Понятие правовой культуре правовое воспитание. Правовое воспитание и проблемы повышения правовой культуры. Понятие правовой культуры

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Гражданское воспитание выступает элементом общеобразовательного механизма (на всех уровнях системы образования государства) в государстве, гарантирующем права и свободы каждому гражданину. Правовое воспитание как часть правовой культуры предполагает знание общественно-политических институтов, понимание демократического уклада жизни, возможностей и условий соблюдения прав человека в нашем мире, понимание таких принципов, как толерантность, солидарность, стремление к гуманизации общества, полный отказ от расизма, национализма и т.д.

Правовое воспитание развивает у каждого человека, прежде всего, способность утверждать собственные требования свободы и справедливости.

По мнению А.С.Ахметова, формирование гражданского общества и правового государства определяется активностью и степенью развитости правового образования населения государства как обязательного условия эволюции правовой культуры как отдельного индивида, так и общества в целом.

Развитие правовой культуры - это есть процесс приобщения ее к опыту творческого восприятия и освоения действительности, который накапливается целыми поколениями и воплощается в ценностях материальной и духовной культуры, а также приобщения к правовой сфере. Правовая культура гражданского общества выражается в сплоченности правовых знаний и информации, объективно отражающих правовую действительность и отношение индивида к правовым явлениям и процессам правомерного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим показателем правовой культуры гражданина, гражданского общества является не только знание своих прав и свобод, но и умение их реализовать, защитить в случае их нарушения, а также нести как индивидуальную, так и общественную ответственность за свои действия и устремления.

В современном правовом обществе очень популярен такой принцип, как «разрешено все, что не запрещено», который означает полное предоставление каждому лицу довольно широких возможностей и способов действий в различных направлениях жизнедеятельности. Однако следует учитывать тот факт, что это может привести к превышению границ правового пространства, т.е. перенаделению правовыми возможностями и выходу за «рамки» правовой действительности.

Исследуя феномен правового воспитания, необходимо рассматривать его в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда его «воспитывает» окружающая обстановка в целом. В данном случае у граждан, должностных лиц, государственных органов, которые осуществляют правомерную (или неправомерную) правовую деятельность, отсутствует цель оказывать на других правовоспитательное влияние, что, тем не менее, происходит. В узком смысле правовое воспитание отличается своей целенаправленностью на постоянное повышение и развитие правовой культуры отдельного индивида, социальной группы и общества в целом. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирование правовой культуры //Юридическое образование

Суть правового воспитания выражается в приобщении людей к знаниям о государстве и праве, правах и свободах личности, выработке у граждан устойчивой ориентации на установку законопослушания, понимания сущности правовых систем и т.д. В процессе социальной практики личность усваивает определенные правовые ценности, заключающиеся в моральных нормах. Главной целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». Бородич В.Ф. Введение в правоведение. М.: Центр гражданского образования на базе АПКПРО, 2009, с. 15

При исследовании правового воспитания как определенной деятельности, направленной на повышение правовой культуры индивида, необходимо рассмотреть основные элементы его механизма. Здесь важно выделить конкретные способы организации воспитательного процесса:

1) правовое обучение в образовательных учреждениях всех уровней;

2) правовая работа в области ознакомления населения с проведением мероприятий конституционного характера (выборы, референдумы);

3) политика пропаганды права художественной литературой, средствами массовой информации, посредством ресурсов Интернета и т.д.

Следующим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2012, с. 570 К ним можно отнести различные методики и приемы педагогического, эмоционального воздействия, а это принуждение, убеждение, предупреждение, ознакомление и т.д.

Проведение мероприятий правового всеобуча должно включать в себя эффективную деятельность специальных правовых курсов, семинаров, школ, которые должны организовываться государственными и общественными органами, причем их бюджет может формироваться не только из средств государства, но и существовать на коммерческой основе или при поддержке спонсоров. Главная цель проведения такого правового всеобуча - это провести ознакомление всего населения с правовыми идеалами и образцами правовой действительности, правовым опытом зарубежных стран, где уровень правовой культуры выше, а следовательно, и выше уровень правовой защищенности.

В.М. Корельский и В.Д. Перевалов справедливо отмечают, что «в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества» Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 2011, с.312.

Проблемы правового воспитания нашли отражение и в исследованиях А.А. Васильева, который показывает, что российские консерваторы успех правового воспитания связывали с формированием духовно развитой, нравственно целостной личности, а не с механической трансляцией правовых знаний, навыков и умений. Он считает, что особое внимание охранители обращали на необходимость нравственной и правовой подготовки кадров правоохранительных органов и государственных служащих. Васильев А.А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. -2012. -№ 3. С. 11 - 14.

При развитии правовой культуры, помимо правового воспитания, необходимо уделять внимание правовому обучению, так как процесс воспитания напрямую зависит и обусловливается процессом обучения. Однако различия между правовым воспитанием и правовым обучением все же присутствуют. Выделить их можно исходя от сферы воздействия этих понятий: правовое воспитание воздействует в основном на эмоционально-волевую, мировоззренческую, ценностную сторону сознания, правовое обучение влияет на когнитивно-рациональную сторону сознания, с целью информационно-ознакомительного воздействия на индивида. Эмоционально-волевое и ценностное воздействие практически всегда ограничено правовой практикой, так как понятно, что практически невозможно воспитать у человека те ценности и уважение к ним, которые у большинства людей и в их сознании отсутствуют, но выражаются в словах, демагогических заявлениях со стороны, например, как политических лидеров, так и обычных учителей перед учащимися.

Процесс формирования правовой культуры - сложнейший и длительный процесс, который затрагивает абсолютно все стороны общественной жизни.

Главными элементами и средствами ее формирования являются: повсеместное развитие у населения правовых знаний; широкомасштабная пропаганда права, правовой культуры; развитие юридической науки и применение ее научных результатов на практике; совершенствование системы нормативных правовых актов.

Правовая культура, степень овладения ею - это обязательное условие осознанного осуществления отдельным гражданином своего долга перед обществом и государством. В современном Казахстане существует большое количество проблем, связанных с процессом формирования правовой культуры. В первую очередь необходимо выделить недостаточность правовой грамотности населения, некоторые противоречия нормативно-правовых актов с реальной действительностью. Поэтому для решения этих проблем необходима целенаправленная политика государства, ориентированная на повышение уровня правовой культуры общества посредством совершенствования законодательного процесса, процесса правотворчества, а также увеличение роли средств массовой информации, художественной литературы, произведений искусства. Это будет формировать положительное отношение каждого члена общества к праву, закону, а также формировать знание гражданами своих неотъемлемых прав и обязанностей перед обществом и государством.

Таким образом, повышение правовой культуры общества в процессе формирования гражданского общества должно опираться именно на правовое обучение, систематическое информирование населения о всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в своей работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего казахстанского общества

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание -- это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание -- это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обще-стве от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспи-тании, а о правовой социализации человека, когда он «воспиты-вается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществ-ляющих правовую деятельность (правомерную или неправомер-ную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение пра-вовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И.Матузов и А,В.Малько. - Мосвка:, Изд. Юристъ, 1997год. Стр.569.

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы -- приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И.Матузов и А,В.Малько. - Мосвка: Изд. Юристъ, 1997год. Стр.570.

К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель -- «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России» Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И.Матузов и А,В.Малько. - Мосвка: Изд. Юристъ, 1997год. Стр.570.

Овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства» Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И.Матузов и А,В.Малько. - Мосвка: Изд. Юристъ, 1997год. Стр.452.

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового обучения -- ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества. Теория государства и права. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. - М, 1997 год. Стр.337.

Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру . Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при воспитании, а по существу - перевоспитании следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправдательного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как известно, человек не воспитывается по частям (сначала в области морали, затем - права и т.д.), он формируется благодаря совместному воздействию самых различных факторов.

Ныне общепризнаны следующие принципы правового воспитания:

· следует учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения;

· необходимо добиваться осознания воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом зависит от того, насколько оно опирается на требования нравственных норм;

· следует всемерно развивать правовую активность граждан, воспитывать у них непримиримость к любым нарушениям законности и правопорядка.

Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищённости требуют активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами». Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - Москва: Изд. Юристъ, 1997., с.570

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника, утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления». Васильев В.А. Юридическая психология - СП б.: Питер Ком, 1998, с.319

О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности». Васильев В.А. Юридическая психология - СП б.: Питер Ком, 1998, с.319

Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому разрушению личности, культурной деградации личности». Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997, с. 450

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: вос-питание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно - провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение -- на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воз-действие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой, новой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как поли-тическими лидерами перед населением, так и простыми воспита-телями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, ин-формирование населения о существующих юридических предпи-саниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеа-лами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень пра-вовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень пра-вовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от силь-ного, что является одним из центральных постулатов общемиро-вой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Правовое воспитание

как условие формирования правовой культуры

и законопослушного поведения человека в обществе

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.

Правовое воспитание направлено на достижение следующих целей:

    формирование правосознания и правовой культуры,

    социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,

    осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

    изучение основного закона государства – Конституции;

    знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;

    ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);

    п роведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Не меньшей важностью является психологический климат в семье, а также правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что не достаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

Некоторые мероприятия необходимые в работе с детьми:

    Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

    Беседа «Главные ценности нашей жизни»

    Беседа «Правила личной безопасности»

    в/ч «Твоя уличная компания. Как не попасть в преступную группу»

    Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных движений»

    Беседа «Человек в мире правил»

    Беседа «Правила поведения в школе»

    в/ч «Я гражданин России»

    беседа «Твоя воинская обязанность»

    устный журнал «Конвенция о правах ребенка»

    Беседа «Права детей – заслуга государства»

    Деловая игра «Главные вопросы»

    Беседа «Подростку о трудовом праве»

    Беседа «Преступления и правонарушения»

    Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним»

    Беседа «Об ответственности подростка за преступление»

    Беседа «Алкоголь и правопорядок»

    Конкурс сочинений «Умей сказать НЕТ».

Тематика лекций для родителей:

Задача правового воспитания в школах состоит не только в том, чтобы формировать у учащихся правильное представление о принципах правового регулирования общественных отношений, но и дать знание наиболее важных и доступных пониманию подростков правовых норм, а также убедить в неотвратимости наказания за правонарушения. Это будет удерживать подростков от нарушения правил поведения, способствовать выработке гражданского самосознания, обязанности держать себя в строго определенных рамках. В большей мере сказанное относится к несовершеннолетним правонарушителям, которых необходимо удерживать от повторных нарушений закона и совершения преступлений.

Преподавание правовых предметов в школе проводится в старших классах. Но правовое воспитание начинается много раньше. В этой связи нам хотелось бы остановиться на одном весьма конкретном методическом вопросе, а именно, на связи правового воспитания с историей, литературой и другими учебными предметами школьной программы. Разве не может школьник найти в них крупицы знаний о праве? Конечно, может. Между правом, литературой, искусством существует более тесная связь, чем это представляется на первый взгляд.

В стенах школы большим правовоспитательным потенциалом обладают уроки литературы, истории, обществоведения, родного языка, даже иностранного языка. В старших классах сюда прибавляется экономика – школьники уясняют раз и навсегда, что экономика и право связаны очень тесно. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещение театров, кинотеатров, музеев, встречи с представителями органов местного самоуправления, диспуты, дискуссии, ролевые игры и пр. – все это влияет на правосознание человека.

Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.

Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

21. Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит свое выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность,

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

1.5 Правосознание и правовая культура Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 28.1 Понятие правосознания и его структура Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы

Из книги Теория государства и права [Учебник для юридических вузов] автора Венгеров Анатолий Борисович

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечественной юридической

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Понятие, виды и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание и право: взаимодействие. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.Обсуждение всех предыдущих тем

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

§ 4. Правовая культура Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.8. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда

Из книги автора

Правовая культура: понятие и виды Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии Из книги автора

Глава 2. Правосознание и правовая культура Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.Правосознание определяется уровнем развития общества и в первую очередь

Из книги автора

§ 2.3. Правовое воспитание Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой

Из книги автора

§ 2.4. Правовая культура К понятию "правосознание" тесно примыкает понятие "правовая культура", которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.В юридической науке нет единого понимания термина "культура" вообще, "правовая культура". Так, проф.