Каждый ребенок мечтает поскорее вырасти, а каждый взрослый иногда мечтает вернуться в детство. Ведь только повзрослев, мы начинаем осознавать, насколько прекрасным было время нашего детства, насколько беззаботными и свободными бывают дети. Так в чем разница между детством и взрослой жизнью? Чем взрослый отличается от ребенка? Какие понятия и ощущения ребенка становятся недоступны взрослому человеку? Давайте разберемся.
Главные отличия детей и взрослых
Все главные отличия между взрослым человеком и ребенком условно можно разделить на физические, психологические и социальные.
- В отличие от ребенка взрослый человек развит физически и половозрел (способен к размножению). Он массивен, имеет все развитые органы и не растет.
- Взрослые люди о реальной жизни знают гораздо больше, чем дети. Кроме того, они обладают и профессиональными знаниями.
- Взрослые человек несет ответственность не только за себя, но и за других людей. У ребенка степень ответственности только формируется.
- Взрослые люди менее свободны в своих поступках, так как их поведение контролируется моральными, этическими, правовыми и прочими нормами взрослой жизни и законами общества.
- Взрослый человек вполне самостоятелен. Он может принимать решения и менять свой образ жизни. Ребенок такой самостоятельности лишен - во много он зависит от взрослых.
- Взрослый умеет управлять эмоциями и в состоянии держать под контролем свое настроение.
Ученые не перестают спорить том, где проходит граница между детством и взрослой жизнью. И все же многие сходятся во мнении, что взрослая жизнь начинается с момента обретения независимости от родителей или опекунов и возможности вести самостоятельно выбранный образ жизни.
Особенности детской психики
О том, что важно для детей и что вызывает их заинтересованность, мы писали в статье . А вот что мы теряем, взрослея? Новизна восприятия мира и искренняя вера в чудеса и сказки. Пожалуй, это то, на что способен каждый ребенок и уже не способно большинство взрослых. Дети открыты миру, и в этом и выражаются особенности детской психики. А то, какими вырастут дети, зависит от взрослых.
Еще больше статей на эту и другие темы вы найдете в разделе .
Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Для многих детей грузовик - это Большая Машина. Они долго не могут понять, что грузовик устроен для перевозки товаров, а обыкновенная легковая машина - для перевозки людей. Точно так же для многих взрослых людей ребенок - это Маленький Взрослый. Они не понимают, что у ребенка другие проблемы, чем у взрослого. Хотя взрослый временами ведет себя и даже должен вести себя как Большой Ребенок, ребенок - это не Маленький Взрослый. Представление о том, что ребенок - это взрослый в миниатюре, можно было бы назвать представлением о гомункулусе (гомункулусом называется маленький смышленый человечек).
Чем же ребенок отличается от взрослого? Ребенок беспомощен. По мере того как он растет, он становится менее беспомощным, но по-прежнему зависит от родителей, которые должны научить его, как делать разные вещи. По мере того как его учат делать то или другое, у него появляются все новые предметы для усвоения; но, как мы уже говорили, он не может научиться тому, к чему еще не готова его нервная система. Время, когда у него созревают различные нервы, например нервы ног или кишечника, зависит от качества нервной системы, унаследованной им от родителей. Если ребенок родился преждевременно, его приходится иногда держать в инкубаторном устройстве, прежде чем его тело достаточно созреет для колыбели.
Образы у детей смутные. Вначале ребенок может лишь отделить внешний мир от самого себя. Он учится выделять отдельные предметы, и образы его становятся точнее. Взрослым требуется много лет опыта, чтобы уточнить свои образы, и даже после этого они не так уж хорошо выделяют существенные предметы. У ребенка же такого опыта нет; пока он учится, и сам он и его родители должны проявлять выдержку и терпение.
Минерва Сейфус, например, всегда была для своего возраста необычайно развитым ребенком. Когда она училась ходить, она время от времени переворачивала разные вещи, как и все дети в это время. Однажды она перевернула пепельницу, и ей было сердито сказано, чтобы она больше этого не делала. Для матери ее важно было, чтобы пепельница содержала пепел; но в возрасте Минервы при всем ее развитии внимание девочки было привлечено к чему-то более простому: не к содержимому пепельницы, а к ее внешнему виду. Ей хотелось угодить матери, но она оказалась под ложным впечатлением. Дело в том, что эта пепельница была голубого цвета, и Минерва сказала себе, что будет слушаться матери и никогда больше не перевернет какого-нибудь из этих голубых предметов. На другой день она принялась играть светло-зеленой пепельницей; за это мать ее жестоко выбранила, восклицая: «Ведь я говорила тебе никогда больше не играть с пепельницей!» Минерва была озадачена. Она ведь тщательно избегала всех голубых тарелок согласно своему истолкованию требования матери, и вот ее бранят за то, что она играла зеленой! Когда мать поняла, в чем ошиблась, она объяснила: «Посмотри, это пепел. Для него и нужны эти тарелочки. В пепельницы кладут вот эти серые зернышки. Не переворачивай ничего, в чем лежит эта штука!» И тогда Минерва впервые поняла, что пепельница - это не голубая тарелка, а предмет, в котором содержится серый порошок. После этого все было в порядке.
Если мать недооценивает трудностей ребенка и не объясняет ему разные вещи настолько ясно, чтобы избежать недоразумений, то наказание может потерять для него всякий смысл; и если это повторяется раз за разом, то он в конце концов уже и не пытается быть хорошим и ведет себя, как ему вздумается, поскольку чувствует, что ему никогда не понять, чего от него хотят. Ребенок может прийти к выводу, что наказания - нечто вроде непредсказуемых «актов Провидения», периодически поражающих его независимо от поступков.
Тем не менее наказания вызывают у него обиду, и он может совершать дурные поступки, чтобы отомстить матери. В ряде случаев всего этого можно избежать, следуя примеру миссис Сейфус, то есть ясно и недвусмысленно объясняя ребенку, чего от него требуют.
Младенец занят главным образом основными вопросами жизни, дыханием и едой и заботится об этих вещах прежде всего. Взрослому известно (с определенной степенью достоверности), что при нормальных условиях он будет есть в надлежащее время. Ребенок может не иметь такой уверенности, поскольку не знает, в чем состоят требуемые условия, а знает только, что все это зависит от матери. У него вскоре создается представление, что первая гарантия безопасности от испуга и голода состоит в том, чтобы мать его любила, и он начинает делать усилия для приобретения ее любви. Если он не уверен в материнской любви, он становится беспокойным и пугливым. Если мать делает вещи, которые он в его возрасте не может понять, это может расстроить его, как бы ясно ни понимала свои действия его мать. Если ей приходится прервать кормление, чтобы позаботиться о его больном отце, и если она его при этом не приласкает, это может точно так же испугать ребенка, как если бы мать его бросила, не желая о нем заботиться. Запуганный ребенок - это несчастный и трудный ребенок. Когда он видит возможность отомстить за какой-нибудь испуг, вроде описанного выше, он может этой возможностью воспользоваться. Он не способен мыслить достаточно ясно, чтобы понять, что такое поведение может принести ему больше вреда, чем пользы.
Жизнь ребенка полна потрясений и поразительных явлений, которых мы, взрослые, не можем вполне оценить. Представьте себе, какое потрясение для ребенка - родиться! И как он должен удивиться, впервые увидев книгу! Мать говорит ему, что эти черные значки - «кошка». Но ведь он знает, что кошка - это пушистое животное. Как же черные значки могут быть тем же самым, что и пушистое животное? До чего это удивительно! Ему хотелось бы узнать об этом побольше.
Вы, конечно, помните себя в детстве? Некоторые ваши фразы и поступки заставляли родителей краснеть. Наши детки тоже порой вытворяют что-нибудь эдакое, от чего нам хочется провалиться сквозь землю. В детстве мы можем позволить себе многие вещи, которые во взрослой жизни просто неприемлемы. Наверное, именно поэтому мы так скучаем за детством - временем, когда мы были абсолютно свободны, непосредственны и абсолютно честны.
Итак, что могут позволить себе дети, а взрослые - нет :
- Говорить окружающим правду об их внешнем виде
- Выглядеть красиво в дождевике
- Есть одно и то же на завтрак, обед и ужин
- Спать поперек кровати
- Плавать в ванной
- Сидеть на горшке перед телевизором
- Ходить под стол пешком
- Полностью заполнить память телефона за 2 минуты своими селфи
- Ходить в трусах и сапогах
- Собирать всех в гостиной на концерт, чтобы спеть им свои песни
- Кататься в шерстяных носках по квартире, показывая фигурное катание.
- Визжать от радости и хлопать в ладоши, когда предстоит кормить кота
- Взять в рот большой палец ноги и радоваться этому
- Быть искренними и открытыми
- Улыбаться бесконечное количество раз в день по любому поводу
- Разглядывать людей в общественном транспорте, ни капли не стесняясь
- Вкусно пахнуть
- Трогать все подряд без спроса: вещи, людей, животных
- Начать разговор с чужим человеком так, как будто они давно знакомы
- Самозабвенно тыкать маме пальцем в глаз и нос
- Узнавать в каждой проходящей мимо бабушке свою, брать ее за руку и вести гулять
- Спать в нарядном бальном платье две ночи подряд, потому что оно очень нравится
- Засовывать мех от капюшона в трусы и кричать: «Я лисичка!»
- Обнять мамино лицо пальчиками ног
- Плакать, когда хочется плакать
- Найти во дворе лужу и обязательно в ней попрыгать
- Встречать папу с работы словами «Что принес?»
- Приходить ночью к маме в постель
- Делать или видеть что-то каждый день в первый раз
- Издавать любые звуки при всех и нисколько не стесняться
- Общаться со взрослыми на «Ты»
- Пукнуть в большой компании и гордо признаться что сам
- Кричать на всю улицу: «Мама, писать хочу!»
- Описаться и сказать, что написал игрушечный тигренок
- Использовать пульт от телевизора как телефон, микрофон и как орудие против мамы и её попыток накормить кашей
- Ходить без трусов везде, где вздумается
- Кормить игрушечного медведя борщом
- Представлять, что швабра - это шлагбаум, а стулья - машины. Или что перевернутый табурет - это коляска, а кот в пеленке - ребенок. Или что солнце, движущиеся за тобой между деревьями, когда ты бежишь, - это летающая тарелка.
- Надевать на голову трусы и кричать, что это потрясающая шляпа
- Засовывать в носки кубики и ходить, будто в туфлях на каблуках
- Тащить в рот всё подряд, но при этом отказываться попробовать что-то съедобное
- Каждую прогулку есть на улице или снег или песок, в зависимости от времени года
- Обсыпать недруга песочком
Узнали своего ребенка? А что вспомнилось из вашего детства?
Странный вопрос! Наверное, тем же, чем и взрослые от детей. А что делать, если взрослый человек не может сравнить, хотя бы потому, что просто не помнит себя в детстве? Редко кто может похвастаться устойчивыми воспоминаниями раньше 3, а то и 5 лет. Но ведь до того возраста человек тоже живёт, растёт и очень активно развивается. Так что же скрывает наша память?
Первое, и самое главное отличие детей от взрослых — серьёзные пробелы в знаниях об этом мире. Которые они активно пытаются восполнить. Именно поэтому дети рассматривают, нюхают и пробуют всё на ощупь, на вкус, пытаются ответить на вопрос «как это устроено?» всеми доступными способами и задают кучу вопросов. И со стороны родителей ругать, а то и наказывать, своих чад за стремление учиться — не просто глупо, но и недальновидно, — впереди учёба в школе. Где дети, которых наказывали за попытки самостоятельно изучить мир, окажутся в заведомо проигрышном положении.
Второе отличие, очевидное — размеры и возможности физического тела. Физические тела детей растут и развиваются, поэтому им нужны и правильное питание, и физические нагрузки, и полноценный сон — об этом знают все. А о том, что происходит развитие нервной системы детей, дозревание отделов и становление функций головного мозга, во внимание принимают меньше. А о том, что физическая активность ребёнка напрямую влияет на его умственное развитие знают вообще немногие. Дело не только в подвижных играх на свежем воздухе, ребёнку нужна информация о мире, а для этого он должен и трогать, и манипулировать предметами, и передвигаться в пространстве — у его должны быть задействованы все органы чувств. Именно на основе этой информации ребёнок создаёт полноценные образы, которыми учится оперировать в ходе мышления. Например, яблоко — круглое, зелёное, гладкое, прохладное, с особым запахом, вкусом и консистенцией мякоти. А ещё, косточки у него могут особо постукивать внутри. И яблоки бывают разными, но есть качества, которые их все объединяют в одно понятие.
Третье отличие — непосредственность. Дети изучают мир, запоминают что здесь и как называется, и активно пользуются полученными знаниями, сообщая всем пассажирам автобуса, что дядя лысый, а тётя очень толстая. Дети, в отличие от взрослых, только учатся самостоятельно идентифицировать эмоции, которые испытывают в той или иной ситуации, и учатся у родителей способам их выражения. А о том, что окружающие тоже способны что-то чувствовать, и что с этими чувствами надо считаться, детям обычно рассказывают родители, ибо это и есть воспитание.
«Непосредственность» взрослых имеет совсем другое происхождение.
И четвёртое отличие, более всего отдаляющее миры взрослых и детей, — центрированность. Центром мира каждого ребёнка, является он сам. И именно этот факт позволяет ребёнку так быстро развиваться, усваивать колоссальный объём информации, сохраняя, при этом поразительную гибкость психики. Именно поэтому время в детстве течёт так медленно.
Центр мира взрослого человека в 98% случаев лежит вне его самого, поэтому счастье и благополучие большинства взрослых зависят не от них самих.
Сдвиг этого центра происходит в процессе воспитания, из-за непосредственного желания ребёнка быть любимым и доказать родителям свою любовь.
Любите ваших детей и будьте счастливы.
Ещё интересные материалы: