены привычек, тем больше изменений за этим последует.

Самое сложное в изменении привычных действий – это начальный этап. И чаще всего именно здесь и «ломаются» все желания чего-то нового, чего-то другого. И сразу –убегание в нашу старую «зону комфорта», зону привычного действия, зону привычного реагирования.

Как это происходит, давайте рассмотрим на двух примерах.

Первый пример – утренняя зарядка.

Сколько раз вы давали себе зарок начинать день с зарядки? И сколько раз это обламывалось на «да, но…»? ДА , хорошо бы по утрам делать зарядку, НО надо же раньше встать, а так приятно лишние пять минут провести в постели. ДА , это конечно сделало бы меня бодрым на весь день, НО я уже столько раз пробовала и бросала, потому что утром у меня нет сил на зарядку, мне бы на работу не опоздать. И все опять так, как всегда. Мы опять с трудом просыпаемся, вяло тащимся в ванную, умываемся, завтракаем, стараемся не думать о том, что нас ожидает в течение дня. Или другой вариант – просыпаемся тогда, когда уже невозможно что-то делать медленно, и носимся по квартире с одной лишь мыслью – успеть бы и не опоздать.

Но представим себе, что мы все-таки приняли твердое решение начинать день с зарядки. И в первый же момент получили чувство дискомфорта: ранний подъем, преодоление лени, непонятно какие упражнения надо делать для бодрости. А после активной зарядки еще и мышцы заболели. Какая бодрость! Дискомфорт только усилился. Более того, дискомфорт будет усиливаться день ото дня и в какой-то период он достигает максимума. Но если мы это преодолеем, то вдруг почувствуем легкость, гибкость в теле, прилив сил. О, мы уже начинаем получать удовольствие от зарядки! Нет, маленький дискомфорт еще остается, ну хотя бы на то, чтобы преодолеть желание еще понежиться в кровати, но мы уже научились преодолевать это. А через какое-то время зарядка вообще станет привычным делом, от которого не хочется уже отказываться. Произошло то, что зарядка вошла в нашу зону комфорта. И зона расширилась.

Начинать все новое всегда трудно, чего бы это ни касалось. Если мы привыкли на определенный стимул реагировать определенным образом, то смена реакции обязательно повлечет за собой дискомфорт. Во-первых, надо вовремя заметить посыл , который вызывает реакцию, например, раздражения. Во-вторых, вовремя остановить эту привычную реакцию . В-третьих, вспомнить, что надо бы отреагировать как-то по-другому.

Вот для многих привычная картина. Мама приходит уставшая с работы и видит, что в большой комнате как всегда разбросаны игрушки, а ребенок занимается уже чем-то другим в своей комнате.

Мама в раздражении: «Ты опять разбросал игрушки. Ну, сколько можно тебе говорить – поиграл, убери за собой!»

Ребенок: «Да уберу я, уберу!» - тоже с ноткой раздражения в голосе, продолжая заниматься своим занятием.

Мама, еще больше заводясь: «Не уберу, а иди и убери сейчас же! Ты дождешься, что я их когда-нибудь выброшу!»

Продолжение может быть любым. Ребенок встает и нехотя идет убирать игрушки, потом заходит в свою комнату и закрывает дверь, показывая тем, что не хочет больше разговаривать. Обстановка раздражения сохраняется до конца вечера.

Второй вариант: ребенок игнорирует крики матери и продолжает заниматься своим делом. Мать от бессилия через какое-то время собирает игрушки сама.

И эта ситуация может повторяться изо дня в день. Ничего кроме отторжения между матерью и ребенком она не вызывает. Но она привычна! Мама расстраивается из-за непослушания ребенка, ребенок из-за того, что мама всегда только кричит. Вроде бы это и хочется изменить, но как говорит мама, что она уже не делала, все остается на своих местах. Но делала-то она всегда одно и то же! Раздражалась и кричала на ребенка.

Разбросанные игрушки – раздражение – крик – ссора

Вот привычная схема взаимодействия двух близких людей.

Непривычные действия. Мама заметила разбросанные игрушки (посыл) и, помня, что криком она не добьется нужного результата, остановила свое раздражение .

А дальше, как сработает фантазия. Можно спокойно сказать: «Слушай, у нас какие-то игрушки бесхозные, у них даже дома своего нет, им так там одиноко быть раскиданными на полу. Может быть, мы сделаем для них домик? Или, если ты не будешь возражать, давай отдадим их тому, кто будет о них заботиться?»

В следующий раз, если картина повторяется, снова остановить свое раздражение и опять посетовать на то, что они бесхозные и бездомные. Крайний случай – собрать игрушки в коробку и вынести на лестничную клетку, объяснив, что они там будут ждать своего хозяина, который хочет о них заботиться. Ни какой жалости к тому, что приходится «выбрасывать» игрушки, внутренне согласитесь с тем, что они могут исчезнуть, если ваш ребенок за ними не пойдет.

Но! И это очень важно – смена эмоционального посыла . Все делается дружелюбным, может и уставшим, но спокойным голосом. И схема меняется, конечно, не сразу, и даже через увеличение дискомфорта. Но, вы же помните, какого результата хотите добиться! ПОМНИТЕ, изменяем мы не ребенка, а себя, вернее, свою эмоциональную реакцию.

Раскиданные игрушки – спокойное состояние – отзывчивость ребенка – порядок в комнате

Это как пример, вариантов можно придумать множество. И помнить, что с первого раза игрушки не будут убираться на место. Ваша задача – преодолевая дискомфорт, придерживаться нового варианта поведения , даже когда ваши руки опускаются. Через какое-то время результат будет достигнут. Не верите? Проверьте. И помните о своем эмоциональном состоянии .

Почему я говорю с уверенностью? Это и мой опыт, и опыт многих, кто проходил обучение в группах «Осознанного внимания».

Мы рассмотрели два примера преодоления дискомфорта и получения необходимого результата. На основании этого можно сделать вывод:

  • чтобы преодолеть любой дискомфорт, необходимо понять, что дискомфорт – это естественная реакция на любом этапе пути;
  • если помнить о результате, которого вы хотите достигнуть, то дискомфорт – это даже очень преодолеваемое препятствие, потому что оно временное ;
  • даже маленькие изменения ваших привычных действий могут привести к большим изменениям в вашей жизни .

Выберете несколько небольших действий, которые бы вы хотели совершить, но инерция привычки не позволяет вам это сделать. Поверьте, вы способны преодолеть тот дискомфорт, который возникнет при смене реакции, ведь он временный, а за ним стоит нужный вам результат.

Научившись справляться с малым, вы получите опыт и уверенность для решения более сложных задач в своей жизни.

Общая неудовлетворенность жизнью

Это как раз тот случай, когда звучит фраза «Да, все замечательно, но могло быть и лучше!»

И тут все хорошо, и там все хорошо, все необходимое есть, и руки, ноги целы, и голова на месте, и работа вроде устраивает, и в личной жизни без больших проблем, но почему-то полной удовлетворенности нет.

Что-то все равно не так, что-то не устраивает… А вот и тренинг (статья) подходящий: «Как воплотить мечты в реальность» или «Десять способов стать счастливым» или «Как привлечь в свою жизнь удачу без усилий» и т.п.

О чем на самом деле в такой момент думает человек? Вот схожу на тренинг, послушаю, как воплощать мечты и стану счастливым (ну или что-то в этом духе). Приходит на тренинг, может даже активно участвует в нем, получает заряд энергии на неделю – другую. А потом опять все как всегда. Вроде бы все хорошо, но чего-то не хватает… А потом опять – либо новый тренинг, обещающий сделать нас счастливыми, либо книга, которая объяснит как правильно жить, либо статья, дающая пошаговый рецепт счастья, которая будет только прочитана… Но почему-то оно, это долгожданное счастье, никак не приходит.

А что происходит? Человек развивает мозги, получает новые знания, и чем больше новых знаний, тем более неудовлетворенным становится. Мы знаем, мы очень хорошо знаем – как должно быть , каков должен быть мир, какое место мы должны занимать в нем, как все должно быть справедливо, все правильно. Но не получая точного воспроизведения своего знания, неудовлетворенность только возрастает. В нашем мире знания (читай – в нашей голове) – все прекрасно, но только мы входим в реальность – все ужасно, все не так.

Так чем же на самом деле занимается человек? Бежит от неудовлетворенного сознания в мир ума, понятий, представлений, знаний, и еще больше развивает свои мозги. И кажется что так все просто – удовлетвори человеку сознание, и он будет счастлив. Но как, если уже построены концепции? Как, если мы хотим только так, как знаем и не на миллиметр в сторону? Чем больше не удовлетворен человек, тем крепче его мозги, тем жестче его представления и требования.

Мы кидаемся в политику, в бизнес, в религию, в теории о человеческом обществе в надежде, что именно там и придет удовлетворенность. Но вся эта «возня» только от неудовлетворенного сознания.

А теперь вспомните, когда вы были по-настоящему счастливы. Вспомните, как эмоции переполняли вас, и вы в этот момент ни о чем не могли думать, не способны были размышлять. Эмоция останавливает мышление .

И как только вы начинаете размышлять, эмоции сразу же уходят, ум выталкивает их из сознания. Непосредственное восприятие подменяется оценками ума: хорошо – плохо, выгодно – не выгодно, как я выгляжу, что обо мне подумают, что я получу от этого. И чем больше мы размышляем, тем меньше остается эмоций, переживаний, состояний, тем меньше радости, счастья, удовлетворения . Если бы размышления, слова и знания приносили счастье, все уже давно были бы счастливы.

Но тут возникает другой вопрос – тогда зачем нам ум, размышления, знания, если они не дают возможности быть счастливым? Как здорово, надо перестать думать вообще, и счастье само спустится с небес. Но это уже другая крайность.

Непосредственное восприятие – это все наши эмоции. Оно всегда без оценок, это жизнь без целей. Зрение реагирует на красоту без размышления, слух реагирует на гармонию без осмысления. Если мы говорим о музыке, мы уже не наслаждаемся самим музыкальным произведением, ум подменяет непосредственное восприятие. Влюбленный человек не способен мыслить, пока не пройдут сильные эмоции.

Не рассказывайте о музыке, а наслаждайтесь ею. Не обсуждайте красоту природы, а прочувствуйте ее. Счастливые люди – не мастера слова, а знатоки состояний. Восхищенный человек не мыслит, а наслаждается своим состоянием. Счастливый человек не будет кричать о своем счастье, потому что как только включается ум, эмоция притупляется и уходит.

В непосредственном восприятии каждый мужчина становится джентльменом, каждая женщина – леди. Отзывчивость, уступчивость, юмор – спутники непосредственного восприятия.

Вот мы и подошли к самому главному – чередование знания (жизнь с целями) с непосредственным вне знания существованием (жизнь без цели) приводит нас к удовлетворенному сознанию, к удовлетворенности жизнью. Жизнь без целей включает стимуляторы, дает нам силы, вдохновение для того, чтобы мы могли достичь своих целей.

Карине Русецкая

Изучает методики тайм-менеджмента и применяет их на практике уже 12 лет. Любит планировать и организовывать своё время.

Лень или прокрастинация?

Для начала поговорим о лени и прокрастинации вообще, так как иногда эти понятия уравнивают.

Лень - отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью (Толковый словарь Ожегова).

Прокрастинация - склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам («Википедия»).

Если перевести понятия на более понятный язык, то сразу видна разница. Лень - нежелание что-либо делать, а прокрастинация - откладывание дел, причём часто сюда же относят переключение внимания на пожирателей времени вроде сёрфинга в интернете или соцсетей. Мы с вами будем говорить именно о лени и о том, как побороть её.

В большинстве случаев лень - следствие проблемы, а не её причина или суть. Разберёмся, какие причины могут привести к состоянию а-ля Обломов.

Почему мы ленимся

Нет интереса к делам

Часто относится к домашним делам, бытовой рутине, взаимодействию с госорганами и банками, скучным заданиям по работе. Вспомните: в школе вы легче приступали к урокам по тем предметам, которые вам нравились, и откладывали или совсем не делали скучные для вас. Вы стали старше, а подход остался тот же. У меня самой при мысли об очередном походе в ГАИ появляется сонливость, хотя замена прав занимает сейчас не более получаса.

Нет энергии

Речь не только о физической, но и об эмоциональной энергии. Если вы устаёте на работе или от дороги, то откуда же взяться силам не то что на подвиги, а на обычную жизнь с её круговоротом событий?

Я ездила на учёбу и работу на электричках 12 лет и могу точно сказать: дорога выматывает так же, как и тренировки. Неважно, что вы просто сидите. Это время волшебным образом забирает силы. Придя домой, вы вряд ли подумаете: «А посмотрю-ка я фильм на английском». От мысли о такой нагрузке начинает болеть голова.

Нет цели и понимания, зачем нужно что-то делать

Эта проблема самая распространённая. Например, вам предлагают на работе участвовать в новом проекте. Перспективы развития не определены, прибавки не предвидится, и в ежедневных делах вам не хочется тратить время на такой проект.

Разве можно не лениться, когда есть хотя бы одна из перечисленных причин? Да это прямо руководство по лени!

Что с этим делать

Важно: решать проблемы мы будем с третьей, а не с первой.

Если нет цели и понимания, зачем нужно что-то делать

Определите цели

Даже если вы не хотите заниматься планированием, подводить итоги и так далее, сделайте это именно для борьбы с ленью. Разово. Пишите, от чего горят глаза. Что вызывает радость и предвкушение поскорее приступить (сейчас вас никто заставлять это делать не будет). Пишите о том, что даёт энергию. Дайте себе день на запись , не торопитесь, оставьте время для лени.

Отсейте ненужные

После составления списка целей возьмите ручку и выделите те цели, которые придумали и хотите достичь не вы. Например, вас мама учила встречать мужа с работы горячим ужином, а на самом деле ему это не надо, да и вы не хотите иметь такую жизненную установку. Или фитоняши из интернета настаивают, что в неделю нужно устраивать три силовые и две кардиотренировки. И вы пытаетесь, но никак не можете успеть за этой целью. Она не ваша. Это не вам лично для поддержания здоровья и формы надо столько тренировок. Эта цифра не имеет к вам прямого отношения, как и навязанная цель.

Отметьте все подобные цели в списке. Не торопитесь, подумайте, откуда появились цели, чьи это идеи.

Очистите голову

Если вы хотя бы раз делали разбор гардероба, то вам знакомо это чувство облегчения, когда все ненужные, неподходящие, испорченные вещи больше не лежат грузом, а исчезают из жизни. И всё, что остаётся, - идеально сидит, подходит по крою и цветам именно вам. Такую же работу проведём с целями.

Все ненужные и неважные цели стоит убрать или перекроить под себя.

На примере той же домашней суеты: определите, какой результат нужен вам. Измените планку до того уровня комфорта, когда цель перестаёт пугать. Например, «Каждый день готовый свежий ужин в 19:00 и влажная уборка» можно заменить на «Убираться по мере необходимости и готовить ужин три раза в неделю, оставляя порцию на следующий день или заказывая доставку еды». Те цели и задачи, которые останутся, и надо выполнять.

Если нет энергии

Определите, в какое время дня вы более продуктивны, сколько вам нужно , когда надо делать определённые рутинные задачи. Исходя из этого составляйте своё расписание так, чтобы всегда было время на отдых.

Каждый день у вас должно быть личное время для перезагрузки. Если кажется, что его нет, пересмотрите планы ещё раз - вам так только кажется. Без качественного отдыха никаких дел вы сделать не сможете.

Если нет интереса к делам

Этот пункт чаще всего неактуален, если сделано всё вышеперечисленное. Ведь вы оставили дела, которые вам действительно нравятся и без которых никак нельзя, например уборку. И тут наступает момент для ещё одного небольшого правила.

На пути достижения самой важной, самой желанной цели некоторые задачи будут рутинными и немного скучными.

Прежде чем получать деньги за продажу iPhone, Стив Джобс провёл много не самых приятных часов в обсуждениях, спорах и муках, как сделать продукт ещё лучше. Каждый раз, выпуская новую модель, ему приходилось испытывать давление фанатов техники Apple. Разве эти моменты из биографии Джобса самые приятные? Разве часы обсуждения продукта всегда радостные? Но, когда есть цель, стоит понимать, что вы готовы отдать для её достижения. Пустите рутину в вашу жизнь, позвольте себе поскучать. Это позволит мозгу лучше отдохнуть и генерировать больше идей.


А вы знаете, куда на самом деле уходят желания? Почему с возрастом хочется меньше всего – и секса, и зарабатывать, и получать удовольствие от жизни? В какие периоды мы сталкиваемся с отсутствием желаний и что думает психология об этом? Узнайте, как вернуть ваши желания обратно.

Согласно главному постулату буддизма, желание приводит к страданиям.

Именно из-за этого – что нам что-то надо – мы и мучаемся, и тревожимся, и маемся. Не будет желаний = не будет страданий…

Казалось бы, все так. Но те, кто реально сталкивается с отсутствием желаний, говорят о другом. Их не окутывает благодать, на их лице не светится безмятежная улыбка счастья. Почему так? Потому что в психологии отсутствие желаний – это отсутствие энергии. Не какой-то мистической, а вполне реальной.

Хочет человек чего-то значимого, большого – и двигается к этому.

Ничего не хочет – и лежит на диване. Неоткуда взяться ни интересу, ни возбуждению (в широком смысле).

Незачем жить. Ничего не двигает.

Еще отсутствие желаний в психологии называется апатией. Словарное определение очень точно:

Состояние полного безразличия, равнодушия.

В Википедии слово расшифровывается подробнее:

“Апатия (греч. α- «без» + греч. πάθος «страсть») - симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.”

Вместе с отсутствием устремлений приходит безразличие (буквально – без-различие, неразличение, чего я хочу, что мне интересно, как будто в мире больше нет объектов, все в общей серой пелене.

Предположим, что вы все же не валяетесь в клинической (“настоящей”) депрессии, когда даже встать с постели – проблема.

Тогда посмотрим, куда ушли ваши дорогие, будоражащие, подымающие даже со смертного одра, буквально животворящие желания .

Желания и их отсутствие в терминах гештальт-терапии

Возможно, вы помните статью про депрессию (“ “). В ней приблизительно описан этот механизм. Каждое “Я” (селф-процесс) представляет собой три “этажа”:

  • персонэлити (кто я, какой я, что я умею, откуда я пришел, что мне можно и нельзя);
  • эго-функцию (что я буду делать, что я выбираю);
  • ид-функцию (“детская часть”, желания, стремления).

Последняя – самая быстрая, реагирует больше на текущие раздражители. Первая – самая медленная, но и самая стабильная, на годы. И тогда отсутствие желаний в терминах гештальт-терапии – это “придавленность” эго, его раздавленность между довольно сильными желаниями (которые нельзя-нельзя) и мощной “персоной” (“я должен быть …”, “я не имею права на…”).

В итоге и эго не работает (не может выбрать), и слабо слышно ид-функцию – к ней не прислушиваются.

Ну да, проще ведь запретить себе хотеть, чем развенчать старые стереотипы о себе и попробовать, найти как сделать, придумать форму для конкретного желания!

Может, вы хотели совсем не напиться (допустим, этого вам нельзя), а хотели на самом деле – развеселиться. Но веселиться по-другому не учились и не пробовали…

Может, вы хотели не семью-мужа, а просто хорошего секса. Или много-много флирта! Но это нельзя, намерения должны быть только самые серьезные!

Отсутствие желаний как последствия интроектов

И тут мы подходим к следующей части: а почему, собственно, нельзя?

Есть 4 разные позиции:

  1. я окей и мир окей;
  2. я хорош, но мир плохой;
  3. я плохой, а мир хороший;
  4. я плохой и мир плохой.

Итого если и с вами и с миром все в порядке, то нельзя у вас мало и они по делу. Если же вы считаете, как в пунктах 2 или 3, то вам многое нельзя.

Запрет находится на уровне Персонелити, в форме интроекта:

  • для “мир плохой” – вокруг страшные люди/уроды/гады/эгоисты; никто тебе просто так ничего не сделает; того, что тебе надо, в мире нет; экономика рушится, все дорого;
  • для “я плохой” – ты не справишься, ты слаб, тебе не положено, ты виноват – куда тебе еще какие-то радости, ты должен родителям/супругу/детям, нечего о себе думать!

Поищите, какие интроекты (“проглоченные” убеждения) вас останавливают от того, чтобы желать.

Травма как запрет на будущее и желания

Среди отдаленных (от полугода и больше) последствий психологической травмы есть и такое: человек не видит своего будущего. Не может мечтать, не способен желать и хотеть, добиваться и получать. Будущего нет, оно закрыто. Человек просто не хочет жить.

Это самый сложный вариант отсутствия желаний: в психологии работа с травмой очень медленная, а на проблему “ничего не хочу” мало кто жалуется. Чаще жалоба будет о “эпизодах, которые всплывают в неподходящий момент”, может – о нерешительности, проблемах со сном, едой, базовыми человеческими потребностями. Даже ангедония – отсутствие удовольствия – тоже бывает чаще, чем “что-то я ни о чем не мечтаю”.

Что происходит при травме: фактически распадается “я” клиента. В желании задействован (и создает его) наш Ид, наша живая часть, а при травме человек словно мертвеет внутри и запрещает себе хотеть.

Что делать:

  1. выговориться (дебрифинг), чтобы сложилась цельная картина и последовательность – что произошло;
  2. признать, что травма случилась не по вине травмированного;
  3. собрать распавшиеся части себя (в т.ч. “запрещающую” себе будущее).

После проработки травмы должно не остаться эмоций по ее поводу – останутся только факты (“вот в это я попал(а), и вот так из этого вышел(-шла)”).

Это благодатный и важный путь из состояния “не вижу будущего, не могу себя “отправить” туда” к ресурсному состоянию “хочу, могу и делаю”.

Ведь ничего не хочет на самом деле только мертвый человек (либо просветленный, но такие не читают статьи в интернете:)).

Словарик

Желание – мотив, опредмеченная потребность.

Желание направлено на получение удовольствия, т.е. реализация базовых потребностей не относится к желаниям.

Удовольствие – признак реализации желания.

Как вы думаете, почему некоторые люди в преклонном возрасте остаются жизнерадостными и активными, а другие, будучи ещё достаточно молодыми, не видят в жизни радости, впадают в апатию и ничего не хотят? Может, такими нас создала природа – одних бодрыми, других усталыми? Или мы постепенно, с течением времени растрачиваем силы, и кто-то тратит их слишком быстро? Почему иногда так тяжело сдвинуться с места даже ради того, что раньше казалось таким желанным? И что делать, если ничего уже не ждёшь от этой жизни? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Желание равно жизнь

Все мы что-то делаем, куда-то движемся только потому, что в нас горит желание, стремление к чему-то. Это наша энергия, толкающая нас вперёд сила. Нет желания – нет и силы двигаться. Но иногда человек теряет желание жить и к чему-то стремиться. Почему это происходит, по каким причинам — поможет понять системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Каждый человек рожден уникальным, со своим набором врожденных свойств и стремлений, которые в СВП называются векторами. Их восемь. Вместе с вектором даются особенные желания и необходимое количество жизненных сил, чтобы эти желания осуществить. И все было бы хорошо, если бы мы точно понимали себя — мы знали бы, как достигнуть желаемого. Но в реальности мы часто дезориентированы, живем вслепую, что приводит нас к разочарованиям.

Например, человек со звуковым вектором отличается от других особой потребностью в познании себя , мира, первопричин, которая перекрывает своей важностью все обычные, земные желания. Для осуществления своих желаний он наделен способностью к сосредоточению и абстрактным интеллектом. Сосредоточенность на своих мыслях, погруженность в себя может делать таких людей рассеянными, им сложно идти на контакт. Их интересует внутренний мир, который им кажется более значимым и реальным, чем мир снаружи. Такие люди стремятся к осмысленности в любом своём действии. Но вот достичь ее оказывается не так просто.

До сих пор знания о природе человека были ограничены, бессознательное скрыто от понимания – для современного человека со звуковым вектором недостаточность этих знаний равносильна голоду, только не тела, а души. Без понимания своего Я не может быть осмысленности.

Когда жизнь не имеет смысла

Апатия в звуковом векторе наступает тогда, когда человек не находит смысла в жизни и каких-либо действиях, он не понимает, к чему вся эта мышиная возня, которой заняты другие. Он не получает наслаждения, радости от жизни, потому что не реализует своих желаний – не находит ответов на извечные вопросы, которые так важны для него. И тогда он уходит в сон, спит сутками напролёт, ему не хватает энергии, чтобы делать какие-то необходимые дела. Страдание звуковика настолько велико, что он, считающий этот мир иллюзорным, мечтает покинуть его как можно скорее.

И, чтобы человек не совершал суицид, природа позаботилась о защитном механизме. От невыносимой боли хронической ненаполненности желание словно перегорает, и наступает апатия. Боль притупляется, но, становясь бесчувственным, теряя желания, человек постепенно полностью утрачивает и интерес к жизни. Уходят и силы. Он уже не мечтает, не стремится, не рискует, не любит, ничего от этой жизни не хочет... Так мортидо (стремление к статичности, смерти) начинает преобладать над либидо (желанием жизни) – природа медленно и щадяще уводит нас из жизни.

Почему люди умирают? Потому что у них пропадают желания. А живут долго те, кто чего-то хочет, стремится и достигает. Так человек устроен, что хочет больше и больше, желание с каждым разом, с каждым наполнением растёт, а вместе с этим растет и удовольствие. И жизнь продолжается.

Апатия у самых старательных

Апатия может возникнуть не только в звуковом векторе. Почти любой человек может стать апатичным и вялым, если его желания долгое время не наполняются . Ведь человек живет по принципу удовольствия. И если нет наслаждения – притупляются и желания. Человек уже отчаивается что-либо получить и отказывается от желаний, продолжая безвольно плыть по течению жизни.

Часто к апатии склонны люди с анальным вектором – одним из восьми психотипов с его особым набором желаний и стремлений.

Что присуще этим людям? Стремление к справедливости, чистоте, качеству. Это специалисты высокого класса, у них золотые руки, стремление довести всё до идеала, до блеска. Это верные друзья, преданные мужья и жёны, которые ценят и особенно берегут отношения с родными. Такие люди любят давать и получать советы, они прислушиваются к мнению авторитетов и часто зависимы от близких людей, особенно от матери. Это часто нерешительные, медлительные люди, они не любят рисковать и проявлять инициативу. Прежде, чем совершить поступок, они могут долго думать, собираться с силами и только потом делать.

Почему угасают желания у таких людей? Причин может быть много, рассмотрим некоторые из них.

Потребность в похвале и признании

Человек с анальным вектором более других ведом и зависим от мнения окружающих. Он нуждается в похвале и желает получать её от других. Он готов иногда только ради этого делать работу на отлично.

Долго не получая одобрения и удовлетворения от своих действий, он теряет мотивацию. Более того, в его ригидной психике возникает своего рода перекос: я вложил свои усилия, но не получил вознаграждения (рождается обида).Чувствуя несправедливость, анальный человек больше не желает и не может двигаться (ступор), являясь заложником своих представлений о мире: все должно быть поровну! Он заранее откажется от каких-либо действий, понимая, что никакой желаемой награды его не ждёт впереди. Отказ от действий еще больше ограничивает возможность получения наслаждения, и человек постепенно угасает. Всё меньше ему охота выходить на улицу, выполнять какую-то работу. И вот он уже лежит целыми днями на диване, апатичный и тучный от бездействия.

Не смог сказать «нет»

Маленький человечек с анальным вектором растёт, учится взаимодействовать с людьми, как и все другие дети. Но его особенность в том, что это очень послушный, покладистый от природы ребёнок и для него очень важны подсказки и похвала мамы, это дает ему чувство защищенности и помогает развиваться. Когда ребёнок вырастает, он научается принимать самостоятельные решения и добиваться желаемого, не пытаясь искать похвалу и одобрение повсюду.

Если развитие в детском возрасте происходило не совсем правильно, такой человек, уже зрелый, может оказаться неспособным говорить «нет». Он остаётся зависимым от мнений других, ищет недополученного маминого одобрения. Поэтому желает всем угодить, понравиться, чтобы получить похвалу ради самой похвалы, и только тогда может почувствовать себя нужным и ценным. Постепенно он перестает ощущать, чего же хочет сам.

В еще большей степени это касается людей, в чьём наборе векторов присутствует ещё и зрительный вектор. Зрительник с рождения пуглив и ему сложнее всех адаптироваться в нашем мире. Пытаясь подстроиться под других, он ищет защиты и безопасности. Анально-зрительный человек может быть настолько зависимым от мнений и желаний других людей, что не в состоянии делать что-либо по собственному желанию.

В итоге наступает хроническая неудовлетворённость, усталость от реализации чужих желаний и попыток угождать, но так и не угодить в той мере, в какой требовалось. В конце концов, приходит истощение. Раз угодить невозможно, удовлетворить окружающих не получается, значит, и не стоит этого делать. Человек погружается в глубокую обиду и бездействует.

Неуверенность и чувство неполноценности

Ещё одной причиной апатии в анальном векторе может быть хроническая истощающая неуверенность. Мы можем долго стоять на месте, ждать удобного случая, чтобы что-то начать. Всё время тянем с реализацией тех желаний, которые кажутся нам труднодостижимыми. Пока мы решаемся, топчемся на месте, мы упускаем массу возможностей.

Потом расстраиваемся, виним себя и постепенно начинаем терять веру в то, что вообще когда-либо способны осуществить то или иное действие. Далее происходит отказ от желаний: бесполезно что-то делать – всё равно ничего не получится. Так мы думаем, чувствуя себя недостаточно сильными, смелыми и быстрыми, чтобы получить желаемое.

Даже если мы обладаем большой целеустремлённостью, упорством и намерением всё-таки достичь желаемого, нас всё равно могут преследовать временами мысли, что мы ничего не сможем и не достигнем. Во многом это происходит по причине детских установок, полученных от родителей. «Тупица», «тормоз», «криворукий» — нередко дети слышат такое от своих родителей. «Как ты только жить собираешься, никчёмное создание?» — бессознательно повторяет внутри себя анальный человек, у которого не сложился день, случились какие-то проблемы на работе или дома.

Как сделать первый шаг, и без того сложно дающийся от природы, если тебя убедили в том, что хорошо все равно не получится. А ведь мы хотим быть лучшими. Но зависимые от мнения других, а в детстве особенно от мнения мамы, мы берем эти установки на себя, и они изменяют всю нашу жизнь. Это делает и без того нерешительного человека неспособным сделать важные шаги и ведет к патологическому откладыванию.

Это ощущение собственной никчёмности может долго преследовать человека. Угнетённое настроение тянется всё дольше, страдание усиливается и нереализованные желания отставляются в сторонку, как нереализуемые уже никогда.

Отказ от реализации. Зависимость вместо свободы

Те люди, которые смирились с собственной нереализацией, конечно же, зависят от кого-то, кто заботится о них. Человеку нужна еда, одежда, крыша над головой и, если сам человек не обеспечивает себя всем этим, то кто-то должен дать ему всё необходимое. Часто о своих, уже взрослых, детях заботятся мамочки, не желающие расставаться со своими детьми, а неработающие женщины зависят от мужей, которые их кормят и берегут.

В наше время довольно часто анально-зрительные люди, вырастая, остаются инфантильными , неспособными самостоятельно позаботиться даже о себе, не то что о других. Если их воспитание было неправильным, без ощущения защищённости и безопасности, получаемого от родителей, то они живут в страхе и неуверенности до конца своих дней. Выйти во взрослую жизнь им бывает довольно проблематично.

Вместо реализации они ищут возможности отложить любое действие, потому что оно кажется сложным и опасным. Если окружение поддерживает это стремление, то они могут просидеть на «штрафной площадке» всю свою жизнь, избегая общения с миром, решений, действий, какой-либо ответственности или проявления себя.

Когда мы сами ни к чему не стремимся, мы привыкаем зависеть от тех, кто заботится о нас. Мы учимся манипулировать ими и зависим от их расположения. Мы научаемся жить по определённым правилам, боимся их нарушить, чтобы тот, кто о нас заботится и решает наши насущные проблемы, не лишил нас необходимого.

В результате мы живём в золотой клетке, где есть всё или почти всё, но нет главного – свободы реализовать себя в соответствии с заданными природой свойствами. В конце концов жизнь становится, как в сказке – «что воля, что неволя – всё равно», потому что желания давно умерли, а навыки, если когда-то и были приобретены – утрачены. Нам остаётся только доживать серую, безрадостную, апатичную жизнь в зависимости.

Как вернуть радость жизни?

Чтобы оживить желания, стоит начать с малого. Сначала чётко определить, какие желания в нас скрыты или подавлены. Многие настолько сильно зависимы от мнений других людей, что никогда не осознавали, чего хотят на самом деле. Системно-векторная психология позволяет разобраться в себе в короткие сроки и с большой точностью. Дальше нужно начать потихоньку действовать, делать небольшие шажки к цели – реализации своих желаний. Стоит только попробовать раз, получить удовольствие, запомнить это приятное чувство от достигнутого, а потом пробовать ещё и ещё. С каждым разом желание будет увеличиваться, расти, а с возросшим желанием появятся силы.

Не стоит расстраиваться, если что-то пока не удаётся. Мы так легко опускаем руки по разным причинам – то вера в свою никчёмность так сильна, что мы изо всех сил пытаемся бессознательно найти ей подтверждение, то уже привыкли лениться настолько, что ничего не хотим менять – нам так удобно. Мы даже не заметили, как в молодом возрасте стали ощущать себя дряхлыми, никому не нужными стариками. Но мы не такие, даже если нам уже 70! Никогда не поздно начать жить полноценной жизнью.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает проработать все наши негативные установки , осознать те бессознательные механизмы, которые из раза в раз вели нас по замкнутому кругу несбывшихся желаний. Более глубокое понимание себя, своих особенностей и настоящих желаний дает новое ощущение себя и жизни в целом.

Не менее важно для поддержания уверенности и стабильности правильное окружение, которое будет давать силы для получения нового жизненного опыта. Только среди других людей мы можем понять свои природные качества и полноценно реализовать себя. Нам нужны единомышленники рядом, люди, с которыми можно поговорить на одном языке, на которых можно ориентироваться.

Таких вы точно найдёте на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. И здесь вы сможете решить, что именно вы будете делать в своей жизни, научитесь принимать верные решения, за которые не придётся винить себя или других. Многое о своей жизни можно понять уже на вводных бесплатных онлайн-лекциях , где рассматривается также и анальный вектор.

Давайте действовать и наши пробудившиеся желания поведут нас за собой так далеко, как мы этого захотим!

И пусть жизнь продолжается!

Виктория Гоголева, студентка психологического факультета

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: