Как родители влияют на формирование личности ребенка и их роль в его жизни. Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка? Пагубное влияние на формирование личности ребенка

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

Функция воспроизводства;

Первичный социальный и сексуальный контроль;

Экономическая поддержка детей;

Поддержка нетрудоспособных;

Защита прав ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

Удовлетворение потребности в любви;

Функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

Функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;

Психотерапевтическая функция семьи;

Функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

Функция формирования позитивных отношений;

Функция формирования культурной общности.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В.К. Лосева выделяет следующие:

«Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

«Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

«Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.

«Ты - эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки - мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова выделяет некоторые из них:

Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);

Ловушка нормальности или «все как у людей» - отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;

Ловушка правоты силы или «против лома нет приема» -ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;

Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);

Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») -игнорирование личностного общения;

Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских, способов решения жизненных задач;

Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя;

Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

Уверенность в своих силах и самодостаточность;

Умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

Способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Ирина Ржевская
Консультация «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»

Описание материала : материал будет полезен педагогам, родителям , старшим воспитателям, студентам педагогических факультетов.

«Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка

тогда, когда с ним разговариваете, или

поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.»

Слагаемые родительского авторитета-это поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей , их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу , взаимном уважении, возвышении личности каждого .

Отношения в семье требует взаимопонимания, ответственности, уважения умения организовать их на принципах равенства.

Стиль внутрисемейных отношений в семье вырабатывается не сразу, а сформировывается постепенно. Каждая семья накапливает собственный опыт воспитания, и создает культуру отношений, общения.

Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи.

А. С. Макаренко называл его «общим тоном семьи» , который действует на ребенка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские» , одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, к своим родителям , детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.

Хотя большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, распространенной ошибкой семейного воспитания в последние годы стало неумение воспитывать уважение к старшим. Обстановка доверия и эмоционального комфорта без поощрения и поддержки взрослых, постоянного упражнения детей в положительных поступках не воспитывает уважительного отношения к окружающим людям, в том числе и к самим родителям . Это подтверждается множеством примеров.

В практике семейного воспитания часто допускается такая ошибка, когда родители , осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет » . Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей , но в подростковом возрасте оценке подвергается все поведение родителей , что не проходит бесследно.

Одной из самых распространенных моделей семейного воспитания считается авторитет любви . Родители в таких семьях захваливают ребенка , демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери способствует воспитанию в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другая модель семейного воспитания - ложный авторитет доброты . В семьях такого типа родители разрешают ребенку все . Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти и каприза. Дети командуют родителями , капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате в семье вырастает избалованный ребенок предъявляющий непомерные претензии, требования, мало дающий обществу и семье, не признающий запретов. Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.

Противоположная модель семейного воспитания -ложный авторитет подавления , при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, часто исходящим от отца, и если молодая семья живет с родителями , то от представителей старшего поколения. При непослушании отец или бабушка раздражаются кричат,часто наказывают ребенка . Естественно что ребенок вырастает безвольным,замкнутым, забитым или наоборот деспотом.

Педагогический такт заключается в том чтобы найти взаимопонимание с ребенком , установить с ним эмоциональный контакт, соблюдать чувство меры.

В последние годы распространен тип ложного авторитета в семье – авторитет чванства

Родители в такой семье кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим.

Здесь царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. Дети в таких семьях вырастают хвастунами,белоручками, расчетливыми дельцами, бездельниками.

Авторитет подкупа –очень часто встречается в наших семьях. Поведение детей, хорошие оценки, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков , бесконечных обещаний. «Будешь себя хорошо вести, тогда куплю…» часто слышится в разговоре матери с ребенком . В такой семье растет ребенок который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя, он из всего постарается извлечь пользу.

Проводя анализ к каждой конкретной семье позволит педагогу установить вид семейного воспитания, и строить свою работу с ними. Чтобы конечный результат был благоприятный важно соблюдать следующие рекомендации :

2. Требовательное отношение к себе. У взрослых не должны слова расходиться с делом.

3. Благоприятная обстановка в семье, где родители с уважением относятся к проблемам своих детей.

4. Провождение совместных, интересных, семейных досугов.

5. Духовное общение с детьми : чтение книг, совместные занятия и игры, приобщение ребёнка к полезным увлечениям отца или матери, (занятие спортом или рукоделием) .

6. Проявлять терпение и такта, отвечая на интересующие вопросы детей.

7. Доверительные отношения между детьми и взрослыми устанавливаются в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

8. Данные детям обещания нужно выполнять. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

9. Детям нельзя говорить неправду!

Но чтобы конечный результат ваших воспитательных воздействий был действительно желаем, вам надо образно представить, чем «наполнен» ваш ребенок его стремление и просьбы, поступки, чувства и мечты.

«Переварите» жизнь ребенка и посмотрите на него со стороны, его глазами и с его позиции.

Поймите своего ребенка . Ему дается все с большим трудом.

Вы – не судья, не вам подвластен приговор. Не увлекайтесь так рьяно процессом «управления» ребенком и не вступайте с ним в бесплодные дебаты. Выбирайте самые удачные моменты для воспитательных бесед наедине.

Итак, поймите своего ребенка , и помогите, если можете ему.

Старайтесь стать ему таким родителем , какого ВЫ мечтали иметь в детстве!

Библиографический список :

1. Калугина В. А., Тавберидзе Е. А. «Организация и содержание работы с родителями . Москва Школьная пресса 2008

2. А. Баркан «Практическая психология для родителей , или как научиться понимать своего ребенка . Москва «Аст-пресс» 2000.

3. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьёй. – М.: Просвещение 1989.- 190 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Музыкально-ритмические движение и их влияние на развитие ребенка» Консультация для родителей «Музыкально-ритмические движения и их влияние на развитие ребенка» Дорогие родители! Работая в детском саду музыкальным.

Консультация для родителей «Супружеские отношения и их влияние на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Супружеские отношения и их влияние на развитие личности ребенка» Родителям не следует забывать о негативном.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воз­действие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал.

Консультация для родителей «Всестороннее развитие личности ребенка с помощью театрализованной деятельности» Консультация для родителей: «Всестороннее развитие личности ребенка с помощью театрализованной деятельности. Значение театрализованных игр.

Познавательно-исследовательская деятельность и её влияние на развитие личности ребенка В современном мире очень актуальна проблема развития творческой, самобытной, уникальной личности способной самостоятельно пополнять свои.

Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольного возраста» составитель: Тимофеева Л. Н., воспитатель Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольного возраста Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие мозга ребенка» Влияние музыки на развитие мозга ребенка Музыка для мозга Музыка присутствует во всех культурах. Она имеет фундаментальное значение для.

Библиотека изображений:

Недаром говорят: дети — зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым критически взглянуть на себя: чему учит ребенка их пример?

Пятилетний Саша, встречаясь с соседями по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. Он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа: сказать «здравствуйте» — значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание, значит, и произносить его надо доброжелательно, вежливо.

Встретившись возле лифта с взрослыми, Саша старается пропустить их вперед себя. Так он поступает тоже по примеру папы.

Но, к сожалению, дети видят и другие примеры.

Пожилая женщина с мальчиком лет шести вошла в вагон метро. Пассажиры, потеснившись, освободили место и... мальчуган тут же сел. Его бабушка, поставив сумку внуку на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто-то сказал, обращаясь к мальчику:

— Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала.

— Ничего, я постою,— сказала пожилая женщина,— Какой же он большой? Это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет.

— Конечно, большой, должен уметь уступать место в транспорте. И не только своей бабушке... В вагоне народу немного, и мальчик может постоять.

Бабушка недовольно поджимает губы. Обращаясь к внуку, который уже намеревался было встать, говорит:

— Сиди, сиди, всем не науступаешься!

Поглаживает его по спине, затем бросает в пространство:

— Ишь, сколько учителей нашлось! Своих бы лучше воспитывали!

Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом. Между внутренней культурой и внешними формами ее проявления существует тесная связь. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют на их внутренний мир.

Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности; симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.

Вольными или невольными воспитателями маленького ребенка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди — члены его семьи. Те, кто уделяет малышу наибольшее внимание, ласку.

И в этом случае огромное счастье для них, особенно для мальчика, когда один из таких близких, любящих его людей — отец.

О роли мамы в воспитании детей (особенно маленьких) сказано много. И столько же раз можно повторить, что малышу для его здорового и нормального развития совершенно необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь. Спокойно и радостно засыпает малыш под добрую, ласковую мамину колыбельную песню... Во время болезни лекарство в маминых руках кажется не таким уж и горьким. Та же легкая рука, кажется, снимает боль... И совсем-совсем не страшно войти в темную комнату, если рядышком мама.

Очевидно, бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном» возрасте самый близкий и понятный для них мужчина — отец.

Быть папой — дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права (как это, к сожалению, еще до сей поры случается!) перекладывать все проблемы воспитания детей на материнские плечи, обедняя, таким образом, и собственную свою душу, и душу своего ребенка. Воспитание детей в такой же степени мужское (отцовское) дело, в какой и женское (материнское). Потому, когда мы утверждаем, что всякое воспитание, прежде всего, начинается с обязательного самовоспитания воспитателя, — мы, конечно же, утверждаем этим и отцовскую ответственность перед ребенком. Тем более перед сыном, мальчиком, для которого, особенно в раннем возрасте, отец — идеал мужества.

Именно папа своим поведением, добрым внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защитить, помогать им.

Поведение маленького сына — чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения... Вот почему нашим папам совершенно необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать (прежде всего, перед своими детьми) того, что они — сильная половина Рода человеческого.

Если мальчик видит, что его папа всегда уступает в общественном транспорте место женщинам, — сын очень скоро начнет вести себя точно так же. Если ребенок замечает, как постоянно сдержанно и воспитанно ведет себя его папа: никогда не повысит голоса, не покажет своего раздражения, какой бы усталый ни вернулся он с работы, — сын тоже станет сдерживать свои эмоции. Если мальчик систематически наблюдает, как ласково и бережно относится его папа к маме и бабушке, как часто старается он разгрузить их от бесконечных домашних «женских» забот...

Когда мама торопится, больна или устала, папа без всяких ее просьб и упреков охотно берется за эту «женскую» работу: моет пол, ходит в магазин за продуктами, моет посуду и даже при случае отлично готовит обед... В подобной семье сыновья рано начинают приобщаться к работе по дому, они охотно помогают маме и бабушке. И тут стараясь как можно больше походить на папу.

Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у детей. Уважая окружающих его людей, он с уважением относится к сыну или к дочке. Никогда не оскорбит их человеческое достоинство. Не повысит на них голоса, и тем более в присутствии посторонних. Тем резче ощущает малыш отцовское недовольство, когда он (сын) совершит вдруг какой-нибудь плохой поступок: обманет, обидит слабого, нечестно обойдется с товарищем... Впрочем, хорошо воспитанный отец и тут поведет себя сдержанно и разумно. Он серьезно и строго поговорит с сыном (или с дочкой). Выскажет свое мнение относительно совершенного им проступка. А при случае даже и накажет: не возьмет мальчика с собой на прогулку, на рыбалку, отстранит его в этот вечер от любимого «мужского» домашнего дела. (Уверяю вас, дорогие папы, что подобные наказания действуют гораздо сильнее окриков, к которым — при всей их оскорбительности — дети привыкают. И хуже того, человек, который постоянно оскорбляет достоинство ребенка, скоро теряет его доверие и уважение. И очередной окрик или какое-либо другое грубое наказание со стороны этого человека лишь ожесточает малыша, укрепляет в нем обиду, недоверие и неуважение к такому взрослому. Даже если это отец или мать.)

Очень полезно для мальчика, когда у него — помимо общих каждодневных домашних дел и обязанностей — есть еще общее с папой (дедушкой или со старшим братом) «мужское» дело или увлечение. Таким делом может стать сооружение шведской стенки в детской комнате, или спортплощадки во дворе. Неплохо также вместе с сыном смастерить скамейку для бабушки, чтобы у нее не отекали ноги.

Весной можно смастерить скворечник или дуплянку и повесить их под окошком или в ближнем лесу. Зимой сделать кормушку для птиц. Мало ли дел у настоящих мужчин! И каждое такое дело постепенно и естественно приучает маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к большому взрослому миру людей.

Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый и умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так как наши девочки, естественно, в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким прежде всего равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна, видимо, быть человеком чрезвычайно требовательным к самой себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, опрятной, женственной. (Впрочем имеет ли право чья бы то ни было мама быть другой?) Именно мама должна терпеливо и умело приучать маленькую дочку к обязанностям по дому. У мамы и у дочки в семье должны быть свои, «женские» общие дела. И начинаются такие дела с самого незатейливого и простого: каждый вечер дочь, перед тем как лечь спать, обязательно должна навести уют и порядок в кукольном уголке, днем — выстирать платья и фартуки своих кукол... Позднее, годам к 5 — 7 эти заботы станут более взрослыми, более серьезными. Но уже привыкшая к домашнему труду девочка будет исполнять их радостно и охотно.

В повседневной жизни слова вежливости мы произносим автоматически и не задумываемся, что именно они обозначают. Эти благие пожелания стали формальностью — для кого-то Дежурные улыбки и любезности даже составная часть профессии. И детей мы учим хорошим манерам также поверхностно, как пользуемся ими сами. Ну, кому же не хочется продемонстрировать знакомым своего развитого трехлетку, освоившего весь набор традиционных «вежливостей»? Между тем Бенджамин Спок, чьи книги есть в каждом доме, но чьи идеи, к сожалению, так и не овладели массами, пишет: «Обучение ребенка таким словам как «здравствуйте» и «спасибо» должно быть не первым шагом, а последним. Главное — это научить его любить людей».

В самом деле, почему на многих из нас выражение «хорошие манеры» нагоняет тоску? Не потому ли, что мы с детства чувствовали во всем этом неуловимую фальшь? Совсем другой отклик в душе вызывает настоящая доброжелательность. Поэтому, может быть, есть смысл начать обучение ребенка этикету с рассказов о том, как знакомые ему люди милы и симпатичны, как они его любят... Проникаясь искренней симпатией к окружающим, ребенок сам захочет радовать их добрыми словами.

Конечно, далеко не все люди на свете вписываются в эту идиллию и вызывают расположение к себе. И все же в окружении ребенка люди, как правило, «положительные». Пусть со своими недостатками, но ведь не отпетые негодяи, каких обычно подразумевают под людьми, не заслуживающими искренних симпатий. Когда-нибудь, возможно, ваш ребенок столкнется и с такими. И может быть, даже будет вынужден с ними «расшаркиваться», поняв, что не всегда вежливые слова приходится говорить по велению сердца. Но пусть это станет для него исключением, а не правилом.

Влияние семьи на формирование личности ребенка трудно переоценить. Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Было бы совсем несправедливо умалять ее значимость и нужность. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат свое чадо отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, роль в обществе. Не имея необходимых навыков, человек не может рассчитывать на успешное продвижение по службе, не сможет выстроить гармоничных отношений со своей второй половинкой. Рассмотрим роль родителей в формировании личности ребенка. Какое влияние они на него оказывают? На что следует обратить особенное внимание, воспитывая сына или дочку?

Опыт отношений

Во всяком случае, ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий. Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери. Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии.

Конечно, взрослые тоже совершают ошибки. Порой они не замечают того, что дети усваивают и негативные уроки. Влияние семейных отношений на воспитание дошкольника особенно велико. Развитие личности невозможно без живого показательного примера. Ребенок замечает даже самые малейшие детали отношений родителей, хотя в большинстве случаев не проговаривает их вслух. Отцу и матери необходимо быть предельно внимательными для того, чтобы не подать дурного примера. Очень часто родители допускают такие ошибки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Опыт отношений закладывается в детстве и остается с человеком на всю жизнь. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно. Как правило, человек во взрослом возрасте неосознанно копирует поведение родителей, их манеру общения и т.д.

Саморазвитие

Формирование личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком. Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.

Преодоление трудностей

Роль семьи в развитии личности ребенка чрезвычайно ценна. Умение преодолевать значимые препятствия очень важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Чем больше человек работает над собой в этом направлении, тем проще ему становится побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становится сильнее. Он находит в себе дополнительные ресурсы для достижения. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе необходимые навыки. Кому-то становится проще заручиться поддержкой близких людей, нежели действовать самостоятельно. Однако формирование сильной личности происходит тогда, когда человеку приходится преодолевать множество препятствий. Когда некуда отступать, человек начинает действовать более активно и продуктивно, нежели имея в запасе определенное количество времени.

Характер

Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада. Отец и мать подают такой пример, который может стать источником вдохновения для сына или дочери, сделаться для них своеобразным проводником на долгие годы. Часть характера является индивидуальной у каждой личности, однако много того, что закладывает общество. Семья оказывает прямое воздействие на характер маленького человека. Влияние семьи на формирование личности ребенка нельзя игнорировать и в том случае, когда родители не смогли научить ничему хорошему свое чадо. Такая личность все равно будет испытывать на себе негативное влияние той среды, в которой выросла, как бы она ни пыталась отрицать сей факт. Даже невольно человек начинает воспроизводить в будущем опыт своей семьи. Характер человека будет таким, каким ему позволили сформироваться. Развитие личности – процесс глубоко индивидуальный. Его невозможно спрогнозировать заранее. Предугадать, каким будет характер взрослого человека, глядя на маленького ребенка, нельзя. Роль семейного воспитания в формировании личности невероятно существенна.

Социальные навыки

Умение общаться невероятно важно в жизни. Без этого умения невозможно построить хоть сколько-нибудь удовлетворительные отношения и быть счастливым. Семья как социальный институт формирования личности создает условия для всестороннего развития индивида. Не будь у человека такой поддержки близких людей, он не смог бы планомерно двигаться вперед, быть уверенным в своем завтрашнем дне.

Приобретение социальных навыков тоже происходит в семье. Именно в окружении близких людей, каждый ребенок учиться общаться, строить индивидуальные отношения. Социальные навыки, полученные в семье, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Как к ребенку относились в семье, так он потом будет относиться к самому себе и того же ждать от общения с окружающими.

Развитие и социализация личности в семье накладывает серьезный отпечаток на человека. Как его воспитывают отец и мать, так он и живет в дальнейшем. Даже если индивид на словах отрицает влияние родителей на свою жизнь, он в большей степени ему подвержен. Как бы человек ни хотел отгородиться от своей семьи, у него не получится это сделать. Большинство людей попросту не замечают, как копируют привычки родных по крови людей, как воспроизводят похожие ситуации, формируют идентичные события. Многим людям свойственно, так или иначе, жаловаться на жизнь. Но не каждый находит в себе силы заниматься самосовершенствованием.

Работа над собой

Совершенствованию своих навыков каждый человек тоже обучается в семье. Невозможно себе представить индивида, который бы не впитывал в себя модель поведения обоих родителей. Влияние семьи на формирование личности ребенка, по сути, огромно. Именно из своего ближайшего окружения люди выносят умение общаться, доверять друг другу, выстраивать личные отношения.

Работа над собой является неотъемлемым этапом в построении прочных и доверительных отношений. Обычно родители обучают этому своих детей, сознательно или нет передавая им эти навыки. Функции семьи довольно многочисленны. Формирование привязанности, доверия происходит на подсознательном уровне. Человек порой даже не задумывается об этом, просто живет по наитию, подчиняясь руководству внутренней силы.

На развитие личности ребенка влияет не сколько то, как к нему относятся окружающие, столько то, чему его научили собственные родители. Именно рядом с близкими людьми большинство и проходит свои индивидуальные кармические уроки. Если бы каждый человек действительно работал над собой, то мир во многом стал бы более добрым и прекрасным. Чем больше личность открыта для общения с окружающими, тем более счастливой она себя ощущает. Роль семьи в формировании духовно нравственной личности чрезвычайно высока.

К сожалению, в настоящее время далеко не все семьи могут похвастаться тем, что в воспитании ребенка принимают участие оба родителя. Нередко возникает ситуация, когда чадо воспитывает одна мать, а отец даже не присутствует в поле зрения сына или дочери. Даже в том случае, если папа иногда встречается со своим отпрыском, но не живет в одной квартире, можно говорить о неполной семье. Такая ситуация не может не удручать и не печалить.

Другое дело, что в наше время множество людей не считают эту ситуацию проблемой. Очень часто дети растут, окруженные вниманием матери и бабушки, не испытав на себе, что такое забота отца. Каково влияние неполной семьи на развитие ребенка? Ученые спорят по этому вопросу, мнения их расходятся. В большинстве случаев доминирует представление о том, что отсутствие второго родителя негативно сказывается на психике ребенка, влияет на личностное развитие, препятствует формированию доверительного отношения к миру. И с этим трудно не согласиться!

Неполная семья в любом случае оставляет на личности мощный отпечаток неполноценности. Не обязательно, что в человеке разовьется какая-то негативная черта. Только он всегда будет чувствовать некоторую потерянность, неуверенность в себе, отчасти отвергнутость и подавленность. Ребенок ведь не понимает, почему его семья отличается от других, чем он провинился, нередко чувствует, что он как будто хуже остальных. Такой личности обязательно нужна поддержка. Конечно, в наше время никто не удивляется неполным семьям, однако они по-прежнему представляют собой в некотором смысле печальное зрелище. И очень сложно бывает объяснить ребенку, особенно подростку, почему он живет только с мамой. В любом случае происходит какое-то воздействие на психику, на умение воспринимать окружающую действительность. Роль семьи в формировании личности ребенка поистине огромна.

Честность и порядочность

Эти две составляющие неразрывно связаны друг с другом. Приобретение этих черт характера, без сомнения, происходит в семье. Человек просто не смог бы выработать их в себе самостоятельно, или испытывая на себе негативные проявления. Отношения в родительской семье всегда становятся эталоном для подражания. Даже если все происходит не так, как хотелось бы, ребенок воспринимает их как нормальные, идеальные для него.

Семья как фактор формирования личности ребенка, несомненно, оказывает сильное воздействие на индивида. Можно даже сказать, что она является определяющим фактором, которому подчиняются все остальные. Чем более порядочными и искренними являются отношения в родительской семье, тем проще ребенку в дальнейшем будет построить собственную семью. Почему так происходит? Просто человек с детства учится доверять, строить отношения на благородных чувствах, заботиться о близких людях.

Честность и порядочность – это составляющие, необходимые для развития счастливой личности. Когда ребенок растет в благополучной семье, он начинает с маленького возраста воспринимать радость и счастье как неотъемлемые атрибуты нормальной жизни. Он не считает их исключением или чем-то таким, за что надо бороться всеми силами. В семье он получает навык успешного преодоления всевозможных трудностей. Это удачный опыт, который стоит пожелать каждому.

Уверенность в себе

Оказывается, даже такие личностные особенности закладываются в семье! Многие люди спорят об этом, но в итоге соглашаются с тем, что без поддержки самых близких людей вряд ли можно добиться в жизни чего-то по-настоящему существенного. В самом деле, невозможно себе представить преуспевающего человека без крепкой и дружной семьи. Если у него этого нет, значит, и нажитое благополучие в какой-то момент может серьезно пошатнуться. Чем более уверенным человек себя ощущает среди ближайших родственников и второй половинки, тем больше у него шансов реализовать заложенный потенциал.

Уверенность в себе является неотъемлемым компонентом счастливой и самодостаточной жизни. Однако большинство людей никак не могут похвастаться непоколебимой уверенностью в себе. Кто-то сомневается по поводу своих талантов и возможностей, другие не находят достаточных оснований для того, чтобы просто начать действовать. Иногда слишком много времени проходит в сомнениях и тревоге. Если бы каждый человек мог осознать свою непреходящую ценность, мир изменился бы. Так влияет воспитание на формирование личности.

Личные убеждения

Они тоже формируются в семье. Сложно себе представить человека, который не ориентируется на мнение своего ближайшего окружения. Когда индивид живет под одной крышей со своими родственниками, то в какой-то степени делается зависимым от их мнения. Человек эмоционально подвержен влиянию извне. Личные убеждения не возникают ниоткуда, они формируются в семейной обстановке. Как правило, родители передают свои личные воззрения детям. Вот почему во многих случаях дети склонны опираться на мнение родителей: они ищут в них опору и поддержку. Их взгляд на жизнь становится личным убеждением.

Моральные ценности

Это такие категории, которые в глазах общественности приобретают большое значение. Моральные установки порой оказывают значительное влияние на людей. Люди в самых трудных жизненных ситуациях размышляют над тем, как им следует поступить, повинуясь голосу совести. Во многих случаях им удается выйти на правильный ответ внутри своей души, отыскать золотую середину.

Как правило, жизнь заставляет принимать неоднозначные и непростые решения, которые управляют человеком. Не всегда взвешенные решения идут от сердца, но зато руководствуются голосом совести. В некоторых случаях человек вынужден поступиться собственными интересами ради счастья и благополучия близких людей. Моральные ценности воспитываются в семье. То, как родители относились к понятиям долга, ответственности, нравственности, несомненно, сказывается на детях. Если ребенок рос в любви, заботе, его учили терпеливо относиться к окружающим, то в дальнейшей жизни он сам будет основываться на этих же понятиях. Моральные ценности порой слишком сильны, чтобы их победить одним лишь умом.

Духовное становление

Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка огромно. Маленький человек полностью впитывает в себя ценности того окружения, в котором находится большую часть времени. Моральные установки и мнения здесь имеют большое значение. Чем больше внимания уделяется чаду, тем более счастливым и самодостаточным он вырастет.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1973»

Дошкольное отделение № 1

Семинар

«Влияние родителей на формирование

личности ребенка»

Провела

Педагог-психолог

Таратунина М.А.

Москва

2014

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей.

Семья влияет на ребенка, приобщает к окружающей жизни. Одной любви недостаточно для того, чтобы дети росли, чтобы более нормально развивались. Если родители не компетентны в вопросах воспитания, то их дети не могут стать личностями. И хотя любовь является для большинства родителей естественным чувством, мало кто из детей получает именно ту любовь, которая помогает расти и развиваться.

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, сто и общество. Сегодня большинство вступающих в брак – это люди со средним и высшем образованием. Почему же у многих родителей происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей.

Повышение ответственности родителей детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения.

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя, дать тот минимум знаний, который необходим для воспитания ребенка.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольных учреждений в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего содержания, важность дальнейшего содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии личности ребенка.

Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

«…В семье начинается первые жизненные шаги ребенка. Его поведение – результат влияния семейного уклада, воспитательного воздействия родителей и других членов семьи.

Совместная работа детского сада и семьи – необходимое условие успешного развития личности ребенка.

Если положительные черты характера, навыки, привычки складываются при едином воздействии детского сада и семьи, то формирование их представляет значительно меньше трудностей, и воспитание качества бывают обычно прочными, устойчивыми.

Если же в детском саду ребенку предъявляют одни требования, а дома другие, или между членами семьи нет согласованности в воспитании, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется: в организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей – все это требует большого напряжения нервной системы ребенка, отрицательно влияет на его состояние, поведение.

Важная задача дошкольных учреждений - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.

В.А.Сухомлинский отмечал, что родителям необходима педагогическая культура.

«Каким бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто».

Великий русский врач, анатом, педагог П.Ф. Лесгафт указывал: «При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка.

Этим самым он хотел доказать огромную роль родителей в развитии личности ребенка. «Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни - матери и отцу – в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок их останется и воспитанная в нем любовь, возложенное, но уже не неутолимое чувство, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг, чем одно семейство. Стало быть, в том, что семья является школой понимания Родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней, заключается одна из славных причин долговечности семьи…».

Нельзя не вспомнить высказывания М.Горького. Он писал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей. Знание должно быть не только механическим накоплением фактов, но и критикой доказательств истинности обобщения, анализом процесса мышления.

Формирование характера, развитие воли только при условии широкой самостоятельности детей в труде, занятиях, играх.

Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь».

Процесс воспитания носит комплексный характер, так как мы формируем личность в целом, а не отдельные ее свойства и качества. Развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, в педагогике нет главных и второстепенных вопросов.

Ребенок воспитывается непрерывно, а не от случая к случаю, например, лишь тогда, когда его учат, ему объясняют, советуют, разговаривают с ним или отвечают на его вопросы.

Формирование личности – процесс многоплановый и длительный. Воспитатель должен раскрыть это положение, показав родителям, что, например, физическое воспитание – это не только забота о здоровье ребенка, организация полноценного питания, сна, отдыха, пребывания на свежем воздухе и т.п. Оно тесно связано с формированием у ребенка нравственно – волевых качеств смелости, выдержки, терпения, умения преодолевать трудности, дисциплинирующие, а также с подготовкой к участию в труде, к обучению в школе».

Важным условием для укрепления связи с семьей, успешного решения задач, стоявших перед детским садом, является педагогическое просвещение родителей и изучение лучшего опыта семейного воспитания. Каждая семья совместно с детским садом должна заботиться о всестороннем развитии детей; родители отвечают за то, каких детей они воспитывают.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям присуща активная жизненная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношению ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни в семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат.

Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально – нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок белее податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Будет ли первоначальный опыт ребенка с взрослыми в системе отношений «взрослый - ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семье.

Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любые желания, любой каприз ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важнейших социальных задач воспитания будущего гражданина Родины.

Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам ее, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача детского сада – во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психологического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания, подчеркнув при этом, что для того, чтобы воспитывать детей, надо знать их и уметь видеть характерное для каждого периода детства и, конкретно, то, что можно наблюдать только у своего ребенка.

Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка – дошкольника. Но и задержка в развитии также не допустимы. Поэтому важно, чтобы родители знали психофизиологические показания развития детей.

Дошкольный период детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных, духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга, и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности.

У ребенка повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка. Все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.

Подчеркивание важности роли взрослых в жизни детей не является недооценкой того, как сами дети могут значить друг для друга.

Ребенок может радоваться обществу других детей, изучать, а иногда и тренировать их. Но главное для малыша - считают ли себя взрослые активными участниками его развития или же пассивными наблюдателями.

Активное участие – это не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый в мире ребенка – чуткий и готовый приспособиться человек. Взрослые должны видеть в себе людей, чье поведение и отношение имеют большое значение для ребенка. Это означает, что иногда взрослые должны приходить к выводу, что им, а не ребенку следует перемениться, да еще в большей мере. Порой, как это ни тяжело, требуется выжидание, когда малыш совершает ошибку. Иногда же нужно спешить ему на помощь. Это так же означает, что в ребенке нужно видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием. А в общем, это значит считать, что скорее нам, а не, как повелось ребенку, следует меняться, учиться, адаптироваться. У взрослых с их более гибкой самооценкой гораздо больше радостей в жизни с детьми.

Еще в 70-х годах специалистами в различных областях стало очевидно, что они не добьются заметных результатов в воспитании детей, если будут использовать лишь редкие занятия и не станут привлекать родителей к продолжению этой работы дома. Как только педагоги попытались провести несколько экспериментов по вовлечению родителей ребенка, они обнаружили, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а, наоборот, могут способствовать быстрым успехам. При этом необязательно видеть в родителях часть проблемы, скорее, они способны стать частью ее решения – родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям. Большое значение имеет готовность воспринимать детей как личность. Это значит стараться искренне реагировать на детские чувства, реакции и проблемы, так как принято в человеческом обществе. Дети – личности, взрослые – тоже. Нереально и бесполезно взрослым игнорировать свои собственные чувства или принимать в расчет собственное поведение как элемент общения с детьми. Принимая и исследуя то, что мы, взрослые, приносим в наше времяпровождение с детьми, мы должны быть гибкими в методах, открытыми идеями других и желать продолжать учиться. Самая лучшая подготовка все же не дает всех возможных знаний, навыков и понимания, необходимых в различных ситуациях с детьми. Детям помимо прочего, нужно уважение и внимание старших, чтобы они в ответ научились быть такими же внимательными. Дети заслуживают этого внимания и будут учиться по примеру взрослых серьезно слушать их и отдавать им свое время.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношения между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери и отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических), создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Современное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь; повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психологическими и педагогическими знаниями, умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей), им удается успешно воспитывать дошкольников.

Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей), ее уклада, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.

Родители, обращаясь с ребенком с первых минут его жизни, должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранять негативные и вредные воздействия. Родители предоставляют ребенку возможность для деятельности, создают для этого условия, управляют процессом воспитания ребенка, способствуют его правильным взаимоотношениям в детском саду, в школе, в кругу ровесников, со всеми людьми, с которыми общается ребенок.

Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка.

Стремление родителей категорично определить психологический тип своего ребенка может привести к ошибочным выводам, к неправильным оценкам его индивидуальности и в результате к применению недостаточно продуманных воспитательных методов.

Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка, понять его неповторимое духовное развитие, на которое основное воспитательное влияние оказывает окружающая среда, и прежде всего семья.

Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образцы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь – в самостоятельную, полезную для общества жизнь.

Полное единство требований в семейном воспитании ребенка и общественная согласованность в направлении обоюдных усилий могут обеспечить формирование всесторонне развитой личности. Для ребенка дошкольного возраста семья, в которой он живет и воспитывается, является естественной средой. Семья накладывает свой отпечаток на его характер и поведение, в семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые им сведения постепенно расширяются и усложняются по мере того, как малыш растет и развивается.

Семья во многом определяет отношения ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности, которые являются основой в проявлении и развитии индивидуальности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что во многом создается впечатление, будто характер родителей передается детям по наследству.

Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека, как об этом уже раньше говорилось, является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

Родители должны знать психологические и индивидуальные особенности ребенка, свои функции в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, чтобы направить процесс воспитания в нужное русло. Для этого необходимо как можно больше вовлекать родителей в жизнь детского сада. Следовательно, гипотеза исследования, если родители будут знать психологические особенности формирования личности ребенка и будут точно знать свои функции, при этом активно участвовать в работе детского сада, только тогда вырастает свободная развивающаяся личность.