Какая деталь матросского костюма появилась благодаря парикам с косичками? На гюйсе три полоски — как появился гюйс Как появился гюйс

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Какая деталь матросского костюма появилась благодаря парикам с косичками?

  • воротник-гюйс
  • тельняшка
  • помпон на шапочке
  • ленты бескозырки

Правильный ответ А. ВОРОТНИК-ГЮЙС

Форменный воротник (Гюйс): большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. раньше морякам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.
Распространенная версия о том, что три белые полосы на воротнике знаменуют три победы русского флота (Гангут, Чесма, Синоп), явно ошибочна хотя бы потому, что Синопская победа была одержана в 1853 году (через три года после введения воротника). Вначале их носили только гребцы,чтоб определить принадлежность к дивизии. А история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота и перешли в современность.

Существует две версии возникновения матросского воротника. По одной из них морякам полагалось носить парики, а кончики косичек смазывать дёгтем. Естественно, косички касотоались одежды и пачкали её. За неопрятный вид матросов наказывали, поэтому-то они и придумали некое подобие воротника из лоскута кожи, который надевали поверх матросской рубахи.

По другой версии матросский воротник трансформировался из обычного капюшона, который защищал матросов от морских брызг в ветряную погоду.

Отличительные особенности



фото: pixabay

Матросский воротник - разновидность отложного, плосколежащего воротника. Чаще всего бывает съёмным.

Классический форменный воротник шьют из хлопка тёмно синего цвета. Причём и внешнюю и подкладочную детали воротника выкраивают из одинаковой ткани.

С внешней стороны по краям воротника располагаются три белые полосы. Как правило, эти полосы наносят на ткань печатно-набивным способом.


фото: pixabay

На концах воротника выполнены петли, чтобы воротник можно было легко пристегнуть к униформе моряка.

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ РФ.

На флотском жаргоне матросский воротник называют «гюйсом». На самом деле, гюйс - это флаг особой расцветки, который поднимают на носу военных кораблей во время стоянки.

В портовых городах есть примета, если прикоснуться к матросскому воротнику, то это принесёт удачу.


фото: pixabay

Матросский воротник и сегодня часто встречается в обычной одежде, как часть образа в морском стиле. В данном случае допустимы отступления и по цветовой гамме как основной, так и подкладочной ткани, и по количеству полос или полному их отсутствию, и по наличию декоративный отделки, которой украшен воротник (вышивка, аппликация, пришивные элементы). Например, как платье из майской Burda.

В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и обмазанных дегтем косичек из конского волоса. Косички пачкали одежду, поэтому матросы подвешивали под косичку кожаный лоскут. Со временем, кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Есть и другая версия происхождения матросского воротника. Для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который превратился в матросский воротник.

В приморских городах распространено поверие, что прикосновение к матросскому воротнику – приносит удачу.

Почему же именно воротничок стал самым «счастливым» предметом из всей моряцкой одежды? Когда-то моряки находились в плавании несколько месяцев или даже лет подряд. Родные и близкие изо всех сил надеялись на скорую встречу и на то, что их член семьи приедет в добром здравии. При возвращение из плавания самые суеверные члены семьи старались дотронуться до моряка, чтобы проверить, не видение или призрак ли это. Постепенно родилось поверие, что если дотронуться до воротничка матроса, то это принесет удачу.

Возможно, такое суеверие появилось из-за того, что матросский воротничок раньше мазался дегтем. А деготь издревле считался средством приносящим удачу, отгоняющим нечистую силу. Поэтому, дотронуться до воротничка стало двойной удачей!

В современном мире можно найти отголосок этого старого морского обычая. Уже пару столетий самой модной одеждой у детей, считается морской костюмчик с обязательным голубым воротником. А в Японии такое платье — «сэйлор-фуку» стало обязательным для всех школьниц. Матросский костюм стал трендом моды и у взрослых, он олицетворяет юность, свежесть, отдых, романтизм. Приятно увидеть девушку в такой матроске и тем более по старому поверию — на счастье! — погладить ее по морскому воротничку…

Историки моды сообщают, что впервые матросский костюм в русский быт ввела французская художница Э. Виже-Лебрен, когда написала портрет сына короля Людовика XVI в матросском костюме.

Действительно, с 1795 по 1801 г. художница жила в России, и была принята русским обществом как знаток и ценитель моды. Утверждают, что за шесть лет пребывания при русском дворе она так повлияла на манеру знати одевать своих детей, что к первой четверти XIX века юные дворяне уже щеголяли в матроске. Этот костюм, по мнению некоторых исследователей, был придуман самой художницей. Известно, что Э. Виже-Лебрен не только делала эскизы костюмов, но и сама кроила одежду.
Возможно так оно и было, мне ничего не известно о документах, подтверждающих этот факт, вот только, когда говорят о портрете юного Луи 17, то почему-то ссылаются на эту картину:

Хотя на самом деле принадлежит она кисти Франца Ксавье Винтерхальтера. И изображен на ней принц Уэльский Альберт-Эдвард в 1846 году в возрасте 5 лет, старший сын королевы Виктории и Альберта Кобург-Готтского.
А вот именно с него и началось победоносное шествие этого костюма после того, как его мать, английская королева Виктория, нарядила сына в матроску, чтобы подчеркнуть связь монархии с военно-морским флотом.
Кроме того, в то время все мальчики из дворянских семей с самого рождения были приписаны к тому или иному полку либо кораблю, где впоследствии проходили военную службу. Так что во время официальных торжественных мероприятий их одевали в форму соответствующего полка или корабля.






Вскоре, к 1860-м годам, эта английская мода стала массовой.
Надо сказать, что маленькие дети в этой форме выглядели очень мило, поэтому через некоторое время в матросские костюмы стали наряжать всех детей, причём не только по торжественным случаям.
Первоначально матросский костюм был целиком белый, но во второй половине XIX в. под матроской стали понимать белую блузку и темные брюки или юбку. Позже этот костюм стал более разнообразным. Главное в нем – «матросская тема»: сочетание синего и белого цветов, отделка полосками и якорями.
На старых фотографиях часто можно видеть изображение детей одетых в матроску.



Как правило, костюм состоял из матроски – блузы с квадратным воротником – и брюк либо юбки (для девочек). Под воротником нередко завязывали галстук или бант. Галстук мог быть и пришивным. К костюму надевали широкополую соломенную шляпу, бескозырку или берет с помпоном.







Блуза могла быть без застёжки, в этом случае она надевалась через голову, могла застёгиваться на пуговицы, которые, в свою очередь могли располагаться в один либо в два ряда. Также были варианты с поясом, продетым в шлёвки, нашитые на матроску. Воротник мог быть V-образным или трапециевидным. Рукава могли быть прямыми либо на манжетах.




Брюки к матросскому костюму также были разными: длинные «клёши», копирующие форменные брюки взрослых матросов или короткие – до колен или чуть выше. Бриджи могли заужаться книзу с помощью застрочек или застёгиваться на манжету.


Для девочек к матросскому костюму полагалась плиссированная юбка. Также были матросские платья, которые, по сути, представляли собой сшитые вместе юбку и блузу. Платье могло быть отрезным по линии талии либо с заниженной линией талии. Платье так же могло быть с поясом или без него, с пришивным галстуком, с манжетами на рукавах либо без них.






Известно, что массовый спрос рождает предложение. Поэтому производители того времени выполняют матроски не только из прочного хлопка или шерсти, но и из шелка, при этом самых разнообразных цветов, блузы предлагаются в белом, голубом, розовом, лимонном, бледно-желтом, шампань, синем и черном цветах, зачастую даже используется принт в горошек. А сама матроска приобретает вид то летнего костюмчика, то теплого пальто.
А производители кукол всего мира с удовольствием одевают своих фарфоровых красавиц в этом суперпопулярном стиле.






Внучка королевы Виктории, российская императрица Александра Федоровна с удовольствием переняла традицию, введенную бабушкой. И самым известным мальчиком, носившим матроску, был ее сын, цесаревич Алексей.





И пусть многие современники кляли царя за слабость государственного характера, а царицу за ее немецкое происхождение, ставшее во время войны с Германией для многих подозрительным, но к больному гемофилией царственному мальчику в матроске относились и с любовью, и с жалостью.




Царевич Алексей Романов погиб мученической смертью в Ипатьевском доме. А вещи убитой царской семьи стали лакомым кусочком, и их с удовольствием донашивали «новые красные» дворяне. Костюмчики цесаревича увезли Раскольников и Рейснер в подарок сыну Льва Каменева Александру (Лютику). Матроска пришлась Лютику впору. Кто знает, может именно тельняшка убиенного мальчика и принесла Лютику трагичную раннюю смерть?
После 1917 года матросскому костюму, казалось суждено было остаться на «другом берегу», вместе с благонравными детьми, игравшими под присмотром бонн на дорожках Летнего сада, но его судьба счастливо сложилась по-иному. Матросы Балтийского флота, краса и гордость революции, заняли почётное место в официальной мифологии СССР. В результате образ ребёнка в матроске подвергся радикальному переосмыслению: из «недобитого буржуйского отродья» он превратился в «юного краснофлотца», что сделало этот образ очень популярным на многие годы. Популярности матроски в СССР способствовала ее простота, дешевизна, доступность и одновременно эффектность и нарядность.



И в эпоху «развитого социализма» многие мальчики донашивали матроски своих отцов, чьё детство пришлось на 1930-е, да и легкая промышленность упорно продолжала выпускать детские матросские костюмы, по крайней мере, до начала 1970-х годов. Правда к тому времени они уже давно вышли из моды, и на Западе их не носил никто, кроме певчих в детском хоре, маленьких шаферов на богатых свадьбах и младших членов королевской семьи.



Но и сегодня этот костюм все также притягателен, хотя приобрел новые черты и новое звучание, но все же мы с удовольствие одеваем в него и своих детей и своих кукол!

Большинство фото взято из инета, поэтому приношу свои извинения, а за одно и благодарность, если эти фото окажутся вашими)))

Журналист, основатель марки Light On Mars

Матросские воротники были обделены вниманием довольно долгое время. Английские(это те, что с лацканами) мы с удовольствием носили, отложные — всегда пожалуйста, воротники-стойки -не забывались ни на минуту, модели« шаль» и «апаш» тоже входили в разряд вечной классики, а вот матросские… Такие милые, романтичные и простые в исполнении — они оставались на периферии дизайнерской мысли и ассоциировались то с глубоким ретро, то с юными любителями косплея.

Откуда они пришли

История матросского воротника как элемента морской униформы не имеет точности. Одни источники утверждают, что большие прямоугольные воротники появились в эпоху напудренных париков, которые, по тогдашней моде, полагались не только штатским, но и гардемаринам: чтобы форма не пачкалась косметикой, матросы прилаживали на неё накидку из ткани. По другой версии, матросский воротник был упрощённой версией капюшона(традиционный капюшон опасен на палубе — им легко зацепиться). В дождь и шторм воротник поднимался на голову и крепился при помощи бескозырки. В это можно поверить, рассматривая винтажные матроски, на которых воротник выполнен из плотной шерсти — то есть, по сути, является деталью не номинально-декоративной, а вполне практичной.

Популярное

Дизайнер Кристиан Диор в детстве носил классическую матроску

Однако оставим эти рассуждения историкам костюма и вернёмся к веяниям моды — ретроспективным и современным. Интересно, что матросский воротник, который по всем правилам можно назвать элементом стиля милитари, никогда особенно в этот стиль не вписывался — скорее, тяготел к романтическому и порой инфантильному направлению. Суди сама.

Матроски из каталога Sears, 1924 год

На европейских блошиных рынках можно встретить немало фотографий, датированных началом XX века и запечатлевших детей в матросских костюмчиках. Но в 1920—1930-е годы матросские воротники неплохо существовали и во взрослой одежде. Современные художники по костюмам, цитируя стилистику тех лет, частенько добавляют эту очаровательную деталь для большей убедительности эпохи.


Кадр из фильма« Трещины»

В 1950-е годы властвовал женственный« нью-лук», в 1960-е — юношеская спортивность и футуризм, но фотографии и картинки из модных журналов подсказывают: элементы матросского стиля встречались и тогда. Ещё позднее, в 1980-х очаровательная принцесса Диана демонстрировала, как носить матросские воротнички — у неё это замечательно получалось.

Триумфальное возвращение

Новый век мы встретили без матросских воротников: эта деталь не вписывалась ни в богемно-глянцевые наряды начала 2000-х, ни в выхолощенный минимализм, последовавший далее. Однако поиски новой романтики привели дизайнеров к идее взять и вернуть матроски в повседневный гардероб — первыми подхватили тренд, как всегда, авангардисты Раф Симонс и Миучча Прада, а уж за ними над темой поработали Марк Джейкобс, Томми Хилфигер, французский модный дом Chloé, украинский дизайнер Лилия Пустовит, русские марки Inshade, A la Russe и Light on Mars.

Осталось решить, как их будем носить мы, у вас уже есть идеи?..