Пессимистическое настроение. Как избавиться от пессимизма Чем опасен пессимизм и является ли он разновидностью греха


Но теперь работе угрожала скрытая опасность. Сатана уже приготовил очередной маневр, на этот раз изнутри. Рабочими овладело пессимистическое настроение. Из племени Иуды к Неемии пришли посланцы и заявили: - Ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену» (Неем. 4:10).

Просто поразительно, как часто мужи Божьи, одерживающие великие победы против врага ради Царствия Божьего, могут поддаться депрессии. Сатана знает, что, если ему не удается отвлечь наше внимание от важных дел при помощи внешней угрозы, он может сразить нас плохим настроением, даже если мы уже стоим на пороге полной победы.

То же случилось с Илией. В восемнадцатой главе Первой книги Царств рассказывается о том, как он одержал великую победу над пророками Ваала. Он один выступил против четырехсот пятидесяти лжепророков и предложил им вызвать с неба огонь на жертвоприношения. Его жизнь была в опасности, так как его искал царь Ахав, потому что по молитве Илии в Израиле вот уже несколько лет была сильная засуха. И вот теперь он дерзновенно противостал лицом к лицу лжепророкам и нанес им поражение. В тот день, после того как Бог чудесным образом дал Илии победу, все лжепророки погибли от меча.

Но уже в следующей главе мы видим удивительную картину. Вот Илия сидит, съежившись, пол деревом и взывает к Богу, умоляя забрать его жизнь, потому что боится умереть от руки злобной женщины. Неужели это тот же человек? Да, он пал жертвой отчаяния и депрессии. Испуганный, голодный, измученный долгим путешествием, он стал жертвой внутренней атаки сатаны.

С нашей, человеческой, точки зрения может показаться, что самую большую угрозу для трудов Неемии представляла собой армия, готовившаяся к нападению. Но на самом деле наибольшей угрозой для него стало пораженческое настроение, постепенно овладевшее его работниками. Легче защищаться от врага, которого видишь, чем противостоять невидимой опасности, притаившейся в твоих рядах.

В Книге Неемии (5:1-5) рассказывается о дальнейших усилиях сатаны, направленных на духовное поражение израильтян:

И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев. Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб, и кормиться, и жить. Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и ломы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших; у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других.

Неемия, похоже, впервые услышал об этом. Он не подозревал, что людям приходилось брать деньги под такие высокие проценты, что они поневоле оказывались у своих кредиторов в порабощении. Ростовщичество в Израиле называлось usury и было категорически запрещено иудейскими законами (см. Исх. 22:25).

Неемия воззвал к чувству справедливости заимодавцев и к их патриотизму. Угнетая своих соотечественников, они фактически угнетали собственных братьев. «Оставим им долг сей. Возвратите им ныне же ноля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра, и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их» (Неем. 5:10,11. - Курсив автора).

Достаточно серьезная просьба, не так ли? Но обратите внимание на воззвание Неемии - оставил, Неемия старательно воспитывал в жителях Иерусалима чувство национальной общности, чувство единения. Именно в этом заключалась главная цель восстановления стен города. Пока стены лежали в руинах, города как такового, собственно, и не было. Но вместе с появлением стен у жителей зарождалось ощущение гражданской гордости. Однако это было бы невозможно, если бы жители Иерусалима продолжали господствовать один над другим.

Итак, Неемия сказал заимодавцам: «Послушайте, то, что хорошо для этих людей, хорошо для всей общины. И что хорошо для общины, хорошо для вас».

И не только это. Он также стал взывать к их совести. Они прекрасно понимали, что их действия полностью противоречили существующим законам. Давая собственному народу деньги в рост, они тем самым вели себя, как Санаваллат и Товия. Они не имели права угнетать своих братьев и знали это.

Тогда они сказали: «Возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь» (Неем. 5:12). Обратите внимание, как Неемия в стихах двенадцатом и тринадцатом узаконил принятое этими людьми решение:

И позвал я священников, и велел им дать клятву, что они так сделают. И вытряхнул я одежду мою, и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякою человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения ею, и так да будет у него вытрясено и пусто! И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие.

Здесь мы опять видим, как действует мудрый руководитель. Он столкнулся с проблемой депрессии. И разрешил эту проблему трояким образом: во-первых, заставил людей повиноваться Божьему Слову. Во-вторых, вдохнул в них чувство единения и братства. И, наконец, побудил их подтвердить свое решение при всем народе.

Намного труднее отчаяться или впасть в депрессию, когда ты представляешь собой часть целого. Если ты понимаешь, что ты не одинок, то никогда не придешь к выводу, что против тебя ополчилось множество. Когда Илией овладело отчаяние, что он сказал? «Остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её» (3 Цар. 19:10). И какой ответ дал ему Бот при виде такого пораженческого настроения? «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18). Ты не одинок!

Вот почему Церковь играет такую важную роль в деле выполнения Божьих трудов здесь, на земле. Христиане суть одно тело, и мы не должны чувствовать себя одинокими. Если вам угрожает чувство отчаяния или депрессии, помните: вы - член огромного тела, и если боль испытывает один член, то больно всем остальным (см. 1 Кор. 12:26). Если вы по Христе, вы не одиноки.

Неемия был удивительным человеком, наделенным великой мудростью. Многие лидеры падают духом перед лицом жесткой оппозиции со стороны внешних врагов и угрозы изнутри. Но Неемия не относился к числу таких лидеров. Он продолжал молиться и не прекращал строительные работы.

В этом и заключается правильная реакция на оппозицию, не правда ли? Никогда не нужно отвечать на противление. Никогда не нужно отвечать злом на зло. Если мы сдадимся, то победу в битве одержит враг. Если мы допустим чувство горечи, мы окажемся в стане противника.

Всегда нужно искать спасения в Господе. Его обетования непреложны: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис. 54:17).

И, кроме того, всегда нужно продолжать трудиться. Ни насмешки, ни клевета, ни нападки врага не должны остановить или разрушить то здание, которое мы возводим вместе с Богом.

Мы не всегда можем знать, когда и какое испытание выпадет нам на долю, но в одном мы можем быть абсолютно уверены: и испытания, и нападки будут. Павел писал об этом Тимофею: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). И это не просто альтернатива. Это факт. Когда мы посвящаем себя на служение Господу, сатана посвящает себя на противостояние нам. Мы можем услышать насмешки, нам могут угрожать физической расправой, или нас охватит отчаяние, и все это может происходить одновременно. Сатана будет яростно обрушиваться на нас. Но не падайте духом в такие моменты. Просто продолжайте молиться и продолжайте строить.

Бескомпромиссное
повиновение - секрет
настоящего успеха.

; проникнутый пессимизмом. Пессимистическая философия. Пессимистическое настроение. Пессимистически (нареч.) смотреть на что-нибудь.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ" в других словарях:

    Пессимистичный, мрачный, безнадёжный; грустный, унылый, печальный, обреченный, безнадежный, тоскливый Словарь русских синонимов. пессимистический пессимистичный, мрачный, безнадёжный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов

    ПЕССИМИЗМ, а, м. Мрачное мироощущение, при к ром человек не верит в будущее, во всём склонен видеть унылое, плохое; противоп. оптимизм. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    пессимистический - ая, ое. pessimiste adj. Отн. к пессимизму и пессимисту; проникнутый пессимизмом. Пессимистическое воззрение. БАС 1. Эта пессимистическая нотка показалась мне тогда случайной в устах веселого автора веселых рассказов. Короленко А. П. Чехов. Лекс.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Пессимистичный проникнутый пессимизмом. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. пессимистический проникнутый пессимизмом. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    пессимистический - глубоко пессимистический … Словарь русской идиоматики

    Прил. 1. соотн. с сущ. пессимизм, пессимист, связанный с ними 2. Свойственный пессимизму, характерный для него. 3. Проникнутый пессимизмом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Пессимистический, пессимистическая, пессимистическое, пессимистические, пессимистического, пессимистической, пессимистического, пессимистических, пессимистическому, пессимистической, пессимистическому, пессимистическим, пессимистический,… … Формы слов

    пессимистический - пессимист ический … Русский орфографический словарь

    пессимистический - … Орфографический словарь русского языка

    Ая, ое. Проникнутый пессимизмом; унылый, безрадостный. П. взгляд. П ое настроение. П ие воззрения. П ие предсказания. ◁ Пессимистически, нареч. П. относиться к окружающему … Энциклопедический словарь

Книги

  • Цвет и кровь: Французские теории расизма , Тагиефф Пьер-Андре. В своей книге Пьер-Андре Тагиефф, известный современный французский философ, политолог и историк, критически анализирует и развенчивает претендующие на научностьконцепции расистского…
  • Цвет и кровь. Французские теории расизма , Пьер-Андре Тагиефф. В своей книге Пьер-Андре Тагиефф, известный современный французский философ, политолог и историк, критически анализирует и развенчивает претендующие на научностьконцепции расистского…

(от лат. pessimum наихудший, самое плохое) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью,...

(от лат. pessimum наихудший, самое плохое) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное убеждение или философское направление, которое, в противоположность оптимизму, рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. Религи-озное выражение пессимизм находит, в частности, в буддизме, Ветхом завете и христианстве. Меланхолия – патологическая форма пессимизма. Представители философского пессимизма – Шопенгауэр и Гартман. Пессимист – человек, склонный к пессимизму; пессимистически и – проникнутый пессимизмом.

Пессимизм

(лат. pessimus – наихудший) – воззрение, согласно к-рому в мире преобладает зло, человек обречен на страдания и будущее...

(лат. pessimus – наихудший) – воззрение, согласно к-рому в мире преобладает зло, человек обречен на страдания и будущее не обещает ему ничего хорошего. Противоположен оптимизму. Настроения П. обычно порождаются ломкой устоявшихся общественных отношений, когда отдельные социальные группы или целые классы теряют под собой. историческую почву и обречены на исчезновение. Пессимистические настроения порой распространяются и в среде трудящихся, к-рые угнетены экономически и социально и не видят путей и способов изменить свое положение, не видят, «какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам «ломки» (Ленин В. И., т. 20, с. 102). Настроения обреченности и бесцельности существования трагически влияют на жизнь человека и нередко приводят его к гибели. Это отчетливо проявляется в кризисные периоды истории (когда мн. люди переживают крушение своих идеалов), а также в периоды засилья реакции и антидемократизма, когда человек лишен духовной свободы и возможности творчески относиться к своей социально-политической деятельности. Черты П. заметны уже в поэзии эпохи разложения первобытнообщинного строя. Так, греч. поэт Гесиод (VIII-VII в. до н. э.) считал, что горя и страданий человеку «избегнуть никак невозможно»: такова воля богов. П. в оценке человека присущ этике стоицизма. Пессимистична в основе своей религнозная мораль. Согласно христианскому учению, мир пребывает во зле, а человек греховен по своей природе. «И возненавидел я жизнь… – читаем мы в Библии слова Екклезиаста, – ибо все суета и томление духа… Все произошло из праха, и все возвратится в прах»; «Человек рождается на страдание», – говорится в книге Иова. В религии буддизма все, что привязывает человека к жизни, признается причиной страданий. Правда, религиозная мораль «смягчает» свой П. признанием возможности избавиться от горя и страданий в потустороннем мире (христианство) или в состоянии нирваны, т. е. при полной отрешенности человека от всего земного (буддизм). Но подобный оптимизм иллюзорен: он строится на отрицании ценности реальной жизни человека, на эсхатологических чаяниях, на ожидании конца мира, на вере в пришествие мистического царства духа. Распространение настроений П. в новое время вызвано социальными противоречиями, связанными с периодом становления, а затем господства и гибели капиталистических отношений. В литературе и поэзии он находит непосредственное выражение в декадентском восприятии действительности. «Горечь и скука-вот вся наша жизнь; она такова, ибо мир – ничтожество… – говорит итал. поэт-романтик Дж. Леопарди. – Судьба уделила нашему роду одну только смерть». Складываются и философские концепции П. Напр., по Шопенгауэру, желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому «жизнь со всех сторон по существу своему -страдание». Избавиться от него можно, лишь отказавшись от воли к жизни. Развивая идеи Шопенгауэра, Э. Гартман полагает, что человечество, осознав невозможность счастья, неизбежность и вечность страданий, признает существование мира абсурдным и проникнется жаждой небытия. Их нем. последователь Ф. Мейнлендер говорит уже о воле к смерти, т, к. др. цели у человечества в гибнущем мире быть не может. Своеобразную концепцию П, развил Ницше. Отвергая философию упадка и П. шопенгауэровского типа, Ницше (ради достижения идеала сверхчеловека) призывает к оправданию жизни, в т. ч. и «ее наиболее ужасных, двусмысленных и лживых сторон». Смертельную борьбу со слабыми, предрасположение к жестокому, злому, ужасному он называет дионисским П. или П. силы. Эту идею у Ницше заимствовали и истолковали в расистском духе идеологи фашизма. Для О. Шпенглерз, назвавшего себя «решительным пессимистом», человечество является «зоологической величиной». В совр. философии пессимистическое воззрение выражено, напр., в экзистенциализме (идея свободы и бытия для смерти и т. п.). Марксистская этика отвергает пессимистическое воззрение на мир, т. к. оно находится в противоречии со всей историей развития об-ва и парализует социальную активность человека. Она связывает этот вопрос не просто с тем, каково соотношение добра и зла в каждый конкретный момент (в истории часто зло торжествовало над добром), а с пониманием законов поступательного развития об-ва, представлением о социальном и моральном прогрессе. Поэтому правильный взгляд на действительность, противоположный П., подразумевает не отрицание существования социального и морального зла, а понимание необходимости борьбы с ним.

Пессимизм

(от лат. pessimum – наихудший) – умонастроение, придающее основное значение в жизни действию злой судьбы и считающее...

(от лат. pessimum – наихудший) – умонастроение, придающее основное значение в жизни действию злой судьбы и считающее его неизбежным, признает основной в человеке предрасположенность ко злу, а не к добру, откуда делает вывод о тщете всяких человеческих усилий. “Пессимизм – это вера в то, что в наисквернейшем из миров жизнь не стоит того, чтобы жить, чтобы утверждать ее” (М.Хайдеггер). Пессимизм – результат личного выбора, а иногда – симптом болезненности психики данного лица. Пессимистичны языческие религии, культуры и связанные с ними метафизические и антропологические учения. В европейской культуре начиная с Нового времени пессимизм имплицитно или явно присутствует в нигилизме, фатализме, материализме, циклизме, в ряде направлений экзистенциализма, в философии жизни и др. Но и христианские философы нередко отдавали дань пессимизму, когда заявляли, что христианская история и культура в конечном счете несостоятельны. В христианстве пессимизм преодолевается в надежде и в радости от победы Христовой над грехом и смертью. Если христианин убежден, что добро и зло на земле распределены более или менее равномерно, что идеальное общество невозможно построить из далеко не идеального человеческого материала и что царство зла в ходе истории постоянно возрастает, – это не пессимизм как выбор души, а результат трезвого обобщения опыта. Личный выбор проявляется прежде всего в вере, а не в знаниях, что и выразил А.Швейцер в известных словах: “Мое знание пессимистично, но моя вера оптимистична”. “В серьезном пессимизме есть благородство” (Н.Бердяев). Но навсегда перестанет быть пессимистом тот, кто с полным доверием примет слова ап. Павла о том, что Бог “во всем содействует ко благу” любящих его (Рим.8.28).

Пессимизм

(от лат. pessimum - наихудший) - один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое...

(от лат. pessimum - наихудший) - один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании - подавленное настроение, склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, ощущение безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная реакция на неудачи. В филос. понимании пессимистическое мировоззрение указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса. В филос. размышление пессимистические мотивы впервые переходят из некоторых религиозных мировоззрений. Так, буддизм, утверждая, что “жизнь есть страдания”, хотя и указывает путь избавления от них и достижения нирваны, но признает природу мира ложной и иллюзорной, а наше существование - бесцельным вращением в круге постоянных перерождений.

Учитывая всю сложность и многомерность антич. мироощущения, можно обнаружить в нем ярко выраженные пессимистические черты, ставшие основным содержанием греч. трагедии. Софоклу принадлежит мысль, которую можно считать классической формулировкой принципа пессимизма: “Первое благо - совсем не рождаться, второе - родившись, умереть поскорей”. Пессимистические мотивы присущи взглядам Гесиода, сожалевшего, что счастливый “золотой век” остался в далеком прошлом, и Гераклита, презиравшего толпу и учившего о непостоянстве текучего мира, который периодически сгорает в космическом огне. У стоиков, несмотря на героическое стремление к добродетельной жизни согласно логосу, сама жизнь и ее блага считаются безразличными, и мудрец не может рассчитывать ни на земное счастье, ни на посмертное воздаяние.

В некоторых религиозных доктринах (гностицизм, манихейство) пессимистические моменты состоят в признании зла онтологическим началом, не уступающим по силе добру. Глубоким П. отличается ветхозаветная кн. Екклезиаста, наполненная переживаниями суетности повседневной жизни, тщетности человеческих усилий найти счастье в труде, семье, мудрости. Христианская философия, хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека носит ярко оптимистический характер, проникнута трагическими переживаниями греховности человека, по вине которого “мир во зле лежит”.

В новоевропейской мысли кроме торжества рационального научного знания можно увидеть и др. интеллектуальные движения, опиравшиеся на иррациональные основания. Так, пессимистические мотивы под влиянием гностицизма звучат в рассуждениях нем. мистиков (И. Экхард, Я. Бёме), а также в философии близкого к романтизму Ф.В. И. Шеллинга о “темной стороне Бога” и зловещей “бездне” в душе человека. Однако рационализм тоже не был односторонне оптимистичен: поздний И. Кант писал о “радикальном зле” в человеческой природе, которое выражается в неспособности индивида противостоять чувственному началу и поступать согласно велениям разума. Философия жизни отвергла оптимистические настроения Нового времени. Наиболее последовательно принцип П. проводит А. Шопенгауэр, распространяя его на свою метафизику. Наш мир и люди в нем есть порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому “наше бытие таково, что лучше бы его совсем не было” “судьба жестока, а люди жалки”. Ф. Ницше резко критикует христианскую культуру, полагая, что современный европеец выродился в “домашнее животное” и ближайшие два столетия станут торжеством нигилизма. Ницшеанский пафос “переоценки ценностей” оказал влияние на культурологический П. Согласно О. Шпенглеру, живая “органическая” культура, подвергнутая “неорганическому” промышленному расширению, превращается в мертвую цивилизацию; такая судьба вскоре постигнет Европу.

20 век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма подчеркивает, что ощущения страха, тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи. В мире “овеществления” человек теряет способность вникать в глубинные смыслы бытия, убеждается в абсурдности действительности (А. Камю), а все уникальные всплески гениальности душатся господствующей массовой культурой (X. Ортега-и-Гасет).

Сегодня, несмотря на общее оптимистическое благодушие, связанное с построением гуманистического открытого общества, ряд филос. направлений (традиционализм, постмодернизм) пессимистически оценивают будущее зап. культуры, считая, что в условиях бурного развития материальной стороны цивилизации в ущерб духовной человек теряет свободу и свое предназначение.

Пессимизм

(от лат. pessimis – наихудший) – отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную...

(от лат. pessimis – наихудший) – отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Что люди субъективно имеют особую чувствительность к бедствиям своего времени – это не требует объяснения, и упомянутый вид пессимизма есть вполне естественная и практически неизбежная иллюзия, от которой мы теоретически освобождаемся, как только узнаем факт ее повторения в различные эпохи, при самых разнообразных исторических условиях. Пессимистическому взгляду на историю противополагается идея постоянного возрастания человеческого благополучия. Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причем с крайним отрицательным ответом является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана.

Полную формулу безусловного пессимизма мы находим в основном буддийском учении о “4 благородных истинах”:

1) существование есть мучение,

2) причина его есть бессмысленно хотение, не имеющее ни основания, ни цели,

3) избавление от мучительного существования возможно через уничтожение всякого хотения,

4) путь такого избавления ведет через познание связи явлений и соблюдение совершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его есть Нирвана, полное “погашение” бытия.

Этот основной пессимистический взгляд на бытие, как на страдание или мучение, и на небытие, как на избавление от муки, – к которому ничего существенно не прибавили новейшие сторонники абсолютного. Пессимизм дополняется в буддизме двумя теориями: об условиях существования (ниданы) и об агрегатах (сканды), составляющих человека.

Из 12 “нидан” принципиальное значение имеют:

1-я – неведение или бессмыслие (этим исключается понятие разумности или целесообразности существования);

2-я – закон моральной причинности (карма), в силу которого каждый акт имеет свои роковые последствия, независимые от действующего; 8-я – жажда бытия;

11-я – рождение в определенной форме;

12-я – старость и смерть.

“Ниданы” определяют процесс мучительного существования; что касается до его субъектов, то буддизм решительно отрицает их самостоятельность в смысле духовной субстрации и в каждом живом существе видит лишь агрегат нескольких агрегатов (сканд) физических и психологических, распадающихся в момент смерти. В силу закона моральной причинности, дела совершенные каждым, создают, вслед за его смертью, новый агрегат, подлежащий соответствующим страданиям, и так далее до бесконечности. Спасения от этой “сингары” (вечного мучения) возможно только через указанный путь отречения от всякой воли и, следовательно, прекращения всяких действий, в силу чего, после покрытия прежней кармы остальным страданием, погашается и всякое бытие, за отсутствием для него всяких новых причин. При оценке этой системы безусловного пессимизма должно обратить внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание. Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивший нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы не была степень исторической достоверности этого сказания, в нем ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь, даже при самых исключительно-благоприятных условиях, сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть – общий удел живых существ: такой пессимизм есть аксиома. Широкая система безусловного отрицания бытия, воздвигаемая на этом твердом, но узком основании, лишена, однако, всякой устойчивости и различается от внутренних противоречий, не устраненных, а скорее усиленных и умноженных новейшей метафизикой отчаяния. Первое внутреннее противоречие выражается в двусмысленной роли, которую в этом построении играет факт смерти. Он представляется сначала венцом всяких зол: лишь при виде мертвеца в уме Будды созревает безусловный пессимизм и решимость стать на путь отречения. Между тем такой взгляд на смерть имеет смысл лишь для оптимизма, признающего жизнь за благо и условие всех благ: лишение жизни, с этой точки зрения, есть величайшее зло. Для пессимизма, признающего, что жизнь, по существу, есть мучение, конец этого мучения должен являться, наоборот, величайшим благом – а в таком случае мировоззрение опять получает оптимистическую окраску: мир оказывается так хорошо устроенным, что вместе с мучительной болезнью неизбежно дается и радикальное от нее лекарство. Такому заключению лишь по ошибке противопоставляется буддийская теория многих преемственных рождений, чем будто бы отнимается у факта смерти характер окончательного избавления. На самом деле и по буддийскому воззрению для страдающего существа смерть есть конец всех страданий, ибо это существо есть только совокупность агрегатов, распадающихся в момент смерти. Никакой субстракции, переживающей этот момент и сохраняющей свое единство, буддизм не допускает; связь между умершим и тем новым существом, которое родится из его дел по закону “кармы”, находится вне их обоих: теория не может утверждать их личного тождества или единства самосознания, ибо это противоречит очевидности: никто не помнит своих прежних существований, то есть прежних воплощений своей “кармы”, хотя для каждого таких воплощений предполагается бесчисленное множество. Если же единство самосознания ограничивается каждый раз пределами одного воплощения, то ими же ограничивается и действительное страдание для каждого существа. Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует, лишь поскольку сознается – а страдание для философии пессимизма есть не более как мозговое явление (Gehimphдnomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти. Шопенгауэр и Гартман много говорят о “мировом страдании”, но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть единое метафизическое начало – “воля”, “бессознательное” и т. п. – не может страдать; для этого оно должно было бы, по крайней мере, обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своем органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью состояния – людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются. Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать “за пределами своей кожи”, то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его “кожи”, то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом безусловный пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти ее значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство. Попытка Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нем истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления оно хочет избавиться от своей жизни, как мучительного явления – и такой цели оно несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своем пессимизме, не может утверждать, чтобы мертвые страдали. Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это – высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма, конечно, исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, но нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. – На самом деле безусловный пессимизм, как первоначально явился, так и до конца останется лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая в отдельности взята, есть только “похоть плоти, похоть очей и гордость житейская”, приводит размышляющий ум к истинному заключению, что “мир весь во зле лежит”, чем и исчерпывается правда пессимизма. Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то, вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни, получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение.

В этом принцип безусловного пессимизма

1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и

2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чем не основано, но и ведет к явным нелепостям.

Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье – за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как приходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводить безусловный пессимизм и в нравственной сфере. – Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признает реальность и важное значение зла в мире, но лишь от вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов (См. Манихейство, Платон, Плотин, Сведенборг, а также Свобода воли).

Пессимизм – это способ мироощущения, пронизанный унынием, негативом, неверием личности в положительные изменения. Значение слова пессимизм походит от слова «pessimus», что с латыни значит – наихудший, следовательно, человек, которому свойственен пессимизм воспринимает мир в наихудшем виде. В философии значение слова пессимизм представляет воззрение, которое утверждает о доминировании зла, рассматривает бытиё индивида, как бессмысленную пытку над собой, что является противоположным оптимизму.

Понятие пессимизм чаще понимается людьми, как жизненный взгляд, пропитанный мрачностью и печалью. Зачастую понятие пессимизм ошибочно приписывают личностям, которые пытаются быть реалистичными в выводах касательно окружающих вещей.

Пессимизм – это способ мировосприятия, который выражает подозрительность, негатив, недоверчивость личности. Этот способ мироощущения характеризуется угнетенным расположением духа, склонностью подчеркивать отрицательные аспекты действительности, переживанием бесцельности бытия, ощущением безысходности, слишком выраженной печальной реакцией на неуспехи.

Пессимизм распространённое явление, он отмечается у личностей различных профессий или социальных категорий, однако воспринимается большинством, как негативное явление, поэтому в обществе доминирует оптимизм. Жизнерадостность действительно помогает пережить трудности легче, это многим известно. Каждый способен избавиться от угнетающего пессимизма, отравляющего его счастливую жизнь.

Что такое пессимизм

Пессимизм, как способ мира считают отклонением, потому что большинство являются , то есть верят в любовь, добро и доброжелательность людей. Но пессимизм это не мрачность взглядов, это возможность быть в некоторых вопросах.

Чтобы оставаться эффективной личностью надо постараться совмещать качества обоих типов – пессимизма и оптимизма. Обобщенно это звучит так: «иметь позитивный настрой, надеяться на наилучшее, не отрицать возможность худшего результата».

Необходимость делать пессимистические прогнозы возникает, когда нужно учитывать всевозможные неприятности и выходить из сложной ситуации. Но при рассмотрении возможных перспектив, особенно при формировании собственной , необходимо настраиваться на оптимизм, чтобы увидеть лучшие варианты.

Пессимизм каждого человека выражается неодинаково. У некоторых проявляется в быстропроходящей и недлительной , у других это длится дольше. При наличии крайне выраженного пессимизма у человека отмечается отрицательное отношение к внешнему миру, он не просматривает в нём ничего хорошего. Несмотря на пессимистическое мировоззрение, не означает, что надо оставаться таким всю жизнь, принимать это за норму, не стараться менять качество жизни к лучшему.

Пессимизм считается болезнью, хотя не каждый мыслит о нём так глобально. Если человек всегда унылый, ходит с плохим настроением, мрачными мыслями, это заметно отражается на здоровье. Спокойные, оптимистичные личности чаще становятся успешными. Они расслаблены, уверенны, поэтому более здоровы. Ведь мысли реально материализуются, поэтому от них очень зависит текущая жизнь. Всё, о чём человек думает, притягивается к нему, поэтому если он ходит хмурым, не стоит удивляться, что и жизнь такая же. Чтобы быть счастливым человеком необходимо ощущать себя таким.

Причины пессимизма бывают самыми разными. Генетические причины пессимизма являются очень весомыми. Хоть насколько бы дискуссионным ни был вопрос, является ли пессимизм врожденной характеристикой. Раз о нём говорят, значит, в этом есть смысл. Даже если приверженцы этой идеи очень серьезны в своих утверждениях, они должны согласиться, что на это вполне можно повлиять. То есть генетическую расположенность ребенка к пессимизму можно скорректировать правильным воспитанием и соответствующей средой общения.

Причины пессимизма могут скрываться в особенностях воспитания. Родители легко могут воспитать пессимистическую личность сами того не желая. Так, они любят сравнивать ребенка с другими, акцентируя, что он хуже, указывать на каждую оплошность, подавляя при этом индивидуальность, но удовлетворяя своё желание воспитать его по-своему.

Деструктивным образом на психику ребенка воздействует также критика, если еще при этом присутствуют другие. Убеждая его, что он глупый, безответственный, невменяемый, бестолковый и не способный, это не поможет ему стать успешным и позитивным человеком. Немалое значение имеет жизненный уклад родителей. Отношение к жизни значительно воздействует на процесс формирования мировоззрения. Ребенку тяжело быть оптимистом, если у его родителей пессимистический жизненный настрой.

Довольно часто встречается ситуация, когда пессимизм буквально «передаётся» поколениями. Родители живут по жизненному укладу своих родителей, обучая эму своих детей. Если воспитание было очень строгим, тогда эту цепочку будет сложно прервать. Они просто не знают, как им жить по-другому. Хотя очень часто встречаются случаи, когда родители из неблагополучных семей становятся для своих детей стимулом для положительных изменений. Такие дети очень смелые, ведь они бросают вызов установившемуся жизненному укладу и поступают очень правильно, воспитывая своих детей иначе, в любви и радости.

Депрессии и стрессы также причины пессимизма. Даже очень успешного человека способен сломить постоянный стресс, переживание горя, неудач, потерь. Человек, переживший несчастье, не способен искренне радоваться жизни, по крайней мере, первое время, поэтому для него пессимизм становится образом мышления. Зависимо от личности период пессимистического настроения будет проходить дольше или меньше.

Также способна спровоцировать появление пессимистического настроения у человека. Однообразность дней становится испытанием, которое человек может не выдержать. Его личность «ломается» и он перестаёт видеть просвет в будущем.

Возраст также является фактором риска для возникновения пессимистического настроя. Оптимизм чаще ассоциируют с молодостью. В молодости есть возможность более резко изменить жизнь, поскольку есть больше сил и времени.

При наступлении кризиса среднего возраста силы, и время, да и здоровье становится уже не то. Человек начинает больше думать о старости и смерти, что конечно, не внушает оптимизма. Не все могут в силу природного оптимизма противостоять подобным перспективам, поэтому старость является отдельной причиной пессимизма. Хотя нередко можно встретить позитивных людей пожилого возраста, которых пессимизм обходит стороной, они не прекращают радоваться жизни.

Как избавиться от пессимизма

От пессимизма можно избавиться, но не за один день. Он становится образом жизни, образом человеческого мышления. Если человек понимает, что готов изменить жизнь, тогда должен научиться следовать рекомендациям.

Пессимисты в основном имеют . Поднять её можно обращаясь к простому способу: необходимо вспомнить достижения детства. Насколько сложным казалось когда-то научиться писать, пользоваться техникой, но всему ведь научились и школу окончили.

Перед сном необходимо анализировать каждый прошедший день, вспомнить все позитивные мгновения. Сначала покажется, что ничего подобного не происходило. Но, даже такие вещи, как вкусный обед, согревающий чай, тёплый ветер, сияющее солнце дарят положительные эмоции. Необходимо представлять себе, как в идеале должно было выглядеть будущее во всех деталях и между этим сфокусироваться над достижимыми вещами. Подумать, как замечательно провести время, что сделать такого, что могло бы принести душевное удовлетворение (рыбалка, пикник, спорт).

Стремление к переменам поможет бороться пессимистическому с его навязчивыми мрачными мыслями. Новые знакомства, непривычная обстановка поспособствуют вытеснению и негатива и вызовут любопытство. Периодически также необходимо заниматься новыми интересными занятиями.

Если пессимизм проявляется в основном при воспоминании о работе, видимо, пришло время, чтобы её сменить. Дать себе отдохнуть, выделить время, чтобы подумать, чем действительно можно заняться. Если накатывает волна плохого настроения, необходимо разобраться, почему так происходит, проследить связь изменения настроения и реальных обстоятельств, под воздействием которых оно изменяется.

Как избавиться от пессимизма? Необходимо отвлекаться от сильных переживаний о здоровье своём и близких. Если пессимистические мысли являются слишком изнуряющими и стали постоянными в жизни, тогда с ними тяжело справиться самому и следует обратиться к специалисту психологу.

Необходимо избегать негатива: не смотреть печальных и угнетающих фильмов, не читать политических новостей, избегать компании пессимистов. Следует делать всё точно наоборот – смотреть комедии, читать жизнеутверждающие истории, общаться с оптимистами. Главное, не терять надежды, выходить из того, что есть, развивать свои способности и заниматься любимым делом.

Всем нам хорошо знакомы такие понятия, как оптимизм и пессимизм. Первое из них является стихийным потоком любви, а также выражением веры в нее. Рождение же пессимизма происходит из недовольства и плохого впечатления, которое длится настолько долго, что становится настоящей помехой на всем жизненном пути.

Оптимистическое настроение дарит надежду. При его отсутствии человек видит впереди себя одну лишь темноту и уныние. Так что такое пессимизм? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Определение понятия

С точки зрения рядового обывателя пессимизм ассоциируется с унынием и плохим настроением. При этом подобное ощущение мира никто не считает чем-то смертельным, что способно радикально изменить образ жизни человека. Однако все намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Уныние людей часто порождает чувство безнадежности. Они не верят в решение возникшей проблемы и в наступление лучшего будущего. Такие люди часто становятся мрачными, порой и просто замыкаются в себе, не желая ничего делать, полагая, что их жизнь полностью бессмысленна.

Что говорят нам толковые словари?

Слово «пессимизм» очень точно передает негативные воззрения на мир. В переводе с латинского pessimus означает «наихудший» или «самый плохой». Что такое пессимизм? Может, это черта характера? А может, просто незначительное отклонение в человеческой психике или серьезная болезнь, которая разрушает личность?

Что такое пессимизм, можно узнать из толковых словарей. Они разъясняют, что это слово означает мировоззрение, имеющее отрицательный вектор восприятия мира, а также самого человека в нем. То есть пессимизм является явной противоположностью оптимизма. Подобная позиция не позволяет пускать в жизнь успех, любовь и радость, а также значительно сужает круг общения.

Направление в философии

Негативный взгляд на жизнь можно встретить и в одной из научных дисциплин. Его рассматривает отдельное направление в философии. Называется оно философским пессимизмом. Самыми известными представителями данного направления являются Шопенгауэр и Гартман. По их мнению, в этом мире не просто все плохо, а вовсе безнадежно. Само существование человека подобная философия считает бессмысленным от самого начала и до конца.

Часто приверженцы такого направления высказывали пессимистические мысли о смысле жизни. При этом задавались такие вопросы:

Зачем человек рождается, если ему все равно придется умереть?

Отчего процветает несправедливость в обществе?

Почему в этом мире так много страданий и бед?

Пробуя дать ответы на эти вопросы, философы пессимистического направления приходили к выводу о том, что этим миром правит изначально порочная система взаимоотношений. При этом тот, кто придерживался подобных взглядов, твердо полагал, что ничего изменить люди не могут. В доказательство своей правоты эти философы приводили в пример всю историю человеческого бытия, наполненного со времен Адама и Евы бесчисленными войнами, проблемами, слезами и горем.

Кто они, приверженцы философского пессимизма?

Направление, заданное Шопенгауэром и Гартманом, существует и в настоящее время. Причем тому, кто заподозрил приверженцев философского пессимизма в отклонениях психического состояния, не стоит торопиться с выводами. Как правило, это совершенно обычные люди. Они ходят на работу и создают семьи, а также участвуют в общественной работе. Другими словами, не являются так называемыми белыми воронами.

Их истинное мировоззрение становится понятным только в доверительной беседе о жизни. В разговоре такие люди приводят множество аргументов в пользу своих мыслей о порочности той системы вещей, которая существует в мире, о бессмысленности существования и т.д. И порой их доводы весьма убедительны. Нередко после подобных разговоров число сторонников этого направления становится больше.

Пессимизм в религии

Стоит отметить, что в каждой из известных на сегодняшний день конфессий в большей или в меньшей степени можно обнаружить черты уныния. Например, все религии обещают человеку рай не на Земле при жизни, а на небесах после смерти. Именно этим и подчеркивается отсутствие надежды на хорошее существование в «мире Сатаны».

Согласно религиозному мировоззрению, человек должен отстраниться от насущных дел и посвятить себя служению Богу. Ведь только Господь способен решить все те проблемы, которые стоят перед человечеством. Но стоит отметить, что верующие люди не могут быть названы полностью пессимистами. Ведь они негативно настроены лишь к земному бытию, оптимистично глядя на грядущее небесное существование.

Хуже всего в этом плане атеистам. Ведь такой пессимист - это человек, который не верит ни в Создателя, ни в земное будущее людей.

Черта характера?

Что такое пессимизм? Существует мнение, что характер человека формируется при непосредственном влиянии всего того, что его окружает. И на первом месте в этом случае стоит социальная среда. Обыватели полагают, что если ребенок родился и воспитывается в благополучной семье, то пессимизму в его характере взяться просто неоткуда. Однако подобный шаблон нередко отвергается самой жизнью. Ведь бывает и такое, что человек, рожденный в неблагополучной семье, в которой постоянно не хватает денег и происходят скандалы и ссоры, становится весьма успешным. Казалось бы, случилось чудо. Ведь такой ребенок никогда не видел в жизни ничего хорошего и должен негативно относиться к ней. Но здесь все будет зависеть от внутреннего настроя человека и его характера. Ведь тот, кто видел, как плохо живут его родители, способен извлечь необходимые жизненные уроки и не повторять их путь. В этом случае трудности начинают дисциплинировать человека, что позволяет ему добиться успеха.

Бывает и наоборот. Ребенок, рожденный в семье, стоящей на высокой социальной ступеньке общества, ни к чему не стремится. Вырастая, он начинает с грустью смотреть на жизнь, в которой ему ничего не интересно, не предпринимая для успешной карьеры никаких усилий.

Сопутствующие болезни

Что такое пессимизм? Можно ли отнести подобное мировоззрение к недугам, а пессимистов считать больными людьми? Очень часто такое состояние, когда в этом мире все плохо, является лишь отрицательным, преисполненным негатива взглядом, который незаметно вплетается в характер человека. Но порой пессимизм сопровождает определенные расстройства личности. Мрачный взгляд на окружающий мир возникает у людей, страдающих от синдрома хронической усталости. У них не хватает сил на повседневные дела и жизнь при этом воспринимается, как бессмысленная круговерть.

Грустно смотрят на окружающий мир и люди, подверженные кризису среднего возраста. Это период, когда многие мужчины и женщины, перешагнув свой 40-летний рубеж, перестают видеть какие-либо перспективы собственного будущего. Они считают, что их жизнь уже окончена, а впереди ждет лишь старость и смерть. Думая об этом постоянно, люди порой доводят себя до неврозов.

Далеки от оптимистических настроений и те, кто страдает от ипохондрии. Этот недуг заставляет людей "находить" у себя "неизлечимые болезни", такие как СПИД или рак. В этом случае перспективы дальнейшего существования просто нет.

Дистимия

Но порой пессимистическое настроение является симптомом самостоятельной болезни, причем имеющей тяжелый характер течения. Название такого недуга - «дистимия». Среди клинических проявлений патологии отмечают сниженное настроение, заниженную самооценку, а также недостаточную способность в получении удовольствия. Врачи-психиатры, описывая таких людей, говорят о том, что на картину мира они смотрят сквозь траурный флер, видя во всем только мрачные стороны. И даже если в жизни такого человека случается радость, то он тут же отравляет свое сознание мыслью о том, что это ненадолго.

Пациенты, страдающие от дистимии, очень чувствительны к возникающим неприятностям и реагируют на них достаточно остро. На душе у таких больных постоянно тревожно. Ведь они ждут несчастий, из-за чего имеют подавленный вид и мрачное настроение, а также постоянно угрюмы.

Критерии пессимизма у таких людей отражены в их внешних чертах. Это бессильно повисшие руки, заторможенность, медленная походка и грустное лицо. Подобные люди, как правило, вовсе не обделены интеллектом. Тем не менее их очень напрягает и быстро утомляет умственный труд. Они часто не справляются со своей задачей, так как бессильны завершить начатое дело.

Вред для жизни

Пессимистический прогноз, с которым человек смотрит в будущее, неизменно притягивает негатив. Этим он сам программирует свою жизнь на неприятности и неудачу. Конечно, каждый день пессимиста наполнен и плохими, и хорошими событиями. Однако он не замечает позитива. Все его внимание приковано к проблемам и неприятностям.

Пессимист - это человек, который нацеливает свое подсознание на негативную оценку происходящего. Со временем все это и становится действительностью. То плохое, что видит пессимист, начинает материализоваться. Причем при каждой неудаче такой человек лишь убеждается в правоте собственных мыслей. Это замыкает порочный круг. Жизнь переходит на рельсы постоянного ожидания неприятностей, неудачи и предательств.

Подобный режим постоянного ожидания врачи считают мощным стрессом для организма. Если ситуацию не изменить, то подобная гонка за всем отрицательным закончится депрессивным состоянием.

Препятствие для профессиональной деятельности

Человек, впустивший в свою жизнь грусть и недовольство, с большой вероятностью станет неудачником. Неуверенность в себе, выражающаяся в безынициативности, не позволяет ему хорошо работать и подняться по карьерной лестнице. Кроме этого, в своих неудачах и жалобах пессимисты, как правило, обвиняют других людей. Этим они отталкивают окружающих и разрушают отношения. Пессимистов часто называют нытиками, а также ходячим несчастьем. Кроме этого, тот, кто негативно смотрит на окружающий мир, сам формирует вокруг себя атмосферу болезней, пассивности и уныния.

Вред для здоровья

Нет ничего удивительного в том, что человек, который ничего хорошего не ждет от этой жизни, заболевает намного быстрее остальных. Ведь здоровье - это одна из тех сфер, которые больше всего страдают от негативного ощущения мира. А если учесть то, что болезнь можно отнести к очередному доказательству несправедливости и невезения, то у пессимистов вовсе не наблюдается стремления к выздоровлению.

Подобные выводы были подтверждены датскими учеными. Согласно проведенным ими исследованиям, у пессимистов на 70% повышается риск возникновения инфаркта миокарда. При этом шанс умереть от такой патологии люди с негативным отношением к жизни имеют на 60% больший.

Положительные черты пессимизма

Стоит отметить, что негативное отношение к окружающему миру нельзя отнести в разряд «абсолютного зла». Есть у этой черты характера и положительное качество. Дело в том, что очень тесной связью между собой обладают пессимизм и реализм. Другими словами, люди, критически оценивающие окружающий мир, способны дать его реальную оценку.

Учеными, проводившими исследования в этой области, было отмечено, что пессимисты часто обладают повышенным уровнем IQ. Они точнее оценивали ситуацию и могли осуществлять над ней свой контроль. Недаром пессимистов иногда называют печальными мудрецами. Ведь критическое отношение к происходящим событиям может свидетельствовать о добросовестности человека, об его уме и опытности.

В связи с этим на сегодняшний день разработано большое число показателей и теорий, позволяющих определить идеальное соотношение пессимизма и оптимизма. При его соблюдении должен быть найден некий компромисс между двумя крайностями. Именно среднее положение между безудержным оптимизмом и отчаявшимся пессимизмом позволит достичь наивысших успехов в работе.

Устранение негативного отношения к жизни

В том случае, если пессимизм не вызван психическим заболеванием, при котором необходимо обращение к специалистам и проведение соответствующего лечения, повлиять на такое мировоззрение можно самостоятельно. Отмечено, что унылый взгляд на жизнь, как правило, отличает одиноких людей, тех, кто имеет низкие доходы или является безработным. На подобное состояние оказывает влияние и длительное общение с теми, кто страдает от депрессии.

Как стать оптимистом? Прежде всего, необходимо пройти тест на пессимизм. Он поможет разобраться в причинах постоянно плохого настроения. Далее потребуется предпринять решительные шаги к переменам в личной жизни (если мрачное настроение связано с проблемами в семье), попытаться сменить работу, если негативное отношение к миру связано с постоянными конфликтами с коллегами и с начальством, а также научиться отвлекать себя от мрачных мыслей и негативных переживаний. И стоит помнить о том, что многие люди испытывают в своей жизни те или иные проблемы, но далеко не все из них впадают в отчаяние. Напротив, трудности должны закалять человека и побуждать его к освоению все новых вершин.