Сочинение по повести Тургенева "Ася" "Была ли любовь господина Н. настоящей?". Почему не сложились отношения между Асей и господином Н.Н.? (по повести Тургенева «Ася») Было ли будущее у нн и аси

Теме любви посвящено множество произведений русской классики, одним из выдающихся в этом списке стала повесть «Ася» Ивана Сергеевича Тургенева. Впрочем, теме любовных отношений в той или иной мере посвящено каждое произведение автора. Он считал, что это чувство – основа всех основ.

Испытание любовью – главное препятствие в творчестве Тургенева. Оно стоит во главе углу и является самым сложным. Зато благодаря ему прекрасно видна вся внутренняя сущность человека.

В повести обречены на любовь два главных героя – и Анна. Они встретились случайно во время путешествия в провинциальном немецком городке на берегу Рейна. Между Асей и Н.Н. зародились дружеские отношения, которые затем переросли в более высокие и теплые чувства.

Девушка смелее и тверже в поступках и намерениях, она открыто признается в любви своему избраннику, вверяя ему судьбу. Для нее нет преград: все просто и понятно. Герой же закрыт, как коконом, страхами и предрассудками. Он не может погрузиться в пучину охвативших чувств.

Виновником разлуки героев стал господин Н.Н. Он испытывал чувства, в этом нет сомнения, но не хотел брать на себя ответственность. Не менее важным моментом было и общественное мнение, которое герой ценил и придерживался. Он оттолкнул Асю, не сказав ей лишь одного единственного слова. И пусть он позже пожалеет о содеянном, исправить уже ничего нельзя. Гагины уехали. Свой шанс он упустил. В прощальной записке ставит точку и еще раз подчеркивает, что только от него зависело, быть им счастливыми или нет.

Он пытается себя утешить тем, что был прав, что Ася была бы не очень хорошей женой. Но факт остается фактом: семью Н.Н. так и не создал. В его жизни было много женщин после Аси, но не одна не вызвала в нем похожих чувств. Только эта эмоциональная семнадцатилетняя девчонка оставила глубокий след в его душе, след на всю жизнь.

Таким образом, получается, что испытание любовью Н.Н. не выдержал. Не смог сдать этот «экзамен». Только он виноват в том, что так сложилась его судьба. Герой мелок и жалок в сравнении с уверенной в себе девушкой, он не дорос для любви, не готов к ней.

Он боится трудностей, которые могут его ожидать, Н.Н. выбирает самый легкий и удобный путь, вот только несчастливый. Причем, своим выбором он делает несчастливым и еще одного человека.

Н.Н. привык к легким интрижкам и несерьезным увлечениям. Он человек светский. И такая жизнь всегда была ему по душе. Высокие чувства, связанные с глубокими переживаниями, слишком трудны для него. Он отступает, даже не вступив в борьбу. Он смалодушничал, испугался, отказался.

Господин Н.Н. боится перемен, не способен отказаться от удобной и размеренной жизни. Такая перспектива его не столько радует, сколько пугает и огорчает. Так ярко бросается эта слабость молодого человека в глаза на фоне решительной девушки Аси. Она твердо уверена в том, чего хочет, настоящая «тургеневская девушка». Она готова ради любимого человека на все, даже пожертвовать собой. Что в конечном итоге и происходит.

Многие писатели уделяют большое внимание теме о любви. А она в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времен. Любовь не стареет. И поэты, писатели всегда старались показать истинное её место в человеческой жизни, отношениях между людьми.

В повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» также затрагивается тема любви. Писатель считает, что это чувство «сильнее смерти и страха смерти».

Господин Н. и Ася являются главными героями повести.

Н. – молодой человек, который любит путешествовать. Во время путешествия по Германии он знакомится с братом и сестрой Гагиными. Господин Н. и Гагин быстро находят свой общий язык и становятся друзьями. Они начинают проводить много времени вместе. Ася сперва кажется Н. тихой и замкнутой, но потом, узнав её поближе, она оказывается умной, доброй, честной девушкой.

Общаясь с необыкновенной девушкой, Н. все больше привязывается к ней и вскоре понимает, что он влюблен. Позже Н. узнает, что Ася тоже его любит. Брат беспокоится за нее. Он боится, что господин Н. не захочет брать ее в жёны. На свидании с Асей он ведёт себя осторожно, боится обидеть или ранить ее. А она хочет услышать от него только одно слово. И его Н. не произнес, зато очень скоро понял, насколько дорога ему Ася, как он ее любит.

А были ли любовь Н. к Асе настоящей? Если рассматривать этих людей поодиночке, то они предстают, как две противоположности. Господин Н.Н. – веселый. Ася – печальная. Он – «не только о будущем, о вчерашнем дне не думал». Она – « всю ночь думала о многом» и т.д.

Но чувства Н. к молодой вдове и к Асе отличаются. Насчет первой он считал, что любит. Когда она его бросила, он особо и не расстроился. Н.Н. заставлял себя грустить. Он как будто пытался убедить себя, что любит. Но, как только появилась Ася, Н.Н. не вспоминал больше молодую вдову. Значит, чувства к Асе у Н.Н. были сильны. Они были настоящими.

Я считаю, что с одной стороны Ася могла бы быть с господином Н.Н., а с другой стороны они очень разные.

Повесть И. А. Тургенева «Ася» - настоящее наследие русской литературы о любви. Оно повествует о невозможности любви, счастья, о несбывшихся мечтах и неоправданных надеждах. В какой-то степени тема любви прослеживается во всех произведениях Тургенева.

Большинство героев Тургенева подвержены испытанию любовью, чувствами.

Именно оно оказывается самым главным и сложным, иногда даже непреодолимым, однако это испытание во многом определяет нравственную стойкость и характер человека.

В повести «Ася» любовь зарождается между главными героями: господином Н. и молодой обаятельной семнадцатилетней девушкой Асей. Встретившись в одном немецком городке, герои понимают, что между ними может быть что-то большее, чем дружеское общение. Эмоциональная и открытая, Ася не видит преград на своем пути к счастью с господином Н., однако он становится жертвой слабости, трусости, предрассудков и страха.

Господин Н. путешествует по Европе и во многих городах он заводит отношения с девушками, но не воспринимает это всерьез. Ася же выделялась среди своего окружения смелым русским духом, незаурядным умом, порывистостью.

Автор обращает внимание на неординарность девушки: ее активность, пластичность, эмоциональность, желание прожить каждую минуту так, будто это последняя минута в ее жизни. Именно такая героиня привлекла внимания Господина Н. Встретившись с Асей, он почувствовал, что все влюбленности до этой девушки были лишь игрой, фальшью, глупым чувством. Ася помогла Господину Н. полюбить искренно и нежно.

Но что же тогда помешало героям быть вместе? Мне кажется, невозможность счастья - вина господина Н. Действительно, он любил Асю, однако испугался перемен в своей жизни. Ася говорит господину Н. о своей любви к нему, но герой в смятениях отвергает и девушку. Предрассудки и зависимость от мнения общества заставляют его предать Асю, которая готова была остаться с любимым человеком, несмотря на его недостатки. Позже герой жалеет об этом поступке и хочет все исправить, но Ася не дает ему еще один шанс.

Ася понимала, что господин Н. еще не набрался достаточно опыта для такого важного решения, и в будущем он будет жалеть о своем выборе. Судьба распорядилась так, что Господин Н. не застал Аси и не попрощался с ней. Это был лучший конец для него, как он позже сам признался.

Господин Н. не выдержал испытания любовью. Он потерял любовь по своей вине: при первых серьезных трудностях, он трусит и впоследствии отступает. Вероятно, Господин Н. еще не дорос до любви, его страшат сильные переживания и изменения его размеренной жизни. Господин Н. предстает перед нами человеком нерешительным, трусливым, слабым, на фоне которого ярко выделяется смелость, отважность, самоотверженность «тургеневской девушки» - Аси.

Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева — жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика. Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).

Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе — «А счастье было так возможно, так близко...» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит.

Вспомним содержание повести: во время путешествия по Германии господин Н.Н. случайно познакомился с русской семьей — Гагиным и его сестрой Асей. Между новыми знакомыми завязались дружеские отношения. И вскоре Ася влюбилась в Н.Н., однако он не мог ответить ей взаимностью, потому что не был до конца уверен в своих чувствах. Господин Н. Н. посчитал своим долгом рассказать обо всем Гагину. Когда же в душе героя вспыхнуло «с неудержимой силой» «ясное сознание... любви», Ася была уже далеко — Гагин увез ее из города. Впоследствии Н.Н. пытался отыскать ее, но все его попытки заканчивались неудачей.

В чем же причина подобного финала, когда влюбленные оказались разлученными навеки? Попробуем проанализировать содержание повести.

Господин Н.Н. молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен — живет «без оглядки», делает, что хочется. Он наблюдателен, восприимчив к новым впечатлениям. Особенно его занимают люди, их поведение, речи и т. д. Ася с первого взгляда понравилась ему, он увидел в ней что-то особенное, грациозное. Она поразила его своей подвижностью, изменчивостью, непосредственностью. Уже после первой встречи с ней герой почувствовал себя безотчетно счастливым.

После второй встречи Н.Н. чувствует странную тяжесть на сердце. Ему кажется, что он скучает по Родине, но ностальгические чувства внезапно переходят в горькое и жгучее волнение. А вскоре открывается и истинная причина настроения героя — ревность. Н.Н. подозревает, что Ася Гагину не сестра.

При третьей встрече рассказчик отмечает естественность поведения девушки, отсутствие в ней жеманности и кокетства. Ася все больше заинтересовывает его. Н.Н. пытается разгадать ее натуру, узнать о ее прошлом, о полученном ею воспитании, однако девушка почти ничего не рассказывает о себе.

«Тайну» сестры неожиданно приоткрывает Гагин, посвящая героя в ее жизненную историю. Здесь вместе с рассказчиком мы многое узнаем об Асе, об истоках ее характера. Становятся понятны ее замкнутость и своенравие, изменчивость поведения, непохожесть на окружающих.

Ася — незаконнорожденная, она — дочь помещика и горничной. Девушка очень скоро поняла свое «ложное положение», «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже, дурные привычки укоренялись, простота исчезла». Испытывая стыд, она «хотела... заставить целый мир забыть свое происхождение». Больше всего на свете Асе хотелось быть «не хуже других барышень», но во всех движениях ее было «что-то неспокойное», во взглядах — недоверчивость и настороженность. Как заметил герой, «этот дичок недавно был привит».

Когда после смерти отца Гагин поместил ее в пансион, она читала книги, «училась прекрасно», никому ни «на волос не уступала». При всем том характер ее был неуравновешен, она оставалась «дикаркой», упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень».

Однако, несмотря на все «странности» героини, на ее неуравновешенность, болезненное самолюбие, «сердце в ней не испортилось», «ум уцелел». Рассказывая герою о судьбе своей сестры, Гагин замечает, что сердце у нее «очень доброе» и ни одно чувство не бывало у нее «вполовину». Ася обладает сильно развитым воображением, фантазией, впечатлительностью. Гагин говорит господину Н.Н., что ей «нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье».

Услышав рассказ Гагина, Н.Н. откровенно обрадовался: ему стало легко, когда он узнал правду. «Я почувствовал ка-кую-то сладость — именно сладость на сердце; точно мне втихомолку, меду туда налили», — заметил рассказчик. Теперь он не только узнал правду, теперь он начал многое понимать в Асе. Яснее обозначились и его собственные чувства: герой понял, что его привлекает в Асе не только ее оригинальность, «полудикая прелесть», но и ее душа. Он почувствовал волнующую близость необыкновенного счастья, «счастья до пресыщения». Н. Н. уже любит Асю, однако пока не осознает этого.

Но вот в отношения героев вмешивается Гагин. Узнав о чувствах сестры, он решается на откровенный разговор с Н. Н. Разговор этот становится в какой-то степени решающим, определяющим для героя. Гагин заставляет его обозначить словами то, что едва зарождается в его душе, в чем он сам не отдает себе отчета. Гагин превращает призрачную, прекрасную мечту в грубую реальность, поэзию волнующего чувства — в прозу жизни. Именно поэтому Н. Н. так досадует на своего приятеля, злится на Асю.

Все дальнейшие действия героя явились лишь следствием его разговора с Гагиным. Во время свидания с Асей Н. Н. плохо понимает самого себя. Он упрекает Асю в том, что она посвятила брата в свои чувства, сердится на нее, досадует на самого себя. В сознании его все время присутствует мысль о своем долге, о собственном имидже в глазах Гагина. Герою кажется, что все «искажено, обнаружено», он чувствует себя связанным данным Гагину обещанием. Свидание заканчивается «ничем»: в слезах Ася убегает из дома фрау Луизе.

И лишь когда девушка внезапно исчезает, заставляя всех тревожиться и искать ее повсюду, чувства героя, наконец, обнажаются. «Уж не досада меня грызла, — тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал... нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь», — замечает рассказчик. Герой расстается с Гагиным в предвкушении грядущего счастья, но счастью этому не суждено сбыться: Ася исчезает навсегда.

Чернышевский в статье «Русский человек на render-vous» писал, что причиной несчастной любви господина Н. Н. стала мелочность и бездушность его жизни, его робость, нерешительность, духовный инфантилизм. Критик рассматривал отношения героев в традиционном для русской литературы аспекте: «необыкновенная, самоотверженная женщина и слабый, нерешительный мужчина».

Д. Писарев тоже считал, что преградой к счастью стали личностные качества героя и героини. Ася — горда, господин Н. Н. — робок. В двусмысленном положении девушки черты эти оказались роковыми.

Безусловно, душевный склад героя здесь очень важен. Однако дело, думается, вовсе не в трусости и инфантилизме его, а в той специфической особенности его натуры, которую П. Анненков обозначил как «сластолюбие». Господин Н. Н. в повести постоянно наслаждается жизнью — красотой природы, общением с людьми, душа его жаждет новых и новых впечатлений. Он постоянно анализирует и оценивает свои ощущения. Истинную ценность для него представляют не люди и события как таковые, а та тень, которую они отбрасывают в его сознание.

«Ни малейшего признака, чтоб он занят был истиной, правдой отношений своих к неожиданной Жюльетте, попавшейся ему на дороге: он только занят изучением ея характера да изучением своих впечатлений. Но в натуре этого человека есть одно важное качество: он способен понимать себя и при случае сознавать бедность нравственного существа своего. Вот почему он останавливается иногда у самой цели, к которой стремится безоглядно», — писал критик.

Однако душевный склад героя — это лишь одна из причин его жизненной драмы, причем причина поверхностная. Истинный же, глубинный смысл событий — в неотвратимости судьбы. Судьба у Тургенева враждебна по отношению к человеку. Счастье на земле невозможно вследствие изначальной обреченности земной любви, бренности земного счастья.

В своих романах писатель почти не изображает счастливой любви. Очень интересны в этом плане наблюдения дореволюционного исследователя Андреевского. Он замечает, что Тургенев — «поэт девушек», а не женщин. Писатель нигде не изображает брачный союз. Счастливую семью в тургеневских романах мы видим или «в проекте» (Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова) или «в старости» (родители Базарова). Лиза («Накануне»), Наталья Ласунская («Рудин»), Ася («Ася»), Марья Павловна («Затишье»), Джемма («Вешние воды») — «исчезают со сцены девушками». Вот где заключена «тургеневская боязнь жизни, боязнь счастья вследствие боязни смерти, вследствие горького опасения и сознания, что все это счастье неизбежно потускнеет, разрушится и исчезнет», — пишет исследователь.

В то же время Тургенев нередко противопоставляет любовь и смерть (рассказ «Довольно»), любовь в представлении писателя является силой, равновеликой смерти, даже побеждающей ее. Через любовь, красоту и искусство человек, по мысли Тургенева, обретает бессмертие. Отсюда — большая избирательность чувства, повышенное внимание человека к своим ощущениям и впечатлениям.

Поэзия любви у Тургенева в «несбыточности чувства». Д. Мережковский замечает, что в своем творчестве и мировосприятии писатель противопоставляет «любовь-похоть» и романтическую влюбленность. Первый тип любви равносилен личностной смерти, второй — бессмертию. Поэтому любовь героя в «Асе» «несбыточна», она так и остается «влюбленностью».

Стоит отметить, что мировоззрение Тургенева во многом сформировалось под влиянием философии Шопенгауэра, утверждающего несбыточность идеи человеческого счастья. «Счастье... всегда лежит в будущем, или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому темному облаку, которое ветер гонит над озаренной солнцем равниной: перед ним и за ним все светло, только оно само постоянно отбрасывает от себя тень. Настоящее поэтому никогда не удовлетворяет нас, а будущее ненадежно, прошедшее невозвратно. Жизнь... с ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями — эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять... как можно поверить, будто человек существует для того, чтобы быть счастливым», — пишет Шопенгауэр. Именно эта мысль и лежит в подтексте повести «Ася».

На следующий день эти мысли все еще не покидали головы моей.Я вспоминал Асю, как маленькое чудо, способное вызволить меня из одиночества, которого я не терпел. Оно съедало меня целиком, превращая мою жизни в этюд из серых оттенков.Я хотел найти ее, найти непременно, чего бы мне это ни стоило. Но с чего же начать? Где ее искать? Точных ответов на эти вопросы у меня не было. Я решил отправиться в город Л., в котором и произошла вся история моей молодой любви. Стараясь не терять драгоценного времени, я пошел на вокзал, находящийся в нескольких шагах от моего дома, купив билеты, я пришел домой с ошарашенной головой, мои чувства и мысли не давали мне покоя.Во мне происходили два противоречия: стоит ли мне ехать или не стоит? Но, вспомнив мою Асю, все сомнения как рукой снимало, я утвердил то, что я должен ехать в город Л. Собрав вещи, я сел в долгожданный вагон под номером 13.Номер вагона меня так расстроил, что я даже начал сомневаться в удаче моей поездки.Но мысли мои не так долго волновали меня, очень скоро, насмотревшись вдоволь необычайно-красивых видов Германии, я заснул крепким сном, что казалось, будто я навсегда останусь в этом вагоне, не пробудясь от сна. Я проснулся от неожиданного толчка в спину.Немного приоткрыв один глаз, я услышал строгий голос кондуктора этого злосчастного вагона: -Ваша станция будет через полтора часа, господин! Пробуждайтесь и начинайте освобождать свое место! -Да, да. Спасибо, сейчас освобожу место. Я быстро освободил свое место от моих скудных вещей и опять начал думать о Асе.Чем ближе вагон приближался к месту назначения, тем больше меня охватывала дрожь перед неизвестным.Как встретит меня Ася? Будет ли она рада нашей встрече? Увижу ли я ее вообще? Мне было не по себе.Меня бросало то в жар, то в холод.Мне не хотелось есть совершенно, вся еда была для меня ядом. Наконец, скорый поезд прибыл в город Л., я вышел из вагона, передо мной предвстал прекрасный и до боли знакомый вид, который очень быстро возрос в моей память, все больше наращивая и напоминая мне о событиях счастливой прошлой жизни. Я решил остановиться в уютной гостинице, находящейся прямо на берегу величественного Рейна, название которой опять заставило меня вздрогнуть, как, собственно, и номер вагона: «Черный лебедь»-гласила вывеска отеля.«Сегодня мне и впрямь не везет с номерами и с названиями»-подумал я. Зайдя в отельчик, я оказался обрадован внутренним убранством его, все было до мельчайших деталей продумано, но более изящной гостиницы я еще в своей жизни не видал.На стойке администратора я оформил один из номеров отеля, заплатив не очень высокую сумму за вид на Рейн.Взяв ключи, я поднялся на второй этаж гостиницы.Открыв дверь номера, был я поражен простотою, но в то же время красотою номера.Это был небольшой по площади номер, с видом на Рейн. «Что за неповторимый вид! Как же дорог мне этот город»-повторял я неустанно. Немного отдохнув, я увидел маленькую брошюру на столе, она рассказывала о всех прелестях и достоинствах отельчика, оказывается его построили совсем недавно,три месяца назад.И тут вонзилось мне в глаза имя человека,который владел "Черным лебедем": Господин Гагин. Перед глазами расстилался с невероятной скоростью туман. "Гагин,Ася,я их нашел!Я должен встретить его!"-в панике прошептал я. Я спустился с жаром на первый этаж,найдя стойку администратора,я потребовал видеть владельца.Мне ответили,что я могу подняться в его кабинет прямо сейчас.С колющим внутри сердцем,я открыл дверь,увидев знакомого мне Гагина,пролепетал:-Здравствуйте!Быть может,что вы меня не помните,я Господин Н. -Здравствуйте,да,я помню вас прекрасно.Что вас принесло в город Л.? -Ася!Как она?Я хотел бы свидеться с ней!Я понял,что она-любовь всей моей жизни.Я знаю,что не вовремя,простите... -Тут такое дело,дорогой господин.Я ничего не в силах вам сказать сейчас о ней. Пойдемте,быть может,вы поймете все без лишних слов. Он подал мне свою дрожащую руку, мы быстро спустились по лестницам и вышли из гостиницы.Воздух сдавливал мой голос,я не мог произнести ни слова.Непонимание росло с каждой секундой.Вдруг мы начали приближаться к городскому кладбищу:могильные плиты и больше ничего. -Только не... Не успел я одуматься,как Гагин привел меня к одной из плит,она гласила: " Гагина Анна". -Только не это -во второй раз сказав эти слова,заплакал я. Гагин начал плакать тоже,и мы обнялись так крепко,как раньше никто не обнимался.Гагин сказал только,что Ася умерла три месяца назад,13 июня. Мы обмолвились несколькими словами о прежней жизни и о нынешней,тогда,вытерев слезы своей рукой,он,попрощавшись со мной,ушел...А я еще долго стоял у могилы моей возлюбленной Аси,так и не узнав причину ее смерти. Я плакал,я корил себя за то,что не успел сказать ей тех слов,каких тогда желала она.Я безумец!Какой я безумец!Могло быть все иначе...

Мое путешествие на этом и закончилось.С этого дня я решил,что навсегда буду одинок,ведь никого я так и не смогу полюбить,кроме моей пламенной Аси. "Мой хамелеон,прости меня",-повторял я. А на столе лежал такой до боли знакомый цветок гераниума,последняя вещь,напоминающая мне о моей любимой.