Нынешние подростки. По тексту Маслова Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века (ЕГЭ по русскому). Плюсы и минусы медленного развития

В жизни каждый из нас стремится добиться определенных целей, удовлетворить все возрастающие потребности. Среди огромного многообразия желаний необходимо выбрать самые значимые и необходимые.

Какие ценностные ориентиры встают перед современной молодежью? Именно над этой проблемой задумывается И. Маслов в предложенном тексте.

Он приходит к выводу о том, что современная молодежь “жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать”, а люди застоя ожидали того, что государство даст им все необходимое. Публицист обеспокоен тем, что нынешние подростки не способны делать что-либо просто так, но хотят “все иметь, все успеть”.

Позиция И. Маслова по данному вопросу выражена вполне четко. Он считает, что на первом месте у молодежи – хорошая работа, карьера и образование. Ведь все это помогает реализоваться человеку как специалисту и, соответственно, хорошо зарабатывать в будущем.

поколения является желание к самореализации. Многие хотят быть самостоятельными и независимыми от других, и в этом им помогает стабильная работа, полученное образование и индивидуальные качества.

Проблему выбора жизненных ориентиров затрагивали многие писатели, в частности И. С. Тургенев. В его произведении “Отцы и дети” Евгений Базаров как представитель юного поколения стремится стать настоящим специалистом в области медицины, пропагандирует отрицание всех ценностей и устоев, формировавшихся долгое время в обществе. Но, выбрав такой путь, герой сталкивается с мощным сопротивлением со стороны представителей “старого мира”. Более того, Базаров впоследствии осознает свое отступление от нигилизма, обрекая на крах данную теорию.

Далеко не все молодые люди задавались вопросами об определении жизненных ориентиров. Таким из них является главный персонаж романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. У Григория Печорина не было цели в жизни. Каждый прожитый день был бессмысленным и пустым. Как итог, герой произведения становится одиноким, никому не нужным человеком.

Таким образом, выбор ценностных ориентиров играет большую роль в жизни каждого человека. Ведь от того, к чему он будет стремиться, зависит его существование в обществе.


Другие работы по этой теме:

  1. Почему современные подростки стремятся скорее вырасти, хотят учиться, делать карьеру и для этого много работать? Об этом я узнал, прочитав текст И. Маслова. Среди множества...
  2. Стали ли современные подростки хуже, чем их сверстники эпохи застоя – вот проблема, над которой рассуждает Илья Александрович Маслов. Автор уверен, что в чем-то юноши...
  3. Безграничной считается материнская любовь к своему ребенку. Мать одаривает его нежностью, добротой, лаской. Она всегда способна понять его, поддержать в сложную минуту, и никогда не...
  4. У разностороннего человека много жизненных ценностей: нравственные, культурные, общественно-политические, материальные. Все они важны для жизни, но самые главные – моральные ценности, основой которых является семья....
  5. Массовая литература сейчас, по мнению социологов, занимает более 90 процентов всего литературного потока. Она апеллирует к стереотипам сознания и каноническим жанрам развлекательной литературы. Писатели...
  6. Горький принимал активное участие в различных общественных акциях протеста. Так, в январе 1901 года он присоединил свой голос к протестовавшим против решения правительства отдать в...
  7. Роман Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” я прочла до того, как мы стали работать над ним в классе, под руководством учителя. Хорошо помню, какое...

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,- первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (Ю)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются. (12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране. (16)У современной молодёжи немало и положительных ориентации. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство. (18)Тенденция к самореализации - знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все. (21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них - хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать. (26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие. (По И. Маслову) Маслов Илья Александрович (1935-2008) - поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.

Показать текст целиком

Проблема определения жизненных приоритетов всегда оставалась и остается в центре внимания. Наверное, она волнует каждого, поэтому текст И. А. Маслова также посвящен ей.

Что же влияет на определение жизненных приоритетов у подростков? Автор, пишущий о поколении начала девяностых годов двадцатого века, даёт ответ на этот вопрос: «Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица». Немаловажную роль в данном вопросе играет и воспитание: по мнению российских психологов, «большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление». Публицист уверен, что современная молодёжь ставит для себя на первое место самореализацию, карьеру, хорошую работу, образование, а также возможность «свободно распоряжаться деньгами», в то время как женитьба или замужество отходят на второй план.

Позиция автора по данной проблеме довольно ясна. И. А. Маслов уверен, что «не всё так плохо». Публицист говорит о том, что «повышенное внимание» к определенному стилю жизни, желание «быть как все» было и будет всегда. Сейчас молодежью руководит желание работать и зарабатывать, потому что они видят пример взрослых, которые «нацелены на потребление», потому что они не хотят быть хуже своих друзей и знакомых, потому что по телевизору видят сотни примеров успешных людей, которые берут от жизни всё. Вот почему автор считает подростковую жажду к самореализации естественной.

(1) Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,- первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2) У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3) Всё взять, всё иметь, всё успеть.

Сочинение

Очень часто люди, имеющие за своими плечами немалый жизненный опыт, сравнивают между собой разные поколения, выделяя положительные и отрицательные стороны и одних, и других, однако такой анализ не всегда приемлем и справедлив, а зачастую и вовсе притянут за ушли. Лучше или хуже современные подростки своих предшественников? Над этим вопросом предлагает нам задуматься И.А. Маслов.

Прозаик, обращаясь к проблеме, концентрирует наше внимание на отличительных чертах характера и мировоззренческой позиции нынешних подростков, выросших в «обществе потребления». Ключевыми в судьбе описываемого поколения становятся такие понятия как «деньги», «выгода», «преждевременное взросление», а основной целью таких подростков автор выделяет «тенденцию к самореализации» и потребность «брать от жизни все», что является принципиально новым мировоззренческим феноменом, если проводить параллель с другими поколениями. И. А. Маслов обращает внимание читателя и на то, что взращенная в «обществе потребления» молодежь к тому же стала продуктом не совсем благополучной среды: времени, когда и без того тяжкий для человека подростковый кризис совпал с «кризисом ценностных ориентаций в стране», что, конечно же, не могло не наложить свой отпечаток на судьбу поколения. Также писатель подводит нас к мысли о том, что у тех, кто родился в начале 90-х, помимо всего прочего, имеется масса плюсов, среди которых и трезвый подход к выбору карьеры, и разительная активность, продуктивность и работоспособность, которыми, например, не могло похвастаться предыдущее поколение подростков. Однако оба этих факта ни в коем случае не могут являться ни оправданием, ни обвинением.

На долю каждого поколения выпадают свои беды и свои радости, свои плюсы и минусы, и сравнивать совершенно разные по своей сути группы людей по меньшей мере несправедливо и необъективно. И.А. Маслов считает, что нынешние подростки, несмотря на их разительное отличие от предыдущего поколения, несмотря на принципиально новый взгляд на жизнь, имеют всё то же «повышенное внимание … к определенным товарам, стилю жизни», все те же проблемы и потребности, просто поданные в ином ключе. Публицист подчеркивает: «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, каким бы «испорченным» по мнению большинства не было поколение, какие бы новые качества оно не приобретало, оно никогда не будет «лучше» или «хуже» своих предшественников – оно будет новым, просто «другим». Предполагать, что из поколения в поколения люди будут мыслить и чувствовать одинаково, учитывая при том тот же научно-технический прогресс, было бы странно и глупо. И, как нельзя сравнивать некогда популярные балы с сегодняшними дискотеками и массовыми празднованиями, так и нельзя сравнивать одно поколение с другим – это совершенно два разных явления.

И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» также пытается проводить параллель между двумя поколениями, выделяя положительные и отрицательные стороны и «отцов», и «детей». Так, автор обращает наше внимание на блеск и аристократичность образа Кирсанова, и на лохмотья Базарова; на стойкость, работоспособность, приближенность к народу и резвость ума Евгения, и на перманентную апатичность и неуместный консерватизм Павла Петровича. Однако писатель не подводит никакого вывода и лишь выкладывает перед нами всю карту событий, показывая тем самым, что каждое поколение по-своему оригинально, и сравнивать одно с другим не имеет никакого смысла.

Подобную проблему поднимает в своей пьесе «Вишневый сад» и А.П. Чехов, сравнивая при этом сразу 3 поколения: прошлое, настоящее и будущее. Подобно И.С. Тургеневу, «человек без селезенки» характеризует все три группы с положительной и с отрицательной стороны, при этом делая акцент на том, что все они в одинаковой степени «бесполезны» для общества. Раневская и Гаев до ужаса несамостоятельны и аморфны, а потому не могут сохранить даже то, что перешло им по наследству. Лопахин, будучи умелым дельцом, мыслит совершенно по-новому и предстает перед нами работящим предпринимателем, однако сама покупка дома с вишневым садом является показателем того, что этот герой не особо считается с духовными ценностями предыдущих поколений, что не может не разочаровывать. И, наконец, «вечный студент», Петя Трофимов, сам по себе является глубокомысящим персонажем, однако лишь на мыслях и рассуждениях и заканчивается вся его деятельность, что, к сожалению, не может привести ни к какому прогрессу. А.П. Чехов не выводит из своей пьесы никакого вывода и предоставляет читателю сделать это самостоятельно, однако из самого произведения становится понятно, что каждое поколение самобытно, и сравнивать одно с другим является действием неуместным и неправильным.

В заключение хотелось бы сказать о том, что, к сожалению, очень часто с фразы «а в наше время…» начинаются самые острые и самые необъективные споры. Старшее поколение очень часто любит критиковать младшее, а вторые, в свою очередь, редко делают поправки на тяжелую судьбу первых и оценивают их с точки зрения собственного опыта. И то, и другое, как мне кажется, является заведомо неверной точной зрения, с которой важно и нужно бороться.

Каждое новое поколение родителей сетует на то, подростки «уже не те, что прежде». Кажется, в XXI веке это утверждение может быть как никогда актуальным. По статистике, все меньше школьников употребляют алкоголь, занимаются сексом и стремятся пойти работать на полставки. Это выяснилось благодаря опубликованному не так давно анализу семи крупных научных исследований. Современные тенденции таковы, что подростки превращаются в убежденных домоседов. Они с меньшей охотой занимаются спортом, не любят гулять по вечерам без сопровождения и реже назначают свидания. Но еще каких-то 20 лет назад все было иначе.

Добродетельность или лень?

С одной стороны, в отсутствии влияния улиц с ранними половыми контактами и экспериментами с запрещенными веществами нет ничего плохого. Если не вдаваться в проблему глубоко, можно подумать, что современное поколение подростков стало более добродетельным. Так ли это на самом деле?

Журналист Джесс Уильямс считает, что молодые люди перестали заниматься как плохими, так и хорошими делами. И это указывает, в первую очередь, на лень. Это хорошо, когда девочки-подростки не беременеют так часто, как раньше. Нет ничего плохого в том, что снижается количество случаев подростковой преступности. Но как вы объясните тот факт, что дети не хотят работать и не спешат сесть за руль автомобиля, как их предшественники 20 лет назад? Как видим, речь не идет о повышенном уровне ответствености.

Тенденции не сдают позиций

Социологи заметили, что эти тенденции не сдают своих позиций даже после 2011 года, когда мировой экономический кризис пошел на убыль. А это значит, рецессия в экономике не может быть связана с изменением в поведении подростков. Для сравнения: в 90-х годах ХХ века среди старших школьников в развитых странах была популярна подработка в вечерние часы. Это давало подросткам больше материальной независимости. Не забывали дети и о домашних обязанностях: средний подросток сегодня тратит меньше времени на домашнюю работу, чем 20 лет назад. Чтобы выяснить, в чем причина добровольного затворничества, необходимо шире взглянуть на условия жизни современных детей.

Другая культура

Все критерии, по которым оценивались подростки, имеют один общий аспект. И тяга к алкоголю, и вождение автомобиля, и желание заработать денег, и сексуальные контакты ассоциируются с обязанностями и удовольствиями взрослой жизни. Подростковый возраст — это переходный период между детством и зрелостью. У современных молодых людей первый этап становления личности слишком затянулся. Эксперты, проводившие детальный анализ семи крупных научных исследований, отвергают обе причины, указанные нами ранее: и добродетельность, на которой настаивает социолог Дэвид Финкельхор, и лень. Вероятно, нынешним подросткам требуется больше времени, чтобы повзрослеть как ментально, так и физически.

Медленная стратегия жизни

Полезно взглянуть на проблему сквозь призму теории истории жизни на Земле. Согласно этой модели, «медленное» и «быстрое» развитие девочек и мальчиков зависит от культурных традиций региона проживания. Медленная стратегия жизни более распространена там, где семьи имеют меньшее количество детей и больше времени проводят вместе. Это хорошо подходит под описание культуры современных развитых стран, когда средняя семья имеет двоих детей. Современные школьники готовятся к поступлению в вуз с начального звена, также они имеют плотную внеклассную занятость в кружках и секциях.

Быстрая стратегия жизни

Другая стратегия характерна для многодетных семей, где родители часто поручают старшим детям присматривать за младшими. Так, в развитых странах в середине ХХ века средняя мать имела четверых детей. В результате подростки и малыши, взаимодействуя друг с другом, учились жизни без помощи родителей, которые, в свою очередь, были сосредоточены на повседневных задачах выживания. В послевоенные годы дети были предоставлены улице. Никто не беспокоился о том, чтобы с пятилетнего возраста малыши получали уроки музыки. Но по прошествии нескольких десятилетий все изменилось.

Какая стратегия может считаться лучшей?

Согласно теории истории жизни, и медленная, и быстрая стратегия взросления адаптированы к конкретной среде, поэтому не могут соревноваться друг с другом за право называться лучшей. Каждая из них не является ни хорошей, ни плохой, поэтому и поступки подростков не могут делиться на хорошие и плохие (зрелые или незрелые). Нельзя утверждать, что современное поколение ленивое или незрелое.
Оно существует в условиях медленного развития. Это характерно не только для школы, но и для всего, что молодые люди делают в будущем. Например, им понадобится больше времени, чтобы освоиться в профессии, и больше времени, чтобы построить семью и завести детей. Исходя из всех перечисленных выше условий, можно резюмировать, что переход современных детей от этапа младенчества к зрелости значительно затянулся.

Плюсы и минусы медленного развития

Как и в любой адаптации, в медленной стратегии взросления существуют свои нюансы. Нет сомнений, что процентное снижение числа случаев подростковой беременности, равно как и снижение уровня преступности среди детей, являются позитивными моментами. Но что будет с детьми, когда они отправятся учиться в вузы и окажутся в среде сверстников, без контроля со стороны взрослых? По правовым нормам, родители не несут ответственности за поступки детей, достигших 18-летнего возраста. Однако ментально к этой поре современные подростки не готовы к взрослой жизни.

Стоит молодым людям оказаться в неблагополучной или неконтролируемой среде, например в общежитии колледжа, и они с лихвой наверстывают «упущенное». Одно из научных исследований обнаружило, что молодые люди, которые к 21 году резко пристрастились к спиртному, больше подвержены возникновению алкогольной зависимости в сравнении с теми, кто привыкал к выпивке постепенно. Как оказалось, подростки, которые не пробовали алкоголь в школе, имеют все шансы пуститься во все тяжкие.

То же самое может быть характерно и для молодых людей, которые не работают или не водят автомобиль. Да, у них меньше шансов попасть в аварию, но они все еще зависят от решения других людей, а это значит, плохо развивают самостоятельность.

Например, многие кураторы в колледжах жалуются на то, что студенты ничего не могут сделать без вызова родителей. Эта тенденция ставит под сомнение профессиональную пригодность молодых сотрудников фирм, которые не могут обойтись без наставника. Кажется, пришло время вытолкнуть подростков из зоны комфорта, в противном случае они будут жить с родителями вечно.

Вопрос определения жизненных приоритетов остается актуальным по нынешний день. Эта тема волнует любого обладающего мышлением человека. Текст И.А.Маслова доказывает, что и он не остался равнодушен к данной проблеме.

Что же оказывает влияние на формирование приоритетов в подростковом возрасте? Говоря о поколении 90-х годов минувшего столетия, автор утверждает: «Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица». Немаловажное место занимает и родительское воспитание. Позиция публициста предельно ясна – «повышенное внимание» к модным жизненным тенденциям, желание соответствовать определенному стилю и «быть как все» были всегда, поэтому «не все так плохо».

Молодежь руководствуется естественным желанием зарабатывать, поскольку видит пример взрослых, «нацеленных на потребление».

Парни и девушки не хотят выглядеть хуже друзей и сверстников, ведь телевидение ежедневно демонстрирует примеры успешности людей, берущих от жизни максимум благ. Именно поэтому Маслов считает естественным стремление подростков к самореализации.

Полностью разделяю убеждение автора, причем названные им приоритеты характерны и сегодня. Большинство нынешних подростков ставят целью поиск престижной работы, которая обеспечит достойное существование. Согласна, что на выбор приоритетов влияет целый ряд факторов, но мне кажется, что пример родителей особенно действенен.

Подтверждением моей позиции служит роман И.А.Гончарова. В главе «Сон Обломова» он показывает детство Илюши, которого балуют и ничего не заставляют делать. Ленивые домочадцы сами живут в полусне, подавая наглядный пример ребенку. Даже «об обеде» взрослые размышляют «всем домом», по нескольку дней не вскрывают писем, чтобы не тревожить привычный образ жизни, а любимое занятие хозяина – давить мух на окне. В итоге Обломов стал копией родителей и проводил большую часть жизни на диване.

Публицист Маслов показывает, что определенные жизненные приоритеты дети заимствуют у родителей, товарищей, из средств массовой информации и модных тенденций. Со временем цели меняются, но фундамент под них закладывается уже сегодня.

Обновлено: 2017-02-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • По тексту Маслова Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,- первое поколение, выросшее в «обществе потребления»