Как помочь невнимательному ребенку. Что делать, если ребенок невнимательный? Задания на внимательность для детей. Что делать если ребенок рассеянный и невнимательный

"Наш ребёнок пошёл в этом году в школу, а учителя постоянно жалуются, что он невнимательный, на уроках часто отвлекается. Что делать?" - написала в редакцию молодая мама Марина Немоляева. В нашей почте немало писем на эту тему. Значит, на волнующий многих вопрос настала пора найти ответ.

СПРОБЛЕМОЙ невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети только-только пошли в школу. И это вполне понятно, поскольку учёба требует от ребёнка большой концентрации внимания. Если у ребёнка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями "быть более внимательным" здесь не обойтись. Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах рассеянности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной помощи.

Хронические заболевания, общая болезненность ребёнка

Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети станут более усидчивыми и внимательными.

Индивидуальные особенности нервной системы

Для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое. Учащимся со слабой нервной системой, напротив, свойственно неустойчивое, плохо переключаемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребёнка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения. Чтобы это понять, нужно обратиться к психологу, невропатологу.

Переутомление и перегрузки

Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. Нередко график школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что он едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остаётся, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности. Необходимо научиться оставлять время на отдых, игры. Возможно, придётся убрать из расписания какие-то внешкольные занятия.

Возрастные ограничения в развитии внимания

Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки "по невнимательности". Следует понять, что это нормально. На протяжении обучения в начальной школе внимание будет постепенно тренироваться, развиваться, будет увеличиваться его объём. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно хорошо концентрироваться на том, что делают.

Ребёнку неинтересно

Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то для них "недостаточно значимого". Нередко это именно учёба. А играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером они могут до бесконечности. Пробудить у ребёнка интерес и к школьным занятиям - задача для родителей непростая. Требуется терпение и искренний интерес к жизни малыша, его занятиям. Его нужно вовлекать в "нужную" деятельность ненавязчиво, без ремня и порки. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина и Т. А. Мешкова: "Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребёнку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания".

Это процесс длительный. Но необходимый для полноценного психического развития.

Развитие концентрации внимания

Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребёнку предлагается находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить сосредоточенность. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Очень хорошо и полезно использовать упражнения на воспроизведение последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.

Увеличение объёма внимания

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребёнку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчёт ударов карандаша по столу, выполнение задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.).

Навыки переключения внимания

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, состоит в том, что занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведённое для этого время, но и как бы между прочим, например, по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т. д.

Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательным?

Многие родители сталкиваются с проблемой невнимательности ребенка и с ней не так уж и легко справиться. Когда ваш малыш рассеян и невнимателен, то не стоит его в этом винить, ведь дело не в том, что он не хочет делать данное задание, а просто ему с ним трудно справиться. Ведь таким ребятам очень тяжело сосредоточиться на чем-то одном, проявить внимание и сконцентрироваться на неинтересном для него задании, зато заметьте, как умело и четко он делает то, что ему по душе.
«Рассмотрим» портрет невнимательного ребенка. Такой малыш:


Часто не способен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
Кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
Обычно избегает выполнять задания, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
Часто теряет необходимые вещи.
Легко отвлекается на посторонние объекты.
Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в детском саду, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, значит ребенку нужно помочь.

Причины недостаточного внимания различны:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз (устанавливается только врачом), отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.
Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.
Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание.
Переутомление и перегрузки. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей дошкольного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Внимательность можно развивать точно так же, как память или силу. Для этого необходимо приложить немало усилий, как со стороны родителей, так и со стороны самого малыша.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?
1. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.
2. Главное для таких детей строгий распорядок дня, когда малыш может, как позаниматься, так и отдохнуть, потому что утомление приводит к снижению самоконтроля и частой отвлекаемости.
3. Акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках, хвалите его, если он что-то правильно сделал.
4. Не стоит нагружать малыша одновременно несколькими заданиями, лучше пусть он медленно, но последовательно будет выполнять каждое.
5. Когда рассеянный невнимательный ребенок выполняет какие-либо задания, то распределите их так, чтобы сложные чередовались с легкими и не забывайте о перерывах, подчеркивая, что это не просто время для игр, а перемена для того, чтобы набраться сил для выполнения следующего задания.
6. Поначалу задания с такими детьми нужно выполнять вместе, а потом постепенно приучать к самостоятельности. Конечно, контроль должен быть, но не в качестве критики, а в качестве заинтересованности.
7. Первое, чему нужно научить ребенка, - проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на
выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит.
8.
Лучше всего развивать внимание в игровой форме. Подойдут различные игры и упражнения направленные на тренировку различных свойств внимания:
- Развитие концентрации внимания (умение сосредоточенно и не отвлекаясь работать над заданием). Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы (картинки) в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.
-
Увеличение объема внимания (умение держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию). Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
-
Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел). Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

наталия глинская
«Невнимательный ребёнок, что делать родителям?»

«Невнимательный ребёнок , что делать родителям

Вам часто жалуются, что ребёнок невнимательный , крутится на занятиях, не может усидеть на месте, недослушивает задание?

Ребенок внимателен, когда он не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается.

Внимание характеризуется свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания :

1. Устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте

2. Избирательность - связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

3. Распределение - характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий) .

4. Концентрация - выражается в степени сосредоточенности на объекте.

5. Объем - определяется числом одновременно пределах 0 ,1 сек) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти.

6. Переключаемость - определяется способностью быстро переходить от одного объекта к другому.

7. Произвольность- определяется способностью сосредоточивать внимание по требованию.

Одним из видов нарушения внимания является рассеянность - уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.

Подобные недостатки могут быть устранены «развивающими играми и упражнениями на внимание» .

Давая задание ребёнку , помните. Что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной.

Развивающие игры и упражнения.

Игра «Хлопни в ладоши» .

Цель : развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание : назвать ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Что изменилось?»

Цель : развитие концентрации, распределения внимания объёма, зрительной памяти.

Описание : Мелкие предметы разложить на столе. В течение 30 секунд (примерно) . Ребёнок смотрит и запоминает расположение предметов. Предложить ребёнку закрыть глаза , отвернуться. В это время переставить 2-3 предмета. Спросить ребёнка , что изменилось в расположении предметов, какие их них были переложены?

Игра «Кто где живет» .

Цель : развитие зрительного внимания, памяти.

Описание : рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке. Предложить ребёнку определить , где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Выполни по образцу» .

Цель : развитие концентрации внимания.

Описание : Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров.

Ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.)

Игра «Найди отличия» .

Цель : развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Описание : предложить посмотреть на картинки с изображением одинаковых предметов (с небольшими отличиями, со временем количество отличий можно увеличивать). Нужно найти различия и назвать их.

Игра «Выложи узор» .

Цель : развитие внимания, памяти.

Описание : предложить запомнить и выложить узор раннее показанный. Из геометрических фигур, бусин, мелких предметов,камешков, шишек.

Игра «Собери бусы» .

Цель : развитие умения концентрировать внимание на деталях, научить видеть алгоритм рисунка.

Описание : предложить собрать бусы по образцу, продолжить, по словесной инструкции.

Игра «Какого предмета не стало?» .

Цель : развитие умения концентрировать внимание. Запоминать пространственное расположение предметов, выделяя их отличительные признаки.

Описание : игра начинается от 3-4 игрушек, предметов. Предложить назвать игрушку, которую убрал взрослый. Затем можно добавить количество предметов, усложнить : использовать приём изменения места игрушки.

Публикации по теме:

ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ для родителей и детей. Массаж. Уважаемые родители! Научите ребенка выполнять массаж. Это повысит защитные свойства организма,.

«Родителям моих первых детей». Стихотворение, посвященное родителям первых выпускников Я уже писала, что полноценная работа воспитателя невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Мне очень повезло-родители моих.

28 ноября мы провели акцию «Спешите делать добро», в которой принимали участия дети и родители всех групп. Мы посетили Краснодарскую Краевую.

Консультация для родителей. Что делать, если ребёнок не может оторваться от телевизора? Пока еще не поздно, проблему нужно обязательно решать. Если вы за­даете такой вопрос, значит, и сами прекрасно понимаете, что смотреть телевизор.

Консультация для родителей детей средней и старшей возрастной групп «Ребёнок не хочет рисовать. Что делать?» Консультация воспитателя Пестовой Г. В. для родителей детей средней и старшей возрастной группы «Ребёнок не хочет рисовать. Что делать?».

Нередко маленький ребенок не способен подолгу концентрироваться на каком-либо одном занятии, проявляет повышенную двигательную активность, забывчивость.

Многие родители склонны полагать, что такие проявления, в сочетании с нежеланием следовать установленным правилам и непоседливостью - нормальное явление, присущее детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В большинстве случаев так и есть, и данное поведение является вариантом нормы , возрастной особенностью ребенка, обусловленной складом его характера. Однако, в некоторых случаях появление данных симптомов является признаком развития такой патологии, как синдром рассеянного внимания у ребенка.

Данное состояние нуждается в коррекции, в противном случае его признаки будут оказывать в дальнейшем негативное влияние на процесс обучения, да и на многие другие жизненные аспекты ребенка.

Общая характеристика

Синдром рассеянного внимания представляет собой состояние, сопровождающееся нарушением умственной деятельности , когда ребенок неспособен подолгу концентрировать свое внимание на каком-либо одном предмете или занятии.

Так же у детей проявляются определенные нарушения социальной активности (ребенок чрезмерно активен, либо, наоборот, задумчив и замкнут).

Данное состояние обнаруживается довольно часто, примерно 10-15 детей из 100 страдают дефицитом внимания , проявляющимся в той или иной степени.

Первые признаки отклонения, чаще всего, проявляются у дошкольников и младших школьников (в 4-9 лет), однако, могут возникнуть и раньше.

Так, у детей первого года жизни обычно наблюдается чрезмерная двигательная активность, при этом навыки, которыми малыш должен владеть в данном возрасте (например, концентрация внимания на предмете или игрушке) могут быть нарушены.

У детей 3-4 лет синдром рассеянного внимания чаще всего проявляется в нарушении речевых навыков. Однако, отклонения, возникающие при данном недуге, носят индивидуальный характер, синдром рассеянного внимания может проявляться по-разному. Существует несколько разновидностей данного нарушения:

Причины возникновения

Нa сегодняшний день точная причина, которая могла бы спровоцировать развитие синдрома рассеянного внимания, не установлена, однако, ученые предлагают ряд гипотез, в соответствии с которыми данный недуг может быть связан с:


Как связано с гиперактивностью?

Синдром рассеянного внимания нередко связывают с таким понятием, как гиперактивность . И для этого есть все основания.

Ведь ребенок, страдающий дефицитом внимания, отличается повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неусидчивостью.

А все эти признаки характерны для гиперактивных детей. Именно поэтому дефицит внимания часто сопровождается гиперактивностью, неумению долго сидеть на одном месте и заниматься каким-либо одним делом.

Симптомы и признаки

Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.

Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.

Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:

Диагностика

Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением , и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.

Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики , к которым относят:

  1. Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
  2. Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
  3. Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
  4. Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.

О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:

  1. Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
  2. Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
  3. Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
  4. Ребенок достиг 6-летнего возраста.

Методы лечения и коррекции

Что делать: как лечить непоседу? Лечение синдрома рассеянного внимания у ребенка требует комплексного подхода , который включает в себя медикаментозную терапию, соблюдение подходящего режима дня и обучения, занятия с психологом, правильное воспитание в домашних условиях.

Медикаменты

Прием лекарственных препаратов назначают далеко не во всех случаях , а только при наличии серьезных нарушений внимания и поведения, которые существенно ухудшают качество жизни ребенка, приводят к невозможности обучения и адаптации в коллективе.

Важно помнить, что самостоятельно назначать ребенку какие-либо препараты нельзя, делать это может только врач.

При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств , способствующих снижению его нервной возбудимости.

Однако, сильнодействующие препараты в детском возрасте противопоказаны.

Также ребенку назначают прием препаратов, улучшающих мозговую деятельность (например, Глицин, Биотредин ), средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга (Фенибут ).

Образ жизни

Ребенку, страдающему синдромом рассеянного внимания, необходимо разработать четкий режим дня и требовать от малыша его регулярного соблюдения. Это позволит выработать дисциплинированность , которая у таких детей часто отсутствует.

Распорядок дня рекомендуется оформить в письменном (или печатном) виде, и повесить в доступном ребенку месте. При составлении режима необходимо оставить некоторое количество (1-2 часа) свободного времени, в течении которых ребенок будет заниматься своими увлечениями, которые ему интересны.

Что касается обучения, нарушение внимания и гиперактивность зачастую мешают ребенку получать знания в обычной общеобразовательной школе, что резко сказывается на успеваемости.

В этом случае имеет смысл перевести ребенка в образовательное учреждение с адаптированной программой, либо на домашнее обучение.

Психологические тренинги

Занятия с психологом - обязательный этап лечения ребенка с расстройством внимания. Специалист помогает малышу побороть импульсивность, излишнюю эмоциональность, в результате чего ребенок становится более уравновешенным, спокойным.

Часто занятия проводятся в игровой форме, ребенку моделируют какие-либо ситуации, при этом психолог не только наблюдает за поведением малыша, но и дает ему нужные советы, как поступить в той или иной ситуации.

Также важное значение имеют различные расслабляющие методики, используемые психологами, позволяющие ребенку снять накопившееся напряжение.

Особенности воспитания

Принимать участие в коррекционном процессе должны и родители. Прежде всего, им необходимо помнить, что ребенок с расстройством внимания нуждается в особом воспитании. Прежде всего, необходимо предоставить малышу больше самостоятельности.

В частности, у него должны быть свои домашние обязанности. Эти обязанности не должны быть очень сложными, такими, с которыми ребенок, в силу своего возраста, не сможет справиться. Задания должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям ребенка.

Конечно, первое время у малыша не все будет получаться. Не следует сразу же спешить ему на помощь, пусть ребенок проявит настойчивость , и попробует справиться с заданием самостоятельно. И когда у него это получится, не забудьте похвалить малыша.

Другие методы

Движение жизненно необходимо любому ребенку, а гиперактивному тем более. Однако, его активность необходимо направить в мирное русло. Занятия спортом не только помогут с пользой использовать избыточную энергию, но и приучат ребенка к дисциплине, самоорганизации.

Профилактика

Так как частыми причинами развития синдрома рассеянного внимания у ребенка является осложненное течение беременности и родов , будущей маме необходимо следить за состоянием своего здоровья в этот период, воздерживаться от вредных привычек.

После появления малыша на свет, необходимо защищать его от инфекционных заболеваний, травм, прочих негативных воздействий.

С самого раннего возраста необходимо проводить с малышом развивающие занятия . Грудничку можно показывать те или иные яркие предметы, рассказывая для чего они нужны. Конечно, малыш не поймет ваших слов, но яркий цвет и мамин голос привлекут внимание крохи.

Синдром рассеянного внимания - частая проблема , актуальная для детей младшего школьного возраста. Ребенок, неспособный подолгу концентрироваться на одном занятии, испытывает проблемы в обучении и общении, и поэтому нуждается в квалифицированной помощи.

Как научить ребёнка быть внимательным ? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!


Популярное на сайте

На чтение 7 мин. Просмотров 4.3k. Опубликовано 25.06.2019

Нередки случаи, когда внимание у ребёнка совсем рассеянное: то он забывает записать задание на дом, то не помнит, во сколько завтра начинаются уроки, то не взял тетрадки или учебники.

Как помочь ребёнку не сидеть по нескольку часов над домашним заданием, задумывается не один родитель. Делать замечания – не помогает, повторять по много раз одно и то же – просто устаёшь. Нужно найти какой-нибудь метод, как самостоятельно развить внимательность у ребёнка. Все подсказки – в нашей статье.

Почему дети рассеянные и невнимательные: 6 причин

Заметить, что у малыша рассеянное внимание, можно ещё в детском саду. Он не играет подолгу ни в одну игру, ему вообще неинтересны занятия, требующие усидчивости: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов или мозаики.

Но родители обращают внимание, что их ребёнок неусидчивый и невнимательный, только в школе.

Что же делать, когда начинает страдать успеваемость ученика?

Прежде всего, нужно определить истоки детской рассеянности:

  1. Синдром рассеянного внимания обычно идет рука об руку с гиперактивностью. В научной среде для такого состояния существует краткая аббревиатура: СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Те детки, кому ставят такой диагноз, очень подвижные. Им на самом деле сложно превозмочь себя и сконцентрироваться на каком-нибудь занятии. Они постоянно отвлекаются по любому поводу. Если диагноз поставлен, то нужно обязательно принимать корректирующие меры, чтобы не дать симптомам усилиться со временем. Чем позже начинается лечение, тем сложнее его применять.
  2. Иногда родители сами провоцируют развитие невнимательности у своего чада, задаривая его игрушками. Из-за того, что всякий раз у малыша появляется новое увлечение, ему нет нужды запоминать и увлекаться чем-то определённым. Таким образом, не происходит тренировки памяти, и кроха становится рассеянным. Как развить внимательность у ребёнка в таком случае? Очень просто: перестаньте покупать всё новые и новые игрушки своему баловню, несмотря на безграничную любовь к нему.
  3. Если ваш малыш простудными и вирусными заболеваниями, его общему состоянию не позавидуешь. Мало того, что все силы тратятся на борьбу с болезнями, так ещё сказывается недостаток кислорода, движения и солнечного света. Ведь не пойдет же гулять простуженный ребёнок! От этого страдает концентрация внимания, и ученик становится рассеянным, даже если дома ничто не отвлекает его от занятий.
  4. Обстановка дома определённо влияет на способность ребёнка сосредотачиваться на учебе. Когда в маленькой квартире живут родители, дети, бабушки с дедушками, о тишине приходится только мечтать. Второй случай – это когда взрослые постоянно скандалят. Психика ребёнка становится неустойчивой, он ожидает внезапных громких звуков и привык прислушиваться к окружающей обстановке. То есть, полной сосредоточенности на работе не бывает никогда.
  5. Ещё один фактор, негативно влияющий на способность малыша к концентрации внимания, это чрезмерная загруженность. Амбициозные родители желают, чтобы их отпрыск был самым успешным, самым одарённым и так далее. Исходя из своих эгоистических побуждений, они перекладывают нагрузку на хрупкие детские плечики. От ученика требуют отличных оценок в школе, его возят на развивающие занятия по языкам, или математике, или шахматам; а еще спортивные секции и обязательное чтение на ночь. Но любой ресурс не безграничный, и от постоянного напряжения сломается даже самый надёжный механизм. В случае детей первой страдает внимательность.
  6. Диаметрально противоположная ситуация – это когда школьник не успевает по учёбе, потому что не понимает, зачем вообще ему это надо. Родители, а потом и все взрослые, не имеют в его глазах авторитета. То, что ему пытаются втолковать о важности образования, он считает несущественным. Гораздо важнее для него общение с дворовой компанией или игра в онлайн-стрелялки. Здесь идёт речь не о рассеянном внимании, а об отсутствии мотивации для получения образования. Как только ребенок осознает, что ему это позарез необходимо, он преобразится на глазах.

Исходя из всего, что перечислено, становится ясным, что не всегда причиной детской забывчивости является врождённая болезнь.

Очень часто рассеянность становится результатом неправильного воспитания ребёнка.

А раз так, то наверняка есть рецепт, как бороться с невнимательностью.

Чего делать нельзя

Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.

Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.


Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.

Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.

Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности. В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!

Лекция, как наказание бессмысленна, потому что ребёнок встретит её в штыки.

Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.

Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться. Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста.

С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.

Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:

  1. Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
  2. Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).

Основные ошибки родителей

Теперь кратко коснёмся других ошибок, которые родители делают, пытаясь исправить рассеянность своего чада.


Что нельзя делать:

  • ругать за невнимательность нельзя;
  • насмешки – это оскорбление ребенка, особенно прилюдные;
  • нельзя сравнивать вашего и «хорошего» ребёнка – так вы утверждаете, что ваш плохой;
  • самостоятельно делать то, что может выполнить малыш – это провоцирует его нестарательность, инфантильность;
  • заставлять малыша помногу раз (для запоминания) переделывать работу.

Ставить в вину маленькому ребёнку свои собственные промахи в воспитании нечестно. Дорогие родители, постарайтесь принять, что рассеянность внимания малыша, если она не вызвана болезнью, это ваше упущение.

Только работая вместе, вы исправите ситуацию, но нужно относиться друг к другу с уважением.

Что поможет ребёнку стать внимательнее

Если вы замечаете у крохи чрезмерную подвижность, возбудимость вкупе с недостатком сосредоточенности, то сводите его к неврологу. Может, причина рассеянности кроется в СДВГ.

Ваше внимание к его жизни сделает малыша более в себе.

Хвалите его за успехи, участвуйте в выполнении домашних заданий (не делайте вместо него, а направляйте ход мысли). Научите ученика перепроверять свои работы. Присутствие родителя мобилизует концентрацию у ребёнка.

Организуйте комфортную атмосферу дома. На время выполнения домашней работы закрывайте дверь в комнату малыша или приглушайте звук телевизора. Также введите лимит времени на домашнюю работу, чтобы сидение за столом было продуктивным.

Мотивируйте чадо понемногу каждый день. Подойдут рассказы о ваших успехах на работе, связанные с тем, что вы хорошо учились; похвалы за успехи, дополнительные минуты пользования компьютером или деньги за прочитанные книги.

Снимите лишнюю нагрузку, если она есть. Синдром хронической усталости – не лучший спутник для малого ребёнка.


Также подойдут развивающие игры, которые тренируют память:

  • шахматы – это альфа и омега хорошего запоминания;
  • анаграммы – составляйте короткие слова из одного длинного;
  • смешные стихи или любимые песни на память – отличная тренировка мозга;
  • компьютерные картинки типа «Найди кота».

Заключение

Как видите, побороть рассеянность можно легко и весело. Главное – заниматься развитием памяти регулярно.

Любите своих деток, будьте к ним ближе, и тогда вы удивитесь их успехам!