Рабочая форма моряка. Форма моряка название деталей. Конструирование матросского воротника. Правила ношения орденов, медалей, орденских лент, лент медалей и нагрудных знаков военнослужащими военно-морских сил

В сравнении с иными государствами, российский флот имеет не такую длинную историю. Англичане и голландцы, испанцы и португальцы начали освоение морей намного раньше русских, запертых либо льдами на севере, либо в «шведском озере», как до XVIII века называлось Балтийское море.

Ключевые изменения произошли с момента знаменитого решения боярской думы «морским судам быть». Инициированное Петром I решение создать флот стало одним из переломных моментов в российской истории. И, само собой, у моряков должна была появиться особая одежда, дошедшая до настоящего времени как форма ВМФ.

История формы на российском флоте

В допетровское время проблем с формой для флота не существовало, собственно, как и самого флота. Уже сформировавшаяся обособленная группа северных моряков-поморов не имела военной специфики, равно как и специализированной формы. Из поездки в Голландию, бывшую в петровское время одой из ведущих морских держав, царь вынес не только умение строить корабли.

Первые образцы военной формы для моряков пришли в Россию так же оттуда. Тогда в стандартную экипировку моряка входила широкополая шляпа, как правило, войлочная, куртка из грубой шерсти, называемая бострог, короткие штаны до колен и чулки. Ноги защищали тяжелые ботинки из крепкой кожи, с пряжками. Данная форма была предназначена для нижних чинов, то есть матросов. Офицерской формы, как таковой, в первые годы российского флота не существовало.

В течение столетия с момента создания русского флота форма не претерпела почти никаких изменений. Куртки постепенно увеличивают воротник-стойку, а так же уменьшают объем талии. В определенный момент флот подвергается общей моде на длинные волосы, посыпанные мукой, а так же на обилие золота в убранстве мундира.

Но в повседневных работах на корабле красоваться было банально некогда, поэтому нижние чины с радостью продолжали носить еще петровскую форму, а так же сшитые из парусины вещи. Свободные широкие штаны и рубахи позволяли матросам выполнять любую работу на корабле.

XIX столетие приносит многочисленные нововведения в жизнь флота по части формы.

В начале века, под влиянием общей моды, на флот проникают узкие, фрачного типа мундиры. Вместо плащей морякам начинают выдавать узкие шинели, головные уборы меняются на кивера. По общей оценке, в это время армия и флот были практически одинаково экипированы, что вызывало вполне объяснимое возмущение у моряков.

В 1811 году впервые появляется бескозырная фуражка, в настоящий момент ассоциирующаяся только с флотом. На самом деле своим рождением она обязана фуражирам, добывавшим прокорм для лошадей и часто кормившим животных из головных уборов. На бескозырках для моряков не было привычных лент, а так же названий кораблей. Вместо них на околыше наносились способом пробития номера экипажей крупными цифрами.

Самые крупные изменения в военно-морской форме произошли в 1860-х 1870-х годах. Именно в это время, стараниями отдельных представителей императорской фамилии, флот получил форму, которая с небольшими изменениями дошла фактически до наших дней.

Ткани, используемые при пошиве формы

Для создания одежды для ВМФ в царской России, как и в СССР, использовались натуральные ткани. Самой распространённой была грубая шерсть. Связано это было с частой плохой погодой и холодом на Балтике – колыбели русского флота. С момента начала походов в Средиземноморье и создания Черноморского флота русские матросы получили более легкую и удобную форму из парусины.

Одним из главных положительных качеств этого материала была его фантастическая не маркость. Практически любое загрязнение, маслом или краской смывалось с одежды без особого труда. На военно-морском сленге эта ткань называлась «чертова кожа». Цветовая гамма не отличалась разнообразием, только белый и голубой (иногда оттенки доходили до синего) цвета.

Интересно, что Черноморский флот всегда носил только белые форменки, балтийцы же, как и позднее тихоокеанцы, имели в основном синие робы.

По морским уставам матросам ЧФ не позволялось находиться на верхней палубе в форме синего цвета.

Во второй половине ХХ века эта ткань была заменена на хлопчатобумажные образцы. В морской среде наиболее известными стали следующие ткани:

  • «старшинка», плотная ткань темного цвета, отличается тем, что плохо мнется и не линяет, самая любимая ткань среди моряков;
  • «стекляшка», какое то время из нее шили форму для сухопутной армии, прекрасно держит стрелки, но из-за особенностей состава быстро засаливается, поверхность начинает сверкать, за что она и получила свое прозвище;
  • «тряпка», самая плохая разновидность ткани, отличающаяся быстрым изнашиванием и маркостью.

В советские годы ткани отличались высоким качеством и проходили обязательную сертификацию государства. В 1990-е ивановское предприятие, выпускавшее ткани для ВМФ было закрыто, и сейчас на этом поприще работает большое количество частников. Это не пошло на пользу, так как производимые ими ткани не всегда отличаются необходимым качеством.


В последние годы появились жалобы на использование синтетических тканей для пошива рабочей формы. Это опасно, прежде всего, при возникновении нештатных ситуаций, таких например, как возгорания на судне.

Форма для повседневного ношения

На протяжении долгого времени многие элементы формы моряка не менялись в принципе. Основой одеждой со второй половины XIX века служит роба, или рабочий костюм. Так же можно встретить устаревшее название «матросское платье», которое состоит из нескольких элементов.

Непосредственно на теле носится тельняшка, или морская фуфайка.

Во флоте этот элемент одежды, вопреки всем мифам, сравнительно недолго. Причина, по которой моряки стали вязать себе полосатые фуфайки в улучшении заметности моряка, как на фоне белых парусов, так и в случае попадания человека за борт. Долгое время тельняшки были под запретом.

В настоящий момент тельняшка является символом моря, хотя в разных странах имеются определенные различия. Французская форма имеет 21 полосу – в честь количества побед Наполеона. У английской тельняшки 12 полос по числу ребер у человека. На русском флоте полоски не считают, их количество зависит от роста носителя. Цвет полос варьируется от темно-синего до черного.


Представленные ныне тельняшки разных расцветок часто к флоту отношение не имеют. Так, зеленые полосы характерны для формы пограничников, краповые для частей Национальной гвардии (бывших внутренних войск), голубые выдают десантникам.

На тельняшку надевается рубашка-голландка, в зависимости от цвета называемая фланелевка (темно-синяя ткань) или форменка (белого цвета). Состоит рубаха из цельных спинки и переда, а так же рукавов с манжетами.

Перед рубахи имеет вырез на груди, с внутренней стороны пришиты пара пуговиц.

На спине имеется большой отложной воротник для крепления, так называемого, гюйса. На сленге это слово означает синего цвета воротник, с белой подкладкой и тремя белыми полосами на лицевой стороне. Три полосы символизируют три великие победы морского флота, это:

  • Гангутское сражение 1714 года, когда флот Петра I нанес впервые на море поражение шведам;
  • Чесменское сражение 1770 года, объединенная эскадра под началом графа Алескея Орлова разгромила вдвое превосходящие силы турок;
  • Синопское сражение 1853 года, когда адмирал Нахимов одним ударом уничтожил всю турецкую эскадру.

Так же на голландке имеется прорезь для кармана, в котором должна находиться книжка «боевой номер» с обязанностями моряка по всем расписаниям и по всем внештатным ситуациям. Там же крепится белая полоса с нанесенным на нее номером. Краска для этого используется специальная несмываемая. В последние годы часто боевой номер наносится на бумагу, которая потом ламинируется и пришивается к форме.


Боевой номер состоит из первой цифры, обозначающей номер боевой части, второй цифры, с номером боевого поста. Третья и четвертая цифры написаны вместе и обозначают номер боевой смены и порядковый номер военнослужащего в этой смене.

Офицерская форма состояла из рубашки белого или кремового цвета, а так же тужурки, как правило, шерстяной, а в непогоду кожаной на меховой подкладке.

Брюки моряка имеют особый фасон.

Вместо привычной ширинки и пуговицы в районе живота они имеют застежки на пару пуговиц или крючков по бокам. Этот фасон был введен еще в XIX веке и необходим для удобства и простоты снимания одежды в случае попадания за борт. Для этого же на брюках шили клеш, расширения в нижней части штанины.

Опытные старшины мичмана и офицеры внимательно следили за матросами, которые ради моды сшивали эти разрезы. От усовершенствований лечили быстро, как только узнавали о сшитых брюках, моряку отдавался приказ покинуть судно, непосредственно в море. Затем беднягу вылавливали и вежливо разъясняли ошибочность его действий.

Голову покрывала либо бескозырка, либо пилотка. Первый головной убор, в свое время бывший чрезвычайно новаторским и актуальным, на нынешних кораблях не особо удобен. Однако он, как гюйс или тельняшка является символом флота, и моряки не собираются от него отказываться. Бескозырка может быть с белой или черной тульей. Белый цвет, как правило, дает чехол, так как полностью белый верх слишком марок.


Особенностью является лента, на которой золотыми буквами пропечатывается либо название корабля, либо обозначение флота, на котором проходит службу воин, либо с просто надписью «военно-морской флот». Ранее на лентах писали название кораблей, но в связи с секретностью в эпоху холодной войны появились другие варианты написания на лентах.

Сейчас вновь возвращаются к старым традициям. Сама же лента была необходима не только для красоты. Ее зажимали в зубах во время работ при ветре, чтобы головной убор не унесло в море. На смену бескозырке приходит пилотка, более удобный убор в условиях тесноты кораблей.

Офицеры носят фуражки, так же белого или черного цветов.

Отличительная особенность «краб», так на языке ВМФ называется особая кокарда со звездой, якорем и лавровыми листьями. Кроме пилоток на головах носят береты, а в зимний период шапки-ушанки.

С обувью дело обстоит сложнее, так как морские волки и новобранцы часто органически не переносят сапог. Для личного состава разработаны юфтевые ботинки, известные как прогары (если подошва кожаная), илигады (резиновая подошва). Старослужащие обычно носят аналогичные ботинки, но уже из хрома. Сапоги выдают береговым службам, морской пехоте и в случае постановки корабля на ремонт. Интересно, что в тропическую форму одежды входят сандалии.

Новая форма XXI века

Реформирование армии затронуло и флотскую форму. В Москве виднее, в чем служить морякам, поэтому с 2010-х годов форма стала делиться не только на парадную, повседневную и рабочую, но еще и на офисную.


Офисный стиль одежды подразумевает большую и напряженную работу в офисе, безусловно, самом важном месте на флоте. Это китель черного цвета, с длинным или коротким рукавом, а так же несколькими липучками для обозначения имени и фамилии, на современный манер. В комплект входят брюки из того же материала, ботинки черной кожи, и белая фуражка.

Офицерская форма на случай парадов или иных официальных мероприятий состоит из брюк черного или белого цвета, белой рубашки, черного галстука с золотым зажимом, золотого пояса с подвешенным кортиком. Кортик выдается офицеру после окончания училища, и является символом гордости и чести. Какое-то время кортики были отменены, но сейчас они вновь украшают офицеров ВМФ.

Форма для женщин подразумевает рубашку, галстук и юбку, колготки телесного цвета и туфли.

В холода допускается ношение сапог, шерстяного пальто, кашне и шапки-ушанки.
Особой формой одежды является дембельский наряд.

Уходя со службы, многие моряки хотят подчеркнуть свою исключительность, поэтому начинают украшать форму с рвением, достойным французских государей XVII века. Кому то хватает новой чистой формы с заслуженными знаками и медалями, кто то нашивает бесконечное число аксельбантов, шевронов и прочих атрибутов демобилизованного воина.

Видео

Появление форменной одежды на флоте изначально было обусловлено её военным назначением - в абордажных схватках очень важно было отличить своих моряков и солдат от солдат противника. По мере технического развития кораблей и оружия, абордажные схватки ушли в прошлое. Национальные различия в форме моряков потеряли свое былое значение, на первое место вышли гигиеничность одежды и удобство её ношения и обращения с ней на корабле. Это главная причина сходства матросской одежды в разных странах, поэтому за последние сто лет матросская форма практически оставалась неизменной.

Преобладающие цвета морской формы - чёрный, синий и белый - появились из следующих соображений. Примерно сто лет на флоте преобладающим типом корабля был пароход с сопутствующей ему угольной пылью. Чёрный суконный мундир малого количества угольной пыли не боялся, в то же время в дальних плаваниях под жарким солнцем удобно было находиться в лёгкой белой одежде . И, наконец, синий воротник - под цвет моря - оставался изюминкой матросской одежды, её визитной карточкой, уместной для любого случая от парада до похорон. Так же как флаг украшает мачту невыразительного по цвету серого корабля, гюйс украшает матросскую форму, оживляет ее и делает самого моряка смелым, находчивым, честным.

Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году. Она состоит из рубахи, брюк и головного убора.

Рубаха и брюки современного российского моряка - из синей хлопчатобумажной ткани. Украшением матросской рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю (гюйс). История его возникновения весьма занимательна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали. Вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как синяя волна с белой пеной - без него и форма не форма.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года. А вот ленточки на них появились позже - в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки. Смотрел моряк на подарок и думал: " Я верен тебе, моя любимая, как верен якорь кораблю". Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы - в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина - 140 миллиметров.

Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: "Северный флот", "Тихоокеанский флот", "Балтийский флот" и "Черноморский флот". Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте. Любят моряки свои ленточки, с гордостью носят их, будто говорят: " Смотрите, золотом горит у меня на ленточке название моего корабля, я ни от кого этого не скрываю, на берегу веду себя с достоинством и всеми якорями держусь за свой корабль, за свой экипаж". Любо моряку чувствовать, как ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.

Тельняшка - трикотажнаz нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы "для нижних чинов". Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды "остался на плаву". Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно - "морская душа"!

Полосатые тельняшки и синие куртки появились в XIX веке на флоте США. Затем синим стал цвет матросской формы и на большинстве других флотов. Отсюда возникло и одно из нарицательных имен моряка - "синяя куртка". Синий - классический цвет формы моряков, принятый во всех странах мира - он символизирует цвет просторов моря .

История

Рубаха

Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года . Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рагожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застежкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана.

Форменная рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.

Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлей на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристегивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые.

Форменный воротник также называют гюйсом .

Брюки

Брюки флотского костюма имеют нестандартный пошив. Состоят из передних и задних половинок и пояса. Передние половинки с боковыми карманами и лацбантом, пристегивающимся к поясу задних половинок брюк двумя пуговицами, или с застежкой на металлические крючок и петлю и пуговицы, расположенные на гульфике. Пояс со шлевками для ремня.

Первоначально изготавливались из серой парусины или отбеленной рогожки. В настоящее время пошиваются из хлопчатобумажной ткани синего цвета.

Головной убор

Бескозырка

Бескозырка матросов и старшин Военно-морского флота Российской Федерации

Пилотка

Пилотка хлопчатобумажная синего цвета состоит из донышка, стенок и бортиков.

Донышко, стенки и бортики из хлопчатобумажной ткани. По боковым сторонам пилотки, в верхней части стенок, по три вентиляционных отверстия (блочка).

Внутри пилотки - подкладка серого цвета и налобник из кожи.

Спереди, посредине соединительного шва бортиков, размещается кокарда золотистого цвета с якорем.

В «советском» флоте являлась головным убором личного состава экипажей подводных лодок, имела черную окраску, различия для рядового и офицерского состава. С недавнего времени используется на всем флоте.

Боевой номер

В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в Табель нумерации личного состава. Боевой номер состоит из трех частей:

Расшифровка боевого номера

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно «Расписанию по боевой тревоге»;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1, 5, 7;

Второй боевой смене - 2, 4, 8;

Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

При наличии на боевом посту в каждой боевой смене до 9 человек для их обозначения используются цифры 1, 2, 3, до 18 человек - 1 и 5, 2 и 4, 3 и 6, до 27 человек - 1, 5 и 7; 2, 4 и 8; 3, 6 и 9.

Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов обозначается на нагрудной идентификационной карте военнослужащего (матерчатой бирке белого цвета пришитой к нагрудному карману рабочего платья).


Российский Военно-морской флот возрождает свои многовековые традиции. В 2018 году старшины, мичманы, офицеры и адмиралы начнут получать новую парадную форму. Офицерский китель во многом копирует форму времен Великой Отечественной войны, а некоторые ее элементы напоминают форму офицеров царского флота.

По мнению экспертов, обмундирование должно меняться, сохраняя при этом вековые традиции русских военных моряков. Военнослужащие ВМФ РФ начнут получать черную парадную форму одежды. Уже осенью новые комплекты обмундирования начнут поступать на корабли и в воинские части флотов, рассказали «Известиям» в Минобороны.


Традиционно у моряков есть несколько вариантов парадной формы — черная, белая и смешанная. Белоснежная форма была продемонстрирована на морском параде в День ВМФ в Санкт-Петербурге.

Но разработан и другой комплект, в который входят черные шерстяные брюки и однобортный китель с воротником-стойкой. Цвет парадной формы для конкретных мероприятий определяется приказом командования.


Облик военнослужащих ВМФ меняется реже, чем военнослужащих сухопутных войск и ВВС. Одно из главных изменений за последнее столетие произошло вскоре после Великой Отечественной войны.
Если Герой Советского Союза адмирал флота Николай Кузнецов на парадных портретах изображен в кителе с воротником-стойкой, то уже в 1960-е годы военнослужащие были переодеты в кители с отложным воротником. Парадная форма отличалась от повседневной только золотыми погонами. Такое же положение сохранилось и в постсоветское время.


Военно-морской флот — одна из самых консервативных структур в вопросах униформы, отмечают эксперты. Если в армии давно стали историей такие предметы, как гимнастерки, сапоги и портянки, галифе, то матросы до сих пор с гордостью носят бескозырки, тельняшки и синие воротники с тремя белыми полосами — точно так же, как моряки более 100 лет назад.


Офицерская форма тоже сохранила в своем облике то, что напоминает о давних традициях. Нынешние парадные кители хоть и короче сюртуков, которые носили офицеры Русского императорского флота, но благодаря жесткому воротнику-стойке отсылают к образу тех, кто ходил на кораблях под российским флагом более столетия назад. А главное, сохранилась цветовая гамма — белое и черное с золотым шитьем.

Во всех морских державах, в том числе и в России, веками складывались собственные традиции военной формы моряков, отметил бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Валентин Селиванов.

— Форма, которая сейчас вводится, похожа на ту, которая была в конце XIX века, — отметил адмирал.— В советское время форма совершенствовалась, но общий подход оставался таким же. Когда я выпускался в 1958 году, был китель с отлогим воротником, потом ввели куртку.

Сейчас мы видели на параде белую форму одежды. А будет еще и черная. Изменения закономерны. Я бы не сказал, что какая-то мода возвращается. Если и появляются элементы, характерные для формы прежних времен, то они перерабатываются и переосмысляются.

Поскольку у военных моряков больше комплектов формы, чем у других военнослужащих, в условиях недофинансирования вооруженных сил в 1990-е годы они подолгу не получали новые комплекты. Тогда в качестве парадной использовалась повседневная форма с пришитыми к ней золотыми погонами.

Первые попытки вернуться к многовековым традициям делались в бытность Анатолия Сердюкова министром обороны. Тогда разработали синий приталенный китель с воротником-стойкой.

Он копировал военно-морскую форму образца 1960-х годов. Новинка полюбилась флотским офицерам. Однако в итоге от этого проекта решили отказаться. Получил новые кители только Тихоокеанский флот, а также некоторые экипажи кораблей на Балтике и Черном море.


Ранее «Известия» сообщали, что в 2018 году Минобороны оденет в новую парадную форму военнослужащих сухопутных войск. Она представляет собой однобортный китель цвета морской волны с воротником-стойкой.

В военном ведомстве отмечали, что новая форма является репликой обмундирования, в котором парадные расчеты маршировали на Параде Победы 1945 года.

Каждая структура в Российской Федерации имеет свою форму.

Спецодежда военно-морского флота (ВМФ) – флотский костюм. В этой публикации мы рассмотрим все виды и образцы одежды для военнослужащих ВМФ России.

Существует парадная и повседневная форма, разная униформа для каждого звания.

Положением по ее ношению установлено, что специальную отличительную одежду обязаны носить:

  • военнослужащие , которые в данный момент проходят службу,
  • все служащие , отправленные в запас, во времена сборов,
  • все генералы, адмиралы и офицеры , уволенные в запас или ушедшие в отставку, когда право ношения формы остается за человеком.

Новая форма военнослужащих ВМФ России выглядит, как на фото:

Спецодежда призвана защитить человека при попадании в холодную воду . Брюки и юбка у женщин позволяют создать воздушную прослойку и избежать быстрого переохлаждения. Также их своеобразный крой помогает быстрым движением высвободиться от одежды, избавиться от лишнего балласта в воде или при пожаре.

Рубаха позволяет не замерзать от ветра и не потеть при жаре. Верхняя одежда защищает от сильных порывистых ветров , не сковывая движения. Головные уборы не дают получить солнечный удар, закрывая голову от палящего солнца. Толстая подошва на обуви не дает ногам скользить по мокрой поверхности, а цельные ботинки без шнуровки не пропускают влагу и ветер внутрь.

Требования к униформе

  • Ткань – старшинка . Представляет собой темный плотный материал. Ее преимущество – не подвержена линьке, сминанию, устойчива к загрязнениям.
  • Спереди на рубахе присутствует два кармана – один на лицевой стороне, другой на изнаночной. Оба кармана располагаются слева. Лицевая сторона имеет разрез, застегивающийся пуговицей при помощи петельки. Также две пуговицы располагаются на изнаночной стороне в конце разреза.

    Сзади на горловине расположена пуговица для пристегивания воротника. Погончики состоят из той же ткани, что и рубаха, нашиваются сверху. К лицевому карману рубахи пришивается небольшая белая бирка, на которую наносится специальный боевой номер.

  • Передняя половина брюк имеет два кармана . Передняя часть имеет лацбант с застежками или пуговицами.
  • Ремень изготавливается из кожи, имеет блестящую пряжку с официальной эмблемой ВМФ.
  • Воротник синего цвета , шьется из хлопчатобумажной ткани. Имеет три белоснежных линии по краю лицевой стороны. У воротника длинные концы с обеих сторон, которые имеют по отверстию для пристегивания к рубахе (две пуговицы в конце разреза изнаночной стороны).
  • Сзади к фуражке пришиты две ленты по 35 сантиметров каждая. Несколько вариантов надписи: название корабля, вид флота, вид сил, «ВМФ РФ». Концы этих лент украшены золотистым якорем. Спереди имеется кокарда с таким же якорем, как и концы лент.
  • Пилотка также с кокардой (якорь золотистого цвета).
  • Лицевая сторона костюма радиационной безопасности имеет карман (слева) с серийным боевым номером. Под этим специальным номером делается отличительный знак «РБ».
  • К галстуку старшим по званию прикрепляется золотистая заколка.

– самое важное индивидуальное средство защиты от опасно высоких температур, вредных веществ и токсинов, выделяющихся при горении.

Очень важно, чтобы лица, представляющие страну и проверяющие документы при прохождении через границу, были одеты соответственно рабочему уставу. Как должна выглядеть форма таможенника, узнайте .

Разновидности

Основное разделение униформ: повседневная и парадная . Для каждого звания имеется своя специально разработанная одежда, которая разделяется на летний и зимний вариант. Зимние варианты меняют в повседневной униформе легкие предметы одежды на утепленные, добавляется верхняя одежда и теплые свитера.

Повседневная (для матросов, курсантов, солдат):

Парадная форма (для матросов, курсантов, солдат) ВМФ России:

  • Тельняшка. Солдаты, служащие по контракту надевают рубашку кремового оттенка.
  • Брюки насыщенно угольные. Имеют свободный крой, ремень из свиной кожи с бляхой.
  • Бескозырка, шапка – ушанка. Головной убор подобран по погоде.
  • Форменка (обычное флотское платье, рубаха матроса), тужурка, фланелевка.
  • Полуботинки, ботинки, полусапоги.
  • Пальто темное шерстяное.
  • Кашне (шарф).
  • Перчатки.

Парадная форма меняется в зависимости от погоды и времени года, имеет множество вариаций. Офисная спецодежда менее строгая, но требует соблюдение ношения определенного сочетания оттенков и определенных вещей.

Повседневная форма (офицеров, мичманов) ВМФ России:

  • Рубашка кремовая.
  • Брюки темные с ремнем.
  • Тонкий галстук черный.
  • Кашне.
  • Перчатки.
  • Фуражка из шерсти, пилотка (только черные).
  • Тужурка. Теплая темная куртка с двумя бортами, шерстяной свитер.
  • Пальто, куртка, китель, плащ темных оттенков.
  • Полусапоги, полуботинки, ботинки.

Парадная (офицеров, мичманов):

Повседневная униформа ВМФ для женщин :

  • Кремовая блузка.
  • Черный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Кашне.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Свитер.
  • Черные ботинки, сапоги, туфли.
  • Черная пилотка, берет, шапка — ушанка.

Парадная спецодежда ВМФ для женщин :

  • Парадный жакет.
  • Темный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Золотистый пояс.
  • Кашне (теплое белоснежное).
  • Черная юбка и ремень с бляхой.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Темные угольные ботинки, сапоги, туфли.
  • Темные берет, шапка – ушанка

Офисная военная форма ВМФ
Комплект офисной униформы немного отличается от повседневной формы одежды ВМФ и включает в себя:

  • Куртка.
  • Брюки.
  • Фуражка (синяя или черная). Редко, возможно использование белой фуражки.
  • Тельняшка. ЕЕ можно заменить футболкой (белая или синяя).

Правила хранения и ухода за спецодеждой

Правила ношения формы служащих ВМФ, установленные в 1959 году, строго определяют , что униформа должна быть в безупречном состоянии. Это значит, что костюмы вовремя стираются, подшиваются. Если какая-то часть износилась – ее меняют на новую деталь.

Форма должна быть чисто выстирана и хорошо отглажена . Это касается любого вида одежды и любого звания ВМФ. Старшие по званию должны следить за коллегами, указывая на недостатки стирки или подшивания.

В заключение предлагаем вам посмотреть очень интересное и познавательное видео, как менялась военная форма ВМФ: