Что такое предметно-развивающая среда в ДОУ? Предметно-развивающая среда в доу Развивающие зоны в доу по фгос

Игровая и исследовательская деятельность - ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад - это второй дом малышей.

В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду - создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
  • формирование первоначальных научных представлений - математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
  • формирование и закрепление способности предметных действий - операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно - в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности - предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.

Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков - для девочек и для мальчиков.

Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность - для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

Направленность Название уголка Оснащение, материальная база Функционирование
Познавательно-исследовательская Уголок познавательно-исследовательской/опытно-экспериментальной деятельности Природные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки; картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований. Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании.
Уголок сенсорики Большие пластиковые ёмкости с водой и песком (при возможности, в т. ч. и с кинетическим); игровые наборы для действий с этими материалами; природные материалы и другие предметы для экспериментирования с водой и песком (пластиковые кубики, деревянные шарики, скорлупа орехов и т. д.). Игры-эксперименты детей младшего дошкольного возраста.
Уголок «Космос» Функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования. Проведение опытов-моделирований (частичное и полное солнечное затмение, вращение планет вокруг Солнца и своей оси, спутники планет).
Уголок будущего Функциональные модели (роботы, автоматизированная техника); фотоматериалы последних научных разработок; материалы для моделирования и конструирования. Знакомство с робототехникой, мастер-классы.
Игровая Уголки сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Железная дорога», «Кухня», «Дочки-матери», «Космос», «Гараж» Наборы предметов и костюмов для игры; список вариантов проведения игры. Самостоятельная игровая деятельность детей 4–7 лет.
Игровой уголок для девочек/для мальчиков Игрушки, костюмы для сюжетно-ролевых игр с учётом интересов девочек и мальчиков.
Куклы; игрушки из различных материалов (плюшевые, пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр. Для детей 1,5–3 лет: предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры.
Для детей 4–5 лет: сюжетно-ролевые и настольные игры по предложенным воспитателем правилам.
Для детей 6–7 лет: самостоятельные игры.
Речевой Уголок чтения, книжный/библиотечный уголок, уголок сказок Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Чебурашка, Мойдодыр, Карлсон и др.). Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений.
Логопедический уголок Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр. Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков, развитию фонематического слуха.
Двигательная Физкультурный/спортивный уголок Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр. Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения.
Художественная, творческая Художественно-эстетический уголок Репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок; сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами. Изучение наглядного материала и проведение эвристических бесед; создание поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация, пластилинография, оригами.
Уголок «Народные промыслы» Игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.); иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества; алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров. Изучение выставок предметов народных промыслов, создание поделок в народном стиле.
Театральный уголок, уголок ряжения Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок. Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия.
Музыкальный уголок Проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением); портреты композиторов; инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр. Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей и обсуждения испытанных эмоций.
Нравственное воспитание Уголок добрых дел Стенгазеты и плакаты о помощи ближнему, добром отношении к животным; книги по этой теме; лэпбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников. Проведение бесед с обсуждением личного опыта воспитанников, прочитанных рассказов, совместное оформление стенгазет.
Православный уголок, Пасхальный уголок, уголок Рождества Наглядный православный календарь; иллюстрированное издание Библии для детей; фигурки и картинки с изображением ангелов, церквей; декоративные пасхальные яйца; макеты «Рождественский вертеп», «Дары волхвов», «Вход Господень в Иерусалим». Чтение и обсуждение библейских историй в переложении для детей; подготовка к проведению праздничных досугов в группе (Рождество, Пасха, Медовый спас, Троица, Покров).
Уголок «Семья» Иллюстрации на семейную тематику; примеры оформления родового древа; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки. Беседы, направленные на формирование семейных ценностей; исследовательская и творческая деятельность по составлению истории рода.
Патриотическое воспитание Уголок родного города Фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб и гимн города; макет центральной улицы; детский рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица», «Праздник в нашем городе». Обсуждение важных событий в жизни города, подготовка к участию в праздновании Дня города.
Национальный уголок Выставка кукол в национальных костюмах, предметы утвари и промыслов; книги на национальном языке. Прослушивание и обсуждение национальных сказок, разучивание стихотворений и песен на родном языке.
Трудовое воспитание Уголок труда, уголок домоводства, уголок дежурных, уголок умывальника Плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки и важности труда; фартуки, косынки, нарукавники, перчатки (для уборки, дежурства в столовой и уголке природы). Беседы с педагогом о важности труда, правилах гигиены; подготовка к коллективному участию в генеральной уборке, посадке деревьев и цветов на территории ДОУ.
Развитие социальных компетенций Уголок профессий, уголок медика, уголок железнодорожника Книги о профессиях; фотографии людей за работой (возможности, родителей воспитанников); игровые тематические наборы «Доктор», «Полицейский», «Пожарный», «Строитель», «Повар» и др.; картотека дидактических игр на тему «Профессии». Эвристические беседы, выступление детей на тему «Кем работают мои родители».
Уголок транспорта, уголок ПДД Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры. Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов.
Создание положительной мотивации Уголок забытых вещей, уголок потеряшки Забавно оформленные контейнеры с потерянными вещами (игрушки, варежки, носки и т. д.). Сюда ребята приносят обнаруженные бесхозные вещи и заглядывают, если сами что-нибудь потеряли.
Уголок именинника Празднично украшенные поздравительный стенд с окошком для фотографии именинника. Поздравление именинника, исполнение песенок («Пусть бегут неуклюже», «С Днём рождения тебя»), проведение игры («Каравай-каравай», например), вручение подарка, пожелания.
Уголок питания Стенгазета о работе столовой в ДОУ; фотографии поваров детского сада; меню на неделю. Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи.
Уголок воспитателя Фотографии воспитателя за работой, с воспитанниками; грамоты за педагогические достижения. Обсуждение важности работы воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей.
Уголок достижений Стенд с дипломами и грамотами воспитанников, фотоматериалы с презентаций проектов, творческих и спортивных соревнованиях. Поздравление призёров конкурсов.
Уголки дополнительного образования Уголок первоклассника Рабочее место (парта и стульчики); школьные принадлежности: портфель, пенал с руками, карандашами, линейкой и др., готовальня, тетради, учебники для первого класса; распечатки с заданиями на определение звукового состава слова, написание печатных букв, сложение и вычитание в пределах 10; иллюстрации на тему «День знаний», «Первый класс», набор для игры в школу. Самостоятельная исследовательская деятельность, проведение упражнений по подготовке к обучению грамоте, проведение беседы о школе: первом учителе, уроках и каникулах, распорядке школьного дня, школьной форме.
Уголок английского языка Плакаты с буквами английского алфавита, иллюстрированными словами; проигрыватель и подборка аудиозаписей (песни, стихотворения, фоноупражнения на английском языке); картотека игр. Совместная с воспитателем деятельность по изучению букв, слов и построению диалогов на английском языке, разучивание песенок и стихотворений.
Шахматный уголок Коллекция шахматных наборов в различных стилях (деревянные, магнитные, картонные и др.); карточки с правилами передвижения фигур и их названиями; картотека шахматных задач для детей. Обучение первоначальным навыкам игры в шахматы; решение задач и самостоятельные игры ребят, которые имеют играть в шахматы (посещают кружок).
Коммуникация Уголок вежливости, уголок этикета, «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия) Игровые наборы для разыгрывания диалогов, плакаты-напоминания вежливых слов, картотека дидактических игр. Обучение правилам вежливого общения и этикета в игровой форме.

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;
  • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
  • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей - сказочных гномов

Оборудование уголка в детском саду

  • Столы и стулья в качестве рабочей зоны;

    В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

  • шкафы и стеллажи для хранения книг и материалов для занятий;

    Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

  • контейнеры, корзины и ящики для игрушек, спортивного инвентаря, инструментов для творчества, природного и бросового материала, фурнитуры;

    Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

  • папки для сборников игр, опытов, упражнений, сценариев;

    В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

  • навесные полки для поделок воспитанников и выставок;
  • мягкие игровые модули;

    Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

  • наборы мебели для уголков отдыха и уединения: шезлонги, матрасы, палатки, шатры.

    В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

Основные средства оформления уголка

  • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

    На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

  • вывески и эмблемы: это названия уголков, обозначения игровых условий, образцы специальной символики (олимпийской, научной);

    Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

  • надписи и ориентиры: помощь в самостоятельном поиске необходимых материалов, порядке выполнения действий;

    Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

  • стенгазеты и статьи: демонстрация актуальности деятельности в указанном направлении, придание значения детским занятиям;

    Примерные эскизы и макеты уголков: фотогалерея

    Эскиз оформления родительского уголка: ячейки для текущей информации, распорядка дня, демонстрации деятельности детей Эскиз оформления игрового уголка: ячейки для информации, место для детских рисунков и поделок Эскиз оформления творческого уголка: ячейки для информации, место для размещения детских работ Эскиз уголка с навесными полками, ячейками и натяжными нитями для закрепления детских работ Макет уголка для проведения игр «Кухня», «Стирка» Макет уголка для организации игровой деятельности, также подходит для познавательно-исследовательского и книжного уголков Макет уголка для дидактических игр с выдвижным столиком
    Макет книжного уголка Макет игровой зоны с мягкими модулями Макет палатки для оформления уголка уединения

    Работа в уголке детского сада

    В уголке детского сада воспитатель может провести занятие НОД по изучению окружающего мира, по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), речевое и интегрированное занятие. Следует помнить, что в структуре занятия с дошкольниками реализуется принцип частой смены видов деятельности, таким образом, во время занятия по исследовательской направленности, например, воспитанники выполнят задания в опытной лаборатории, сделают тематическую зарядку в физкультурном уголке, прослушают и обсудят стихотворение в мини-библиотеке и поиграют в центре воды и песка.

    Уголки используются педагогом в качестве площадок для организации тематических досугов и праздничных мероприятий внутри группы. Досуг, посвящённый творчеству Агнии Барто, проводится в книжном и игровом уголках, литературно-песенный вечер - в музыкальной зоне, викторина ко Дню космонавтики - в научно-исследовательском центре, досуг-беседа о праздновании Дня Победы - в уголке патриотического воспитания и т. д.

    Кроме того в уголках осуществляется самостоятельная детская активность в различных режимных моментах: во время утреннего приёма детей в садик, в перерывах между занятиями, после прогулки, после тихого часа во второй половине дня.

    Основные виды деятельности в уголках:

    • игры: дидактические, подвижные, предметные, сюжетно-ролевые;
    • практические исследования: опыты, эксперименты, моделирование;
    • продуктивное творчество: рисование, в т. ч. в нетрадиционных техниках, лепка и конструирование из различных материалов;
    • музыкальное творчество: игра на инструментах, хоровое пение;
    • театрализованная деятельность: постановки сказок и фрагментов литературных произведений;
    • коммуникативная деятельность: игры-инсценировки, участие в беседах;
    • самообслуживание и трудовая деятельность: выполнение поручений, обязанностей дежурных.

    Грамотно организованная предметно-пространственная среда создаёт у воспитанников положительную мотивацию к посещению детского сада: им уютно в помещении группы, они выбирают зоны деятельности по своим возможностям и интересам. Занятия в уголках позволяют успешно реализовать образовательные задачи: способствую развитию мыслительных и практических способностей, активизируют фантазию и самостоятельность. Играя и занимаясь в тематических центрах, дети накапливают информационный, коммуникативный, чувственный опыт.

Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок - оформление помещений, мебель, игрушки - оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники проводят в учреждениях образования. И нужно так организовать сферу пребывания ребёнка в детском саду, чтобы она способствовала физическому и психическому развитию маленького человека. Необходимо продумывать каждый элемент дизайна, рассматривая его с разных сторон: эстетической, обеспечение безопасности, удобства и полезности.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ

Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи - организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:

  • обучающие и развивающие занятия;
  • выполнение практических и творческих работ;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • основы трудовой деятельности;
  • занятия физической культурой;
  • уроки музыки и хореографии.

Администрация детского учреждения образования, педагоги и воспитатели должны создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:

  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • организация взаимодействия с педагогами;
  • общение со сверстниками;
  • отношение дошкольника к окружающему миру и к самому себе.

Предметная среда в группе должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Принципы построения предметно-развивающей среды

Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры - ведущей деятельности дошкольников - развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет - формированию предпосылок учебной деятельности.

Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.

Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:

  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.
  • Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
  • Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными.
  • В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  • Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
  • Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.
  • Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста.
  • Важной задачей является формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать с представителями противоположного пола. Следует организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками.

Созданная предметно-развивающая среда вызывает у воспитанников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его и узнавать новое

Среда, окружающая дошкольников в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья, а также способствовать развитию познавательных и творческих способностей воспитанников. При этом учитываются склонности, интересы и уровень активности каждого ребёнка.

При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:

  • общий дизайн помещения, эстетику оформления, наличие разнообразного оборудования для занятий различными видами деятельности;
  • организацию пространства жизнедеятельности детей (наличие лёгких перегородок, ширм, модулей, пуфов).
  • игрушки и материалы, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность воспитанников.

Виды уголков и центров в старшей группе

При планировании размещения оборудования и мебели в помещениях детского сада необходимо учесть гибкое деление пространства на отдельные зоны с целью обеспечения разного вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей группы можно выделить несколько областей.

Помещение группы в детском саду, как правило, небольшое, поэтому следует рационально использовать каждый метр пространства.

Спортивный уголок

Здесь находится спортивный инвентарь как фабричного производства (скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи), так и подготовленные воспитателями совместно с родителями (флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки). Необходимо предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки, развитию глазомера.

Спортивный уголок в группе, помимо стандартного оборудования, может содержать картотеку подвижных игр, загадки, карточки и наглядные пособия по видам спорта

Уголок продуктивной деятельности

Этот уголок должен иметь хорошее освещение. На стеллажах или в шкафах находятся инструменты для детского творчества:

  • бумага разнообразного вида,
  • стаканчики с карандашами и фломастерами,
  • краски,
  • разноцветные восковые мелки,
  • пластичный материал для лепки,
  • кусочки разных тканей для аппликаций,
  • всевозможные материалы для выполнения поделок,
  • разные ножницы,
  • дыроколы,
  • степлеры.

Важно, чтобы все материалы были ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети должны иметь возможность использовать любой материал в своём творчестве. Для старших дошкольников расстановку столов делают так, чтобы ребята могли при желании заниматься совместной работой. Здесь же должны находиться образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Обязательно нужно предусмотреть стенд для демонстрации выполненных работ воспитанников.

В уголке продуктивной деятельности ребята могут рисовать, лепить, делать аппликации

Центр сюжетно-ролевых игр

Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят.

Таблица: виды и назначение игрушек для старших дошкольников

Виды игрушек Назначение
Сюжетно-образные Они соответствуют образу живого существа (куклы, зайки, мишки) и участвуют в постановке игрового сюжета во время детских игр.
Технические Эти игрушки соответствуют техническим устройствам: всем видам транспорта, средствам связи и коммуникации.
Игрушки для забавы Смешные человечки, фигурки животных. Могут содержать какое-то неожиданное движение, сюрприз.
Маскарадные Используются детьми для вхождения в какой-то образ: хвост зайчика или лисицы, усы кота Базилио.
Музыкальные Необходимы для удовлетворения интереса детей к звукам.
Настольные Предназначены для развития детей.
Театральные Такие игрушки развивают речь, воображение, смекалку.
Строительные материалы и конструкторы Развитие внимательности, сообразительности, пространственного воображения.

Все игрушки размещаются таким образом, чтобы дошкольники могли свободно ими играть и убирать на место

Театральная зона

В старшей группе можно организовать разные виды театра:

  • пальчиковый,
  • настольный,
  • ладошковый,
  • театр на тарелках,
  • театр на ложках или на палочках,
  • театр варежек или перчаток,
  • театр на фланелеграфе,
  • театр шапочек,
  • теневой театр,
  • использование кукол Бибабо,
  • кукольный театр,
  • постановки сказок самими детьми.

Кроме кукол для постановок, в театральной зоне должны находиться 2 ширмы: маленькая и большая. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки.

Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников.

Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.

Театральная зона в старшей группе включает персонажей различных видов театра и разнообразные атрибуты

Музыкальный уголок

Для занятия музыкой иногда требуется уединение, сосредоточенность. Желательно, чтобы была возможность при необходимости изолировать эту часть группы лёгкой ширмой. Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность.

Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещаются аудио- и видеосредства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, телевизор, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), разместить портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.

В музыкальном уголке старшие дошкольники с удовольствием играют на инструментах и поют песенки

Зона речевого развития

Эта зона должна иметь подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса, мнемотаблицы. Дидактический материал может быть как фабричного производства, так и подготовленный воспитателем. Для отработки правильного произношения приобретаются альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками. Для индивидуальных занятий детей по артикуляции должны быть зеркала. В старшей группе в этой зоне располагается магнитная доска с азбукой.

Старшие дошкольники уже знают буквы и учатся писать слова на доске

Книжный уголок

Книжный уголок часто совмещается с зоной речевого развития. В нём одновременно размещают 10–12 книг, имеющих следующую тематику:

  • сказки,
  • стихи и рассказы на патриотическую тему,
  • рассказы о животных и растениях,
  • книги, изучаемые на занятиях,
  • юмористические книги,
  • книги, которые дети приносят из дома.

Книги должны иметь много иллюстраций, быть красочно оформленными, можно использовать книжки-игрушки. В среднем срок пребывания книги в уголке - 2 недели, но он может корректироваться в зависимости от интереса детей. Здесь же располагаются альбомы для рассматривания, детские журналы, портреты писателей. Можно организовать небольшую библиотеку из книжек-малышек. Для детей старшей группы можно оформлять выставки, рассказывающие о творчестве отдельного писателя, какого-то определённого жанра (сказка, юмористический рассказ, стихи) или даже одной книге.

Оформление книжного уголка в старшей группе должно быть ярким и привлекательным, чтобы стимулировать интерес дошкольников к чтению

Уголок патриотического воспитания может совмещаться с книжным уголком. Патриотическое воспитание в детском саду направлено на формирование любви к своей Родине, родному краю, семье. Пример оформления такого уголка представлен в статье Шаровой Е. В. «Патриотическое воспитание в ДОУ» .

Патриотический уголок знакомит детей с символикой нашей страны, родного города, села, народными промыслами

Математический уголок

В этом уголке располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики. Он может содержать:

  • коврограф «Ларчик» по Воскобовичу,
  • логические блоки Дьенеша,
  • наборы цветных счётных палочек Кюизенера,
  • кубики Никитина,
  • различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта.

В настоящее время есть выбор рабочих тетрадей на печатной основе, много развивающих пособий для дошкольников. Можно использовать материалы, сделанные своими руками.

В уголке математики располагаются различные пособия и игры по развитию навыков счёта у дошкольников

Центр экспериментальной деятельности

В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность.

Фотогалерея: оснащение центра экспериментирования

Оснащение центра экспериментирования должно быть разнообразным, но главное - безопасным Все опыты дошкольники проводят под строгим контролем педагога Подготовленные инструменты всегда должны быть чистыми В центре экспериментирования у дошкольников развиваются первичные естественно-научные представления

Зона конструирования

В этой зоне представлено большое количество разнообразных конструкторов. Дошкольники могут самостоятельно создавать различные постройки согласно своим схемам и идеям. Эту зону можно совместить с уголком для изучения правил дорожного движения, для оформления которой необходимы макеты домов и улиц, светофоры, знаки дорожного движения. Для сюжетно-ролевых игр по правилам ПДД удобно, если разметка пешеходного перехода есть на специальном коврике или покрытии пола.

Зону конструирования можно совместить с уголком изучения правил дорожного движения

Уголок природы

Организация этой зоны предназначена для экологического воспитания дошкольников. Такой уголок пробуждает интерес детей к живой природе и её обитателям. Ежедневное наблюдение за растениями и животными, участие в уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к живым существам, создаёт более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников. Какие растения и животные рекомендуется размещать в уголке живой природы и какие условия необходимо соблюдать, рассказывается в статье Володкович Галины «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» .

В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями, что воспитывает бережное отношение к природе

Зона организации трудовой деятельности

Дети старшей группы имеют трудовые обязанности. Они сами себя обслуживают: одевание, раздевание, готовят рабочее место для занятий, помогают в столовой, могут выполнять какие-то поручения воспитателя. Кроме этого, организуется дежурство в группе. Дежурство не только формирует навыки практической работы, но и воспитывает ответственность, умение работать в команде и приучает детей к самостоятельности. Можно организовать дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными, по организации занятий. В уголке по организации трудовой деятельности должен размещаться экран дежурств, защитная одежда (фартуки, нарукавники, платочки), приспособления для выполнения обязанностей дежурного (ёмкости для полива растений, губки для уборки).

В уголке трудовой деятельности размещают экран дежурств, защитную одежду и приспособления для выполнения обязанностей дежурного

При изменении рабочей обстановки в группе старших дошкольников необходимо привлекать к участию в преобразовании среды. С помощью ширм или экранов дети по своему плану могут менять пространственную организацию помещения, выделяя ту зону, в которой будет проходить занятие.

Примеры оформления развивающей среды в старшей группе

Создание предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС, - важная часть организации образовательно-воспитательного процесса в детском учреждении. В качестве примера решения этой задачи представлено три видеоролика. Интересные идеи педагоги могут реализовать в своей деятельности.

Видео: развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО

Видео: предметно-развивающая среда в старшей группе

Видео: преобразование развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Созданию предметно-пространственной среды в детском саду уделяется большое внимание. И в этом нет ничего удивительного: и для педагогов, и для детей он становится вторым домом, ведь в нём они проводят много времени. Свой дом всегда хочется сделать красивым, уютным, удобным для всех, а для малышей организовать всё так, чтобы они были здоровыми, умными и воспитанными, любили своих близких, берегли природу.

Развивающая среда

МДОУ имеет необходимые условия, отвечающие санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Здание имеет центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, оборудованные групповые комнаты. В здании ДОУ располагаются игровые и спальные комнаты, музыкальный зал. На территории ДОУ находятся участки для организации прогулки с детьми, с верандами и малыми формами, оборудована небольшая физкультурная площадка. Организация предметно-развивающей среды создает возможность для осуществления постоянного пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного процесса. В организованной педагогами среде дети могут не только отыскивать, но и конструировать предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности. Среда провоцирует детей на проявление самостоятельности и свободной активности.

В построении развивающей среды в ДОУ коллектив руководствуется принципами В.А. Петровского (1993 г), методическим пособием «Развивающая предметная среда» под редакцией С.П. Новоселовой (1995 г.), программой «От рождения до школы».

Общие принципы построения развивающей среды в ДОУ направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания среды групп:

  • организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры и игр с двигательной активностью. Это позволяет детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
  • создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр дошкольников, чтобы каждый ребенок мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
  • обеспечение условий изолированности («Вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, среда, окружающая ребенка в группе детского сада безопасна для его жизни и здоровья;
  • использование функциональных помещений группы - спальни и раздевалки для организации игровой среды при обеспечении постоянного визуального контакта с детьми;
  • своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей;
  • проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству: их недостаточное количество и неадекватное уровню развития детской игры качество ограничивает развитие ребенка и дезориентирует его игровою деятельность;
  • обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды: расположения игр, игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка;
  • учет половых различий детей, т.е. учет в равной степени интересов, как девочек, так и мальчиков.

Функции предметно-развивающей среды в ДОУ:

Группа раннего возраста

  • познавательная - вводит ребенка в мир знакомых предметов и малознакомых предметов, звуков, явлений, действий и отношений;
  • оздоровительная - обуславливает развитие двигательной активности малыша, соответствует оздоровлению.

Младшая группа

  • познавательная - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
  • коммуникативная - стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
  • оздоровительная - стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
  • творческая - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

Старшие группы

  • культурно-коммуникативная - обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт;
  • духовно-эмоциональная - подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей;
  • спортивно-оздоровительная - приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения своего здоровья;
  • практически-действенная - обогащает практический опыт, дает возможность действовать;
  • опытно-экспериментальная - стимулирует исследовательскую деятельность;
  • художественно-преобразующая - способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению;
  • интеллектуально-познавательная - создает условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения.

В группах детского сада созданы уголки - микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры

Расположен в группах на коврах, занимает большую часть групповых комнат. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» - мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и тд.

Цент физической культуры

В тележках собран физкультурный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр), что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.

Центр изобразительного искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков. На стене на уровне глаз ребенка вывешена небольшая «полочка красоты». Под ней оборудован стол со стульями -место для встреч с прекрасным.

Музыкальный центр

Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.

Театральный центр

Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.

Центр развития сенсорики

Это центр в большей степени предназначен для малышей - в нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости - гладкости их поверхности, о звуках - их высоте, громкости и т.д. Имеются материалы для развития мелкой моторики.

Книжный Центр

В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.

Центр природы

Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группах имеются растения, птицы, рыбы, черепаха. На территории ДОУ имеется огород, цветники. Оборудованы зоны элементарной опытнической деятельности, центр воды и песка.

Учебный уголок

Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.

Также в группах имеется неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки, который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.

В детском саду созданы условия для нормального психосоциального развития детей :

  • спокойная и доброжелательная обстановка;
  • внимание к эмоциональным потребностям детей;
  • организация игр и бесед с детьми;
  • предоставление самостоятельности и независимости каждому ребенку;
  • предоставление возможности каждому ребенку самому выбирать себе
    партнеров для общения;
  • созданы условия для развития и обучения.
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра . Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Творческая активность, накопленная ребенком в играх, ориентирует его впоследствии на проявление инициативы в общественно-полезной и учебной деятельности, обеспечивает комфортный переход от одного возрастного периода к другому. Способствует развитию мышления, кругозора, ловкости и силы, формирует необходимые умения и полезные привычки. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Развивающая среда должна быть доступна:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
3. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
4. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
5. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение.

Создавая предметно – пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу:
Возраст дошкольников;
Уровень их развития;
Склонности, способности, интересы;
Гендерный состав;
Личностные особенности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Традиционно в каждой группе предусмотрено отдельное помещение для спальни, а общее групповое помещение делится на зону для занятий и игровую. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы
Рабочий сектор:
Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон


Прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды группового помещения и составление списков, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитарные области и пополняя их с учетом возраста и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой).

Особенности построения предметно-развивающей среды в группе


В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.
Физкультурный уголок - должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться. В уголке находятся: атрибуты для подвижных и малоподвижных игр; бросовый материал; нестандартное спортивное оборудование; картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей, малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей, физкультминуток в соответствии с возрастом детей, бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей, считалок; иллюстрированный материал по летним и зимним видам спорта; символика и материалы по истории Олимпийского движения; сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны; дидактические игры о спорте.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется исследовательский центр , где размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, карандаши, трафареты, фломастеры, раскраски, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Наше творчество".
Строительный центр , хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен.
Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье". Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Центр «Познание» . Здесь находятся разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», счётные палочки и схемы к ним и т.д. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи; на звукоподражание: «Звуковой куб», «Позови громко», «Эхо»; на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка»; на развитие фонематического слуха и звукопроизношения: «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж»; на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке»; на развитие связной речи: «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа». Картотека артикуляционных игр и упражнений.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия - уголок уединения , который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.
Литературный центр или центр книги, где находится художественная литература соответственно возрасту и тематике.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музеи или центры краеведения . Он представляет собой комнату, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (прялкой, кухонной утварью, рушниками, утюгом и т. д.).
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.
Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Показатели оценки развивающей среды:


- Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
- Отсутствие конфликтов среди детей;
- Наличие продуктов детской деятельности;
- Динамика развития ребенка;
- Невысокий уровень шума.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.

Характеристика группы:
В мою группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 5лет 6 мес. до 6 лет 3 мес. В группе 15 девочек и 8 мальчиков, в основном (80%) это дети служащих, рабочих - 20%. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (13%), есть дети (57%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (30%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ №43 Колпинского района, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.
Основная группа: 22 ребенка - 2 группа здоровья, 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.



Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.



Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.


Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.


Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.




Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.



Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».