Способы построения загадок. Урок. В мире загадок. план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему. Контрольная работа по дисциплине

Загадка это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами.


















Логическая структура и стратегия отгадывания загадок недостаточно изучена. По оценкам Г. Л. Пермякова, логических моделей, по которым построены загадки (аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.), не более сорока, но они универсальны для всех типов культур.


Семантическая структура загадки определяется соотношением трех ее основных компонентов: денотата (или десигната), т. е. объекта, загадываемого и подлежащего дешифровке; заместительного объекта, имеющего какие-то общие с загаданным свойства, и «образа», т. е. некоторого описания, применимого одновременно к обоим объектам.


Создаваемый в загадке образ принципиально «нереалистичен», он строится на расчленении загаданного объекта и выделении некоторых его свойств, на сочетании несочетаемого (отсюда частый прием негации), на изменении границ, на преобразовании ситуации и т. п. Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадки, однако удельный вес каждого из них в разных традициях не совпадает. Сравнительное изучение слав. загадок в отношении их структуры практически отсутствует.






Самое главное в пословице – умение выразить суждения о жизни в сжатой, меткой форме. В пословицах нет ничего случайного. Н.В. Гоголь прекрасно определил художественные достоинства пословицы. Он писал: «В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения»


Двухчастная Целостное предложение, отличающееся неразрывной связью двух частей сложного предложения. "Белый свет не околица, а пустая речь не пословица", "Умный плачет, глупый скачет"


П.У Бакирова выделяет в своей работе черты, присущие и пословицам и поговоркам: Клишированность - свойство того или иного текста восприниматься глобально, как существующее в готовом виде конструктивное и семантическое целое без существенных изменений в соответствующих коммуникативных ситуациях). Афористичность - свойство предполагает меткость, емкость и сжатость. Утилитарность. С этим свойством связан наставительный, назидательный характер пословиц, отражение в них жизненно-практического смысла. Этим свойством обладают все виды паремий. Антропоцентричность. "Пословица всегда обращена к человеку: она учит его жить, предписывает или запрещает какие-либо действия, дает мудрые советы"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление. Лежал, лежал, да и в реку побежал. (снег)

Большинство загадок построено на метафоре. Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение. Цветное коромысло над небом повисло. (радуга)

Радуга, как цветное коромысло, над небом повисло. Радуга = цветное коромысло

Как «построена» загадка 1. Метафора Белые хоромы, красные подпоры. (гусь)

Как «построена» загадка 2. Звуковой образ З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. (пила)

Как «построена» загадка 3. Сравнение Пять ларчиков, как пять чуланчиков. (перчатки)

Как «построена» загадка 4. Прямой вопрос Кто бежит без провода? (река)

Сочиняем загадку про снег Какой он? Можно слово «снег» заменить другим. Каким? Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю.

Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы. Домашняя работа

Предварительный просмотр:

Конспект

урока литературы

“В мире загадок”

Разработала:

Учитель русского языка и

Литературы

МБОУ «СОШ №1» г.Сафоново

И.В. Сидоренковой

2015 г.

Класс : 5

Предмет : литература

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы – В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин . М.: Просвещение, 2015.

Название раздела, темы: «Фольклор»

Тема урока: «В мире загадок »

Цели урока: знать, что такое загадка, ее отличительные особенности; способы создания загадки.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация.

Ход урока:

1. Оргмомент.

  • Психологический настрой детей на урок.
  • Звучит народная музыка.

Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».

3. Актуализация знаний.

  • Беседа учителя.

Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы?

Дайте определение слову «фольклор».

С какими жанрами фольклора мы познакомились на прошлых уроках?

4. Постановка цели (целеполагание).

Отгадайте: «Лежал, лежал, да и в реку побежал» (Снег)

Как вы думаете, о каком жанре фольклора мы будем сегодня с вами говорить?

Какие цели можно поставить на уроке?

Какие основные задачи урока стоят перед нами?

5. Организация деятельности по восприятию нового материала.

Что такое загадка?

6. Открытие обучающимися нового знания.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.

Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение.

Цветное коромысло над небом повисло (Радуга)

Рассмотрим, как строится загадка.

Способы построения загадок:

1. Метафора (пример)

2. Звуковой образ (пример)

3. Сравнение (пример)

4. Прямой вопрос (пример)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах.

- Определите способ построения загадки. Карточки

  • Полон хлевец белых овец. .
  • Бел, как снег, целовать станут, а он тает.
  • Кто на себе дом таскает?
  • Что видно только ночью?
  • Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
  • Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.

8. Включение в систему знаний и повторения.

  • Составление загадки про снег.

Какой он?

Можно слово «снег» заменить другим. Каким?

Какие действия выполняет снег

Составьте загадку

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Используя законы жанра, придумайте загадки:
  • о предметах одежды,
  • о музыкальных инструментах,
  • о кушаньях.

10. Рефлексия деятельности.

Прием рефлексии «Солнышко».

Ребята, в конце урока мы вновь прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. На доске прикреплён круг от солнышка, у вас - лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации; зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

11. Домашнее задание.

  • Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой.
  • Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

«Загадки - складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки - шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) .

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки - иносказания;

загадки - описания;

загадки - вопросы;

загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

«Давайте выведем соответствующее правило, проанализировав одну (хорошие методики на основе анализа одного примера, увы, не создаются - см. пример - Прим. И.Л. Викентьева) из самых простых народных загадок, ту, в которой говорится или, вернее, говорилось когда-то, когда ещё в ходу были колодцы:

«Вниз - смеется, кверху - плачет» (ведро).

В основе «герметического», туманного определения - процесс «остранения» предмета , изолируемого от его значения, вырываемого из обычного контекста. Предмет опускается и поднимается - вот всё, что мы о нём узнаем.

Но при этом заработали ассоциации и сравнения, объектом которых является не предмет в целом, а одна из его характеристик, в данном случае звуковая. Ведро поскрипывает... При спуске в колодец звук не такой, как при подъёме.

Ключ к новому определению - в метафоре, подсказавшей глагол «плакать». Поднимаясь вверх, ведро раскачивается, вода расплескивается... Ведро «плачет»... «кверху - плачет». Из этой метафоры, по контрасту, возникает предыдущая: «Вниз - смеётся». Теперь двойная метафора готова к тому, чтобы представлять вещь, одновременно её маскируя, возводя заурядный, будничный предмет домашнего обихода в ранг чего-то таинственного, дающего пищу воображению.

Проделанный анализ даёт нам, таким образом, следующую картину-кадр: «остранение - ассоциация - метафора». Таковы те три обязательных этапа, которые надо пройти, чтобы сформулировать загадку.

Действие этого правила можно продемонстрировать на любом предмете. Возьмем, к примеру, перо (наиболее вероятно, что сегодня это будет не так называемое вечное перо, а шариковая авторучка).

Первая операция: остранение. Мы должны дать перу такое определение, словно видим его впервые в жизни. Перо - это, как правило, пластмассовая палочка в форме цилиндра или многогранного параллелепипеда с конусным окончанием, особенность которого состоит в том, что если провести им по светлой поверхности, то оно оставляет отчётливый след. (Определение дано в общих чертах, весьма приблизительно, за более исчерпывающими формулировками просьба обращаться к романистам - приверженцам «школы взгляда».)

Вторая операция: ассоциация и сравнение. «Светлую поверхность», упомянутую в нашем определении, можно толковать по-разному, ибо образов и значений вырисовывается множество. Мало ли «светлых поверхностей» помимо листа бумаги! Это может быть, например, стена дома или снежное поле. По аналогии то, что на белом листе выглядит как «черный знак», на «белом поле» может чернеть в виде тропинки.

Третья операция: завершающая метафора. Теперь мы готовы дать перу метафорическое определение: «Это нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле».

Четвёртая операция: - необязательная - состоит в том, чтобы облечь таинственное определение предмета в максимально привлекательную форму. Нередко загадке придают форму стиха. В нашем случае это несложно:

Он на белом-белом поле
Оставляет чёрный след.

Необходимо подчеркнуть решающее значение начальной, на первый взгляд лишь подготовительной, операции. На деле остранение - самый существенный момент, оно рождает наименее избитые ассоциации и самые неожиданные метафоры. (Чем замысловатее загадка, тем интереснее её разгадывать.)

Почему дети так любят загадки? Ручаюсь, что главная причина в следующем: загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире - тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих. И процесс этот, процесс познания, зачастую происходит именно в форме неожиданного открытия, сюрприза. Отсюда то удовольствие, которое ребенок получает от самого поиска и от ожидающего его сюрприза; в процессе игры он как бы тренируется».

Джанни Родари, Грамматика фантазии, М., «Прогресс», 1990 г., с. 51-53..

АЛГОРИТМ

СОЗДАНИЯ

ЗАГАДОК.

П 1.

Загадки в нашей жизни.

Роль загадок в занятиях с детьми.

Загадки любят все. Особенно, конечно, дети. Прежде всего, любят загадывать. Причина - интересно поставить " втупик" товарища, а нередко - и взрослого. Детям просто необычно видеть, что родитель или воспитатель что-то не знает! "Как же это? Папа не знает!". Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением... "Не знает!". И блестят хитрые глаза - вот она, отгадка, такая простая...

Любят отгадывать. Может быть, дети где-то чувствуют, что отгадывание загадок - это суть жизни человека. Сначала игра, потом жизнь.

А об успехе загадок говорит игра "Что? Где? Когда?", обоюдные каверзы студентов в КВН"е, родившееся на наших глазах капитал-шоу "Поле-чудес", всевозможные конкурсы и викторины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки.

Естественно, что загадки - прекрасный материал для педагога. В занимательной форме дети получают знания:

О предметах и их связях в живой и неживой природе:

морковь- "красна-девица", растет в земле - "сидит в темнице", а ботва над землей - "коса на улице";

Об аналогиях: очень большое небо - "поле немерено", большое количество звезд - "овцы не считаны", месяц - "пастух рогат";

О функциях вещей: книга - рассказывает, часы – показывают время;

О характере процессов и последовательности явлений: "На болоте родился, три раза крестился, никому не покорился, Героем оборотился" - Ленинград.

Похоже, что проблемное обучение - по сути, это обучение на загадках! Поставим в трудное положение, заставим задуматься...

А откуда берутся загадки? Как они попали в детские книжки, в конспекты педагогов? Как хотелось бы самому сочинять их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные компьютеры и ведеомагнитофоны, лазеры и космические станции, роботы. Рождаются новые общественные движения, рождается новое государство. Когда-то сочинятся про это все загадки?! Способ нужен сегодня, сейчас, вчера!

П 2.

Существующие способы создания загадок.

Старинные загадки стали частью фольклора, устного народного творчества. И тут мы сильно не погрешим против истины, если предположим, что загадки создавались испытанным веками способом - методом проб и ошибок (МПИО).

Так, загадки тесно смыкались с творчеством скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал подметить явление в мире вещей и процессов, а острый язык - это выразить в нескольких емких словах-образах. А дело слушателя

Догадаться, о чем или о ком идет речь...

И отбирались загадки временем, проверялись на выживаемость. "Четыре братца под одной крышей стоят", "Два брюшка, четыре ушка", - кто скажет, из какого времени пришли к нам эти загадки?

Писатели-переводчики дарят нам загадки других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака.

"Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей..."

/Губы и зубы во рту/.

"Шалтай-Болтай сидел на стене..."

/ Яйцо/

"Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем..."

/Яйцо/

Это образы англо-американских загадок из сборника "Сказки Матушки Гусыни".

Загадки сегодняшнего дня приходят к нам в журналах "Мурзилка" и "Веселые картинки", в стихах детских поэтов.

"Я горячее храню, и холодное храню.

Я и печь, и холодильник вам в походе заменю"

/Термос/

"По небу ходит маляр без кистей.

Краской коричневой красит людей".

/Солнце/

"Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает".

/Свеча/

"На железной клумбе

цветы голубые,

Помогают стряпать

кушанья любые".

/Газовая плита/

"В нашей кухне круглый год

Дед Мороз в шкафу живет".

/Холодильник/

Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию каких-либо рекомендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время загадки создаются все тем же методом проб и ошибок. И остается уповать на то, что кто-то вновь подметит острым глазом и выразит острым, запоминающимся словом новые вещи и явления нашего быстро меняющегося мира.

Критика существующих способов создания загадок.

1. Бесплановость в работе создания загадок.

Создание загадок - творческий процесс. А широко распространено мнение, что творчество принципиально не планируемо. Вот придет вдохновение, тогда...

2. Случайность выбора объектов загадок.

Объектами загадок становятся чаще всего предметы обихода, природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техника. Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений!

3. Узок круг объектов загадок.

Даже после выбора объекта фантазия не идет дальше нескольких предметов этого круга:

Мебель (стол, стул);

Овощи (капуста, лук, морковь);

Транспорт (автомобиль, паровоз, самолет);

Природные явления (дождь, радуга, снег, ветер);

Школа (мел, доска, звонок).

4. Отсутствие системы в выборе качеств (действий) объектов загадок.

Какие элементы объекта взять для составления загадки, какие его действия описать в завуалированной форме? Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.

5. Невозможность научить любого человека "конструированию" загадок.

Упование на интуицию и фантазию, озарение, напрочь отвергают возможность обучения этому искусству. Есть талант - удешь создавать загадки, нет - извини...

Требования к способу создания загадок.

Основные требования к способу создания загадок вытекают з предыдущего раздела с критическими замечаниями. Естественно, что способ должен обеспечить:

Возможность плановой работы по созданию загадок. Конечно, дохновение - вещь хорошая, но метод должен обеспечить создание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же...

Направленный выбор объектов загадок. Например, представили ебе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах, полу, стен) создали загадки.

Расширение круга объектов загадок. Этот пункт тесно смыкается с предыдущим. Ну, куда входит комната? В квартиру. И еперь квартира - объект загадки.

Выбор всех атрибутов (характеристик) объектов. Любой объект состоит из элементов, которые как-то между собой связаны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается во

времени. Именно это и берем.

    возможность научить любого человека "конструировать" загадки. Уже предыдущие пункты показывают, что их реализация похожа на метод-способ: берем объект с его окружением, пристально изучим его элементный состав, связи, функции, историю. И опишем простыми словами. Заготовка загадки готова. Ну, можно этому научиться? Думаю, да.

Что есть для разработки способа создания загадок?

1. Алгоритм создания загадок, предложенный в мае 1989 года слушателем НУНТТ-а Шамовым А.

Объект загадки

Структурный анализ объекта

Функциональный анализ объекта и его элементов

Есть ли

Нет сходный объект Да

Со сходными

Функциями

Описание через Отрицательное

функции сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка где O - объект

Пример работы по предложенному алгоритму:

а) выбираем объект - очки;

б) очки состоят из:

Стекол

Оправы (металлической или пластмассовой)

в) стекла исправляют дефект зрения (глаза), оправа

удерживает очки перед глазами;

г) сходный объект - окно, витрина;

И сразу появились два варианта загадки:

Немного стекляшек,

Пластмассы немножко.

И вот уж готово

Для стекол окошко.

Вы бывали в магазине?

Что такое глаз в витрине?

Правда, здесь при наличии сходного объекта использовано не отрицательное сравнение типа "есть стекло и рамка, но не окно", а положительное сравнение "окно для глаза". Аналогично использован сходный объект - витрина.

Полученные загадки показали возможность использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки:

Использован только структурный, а правильнее сказать, элементный анализ объекта и функциональный анализ;

Указанные операции идут последовательно;

Предлагается при отсутствии сходного объекта давать описание объекта загадки через его функции;

Предлагается при наличии сходного объекта давать описание объекта через отрицательное сравнение.

2. Для разработки уточненного алгоритма создания загадок воспользовались опытом создания АРИЗ:

Сбор и обработка информационного фонда;

Выявление закономерностей;

Формализация.

п.6

Процесс разработки уточненного алгоритма

создания загадок.

1. В качестве информационного фонда использован сборник загадок для детей (Н>Н>Понамарева), Загадки из книги "Сказки Матушки Гусыни" и др.

2. Загадки из ИФ "пропущены через алгоритм Шамова А., что помогло выявить недостатки алгоритма. Недостатки указаны в предыдущем разделе.

3. Использован опыт работы по проведению ФСА: предлагается сделать параллельный анализ:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический.

4. Получена развернутая схема алгоритма, причем схема достаточно сложна для работы.

5. Произведено свертывание схемы. В этом варианте она приобрела вид (см рис 2).

6. Проверка схемы с помощью создания загадок.

Блок-схема алгоритма создания загадок

Объект загадки Надсистема объекта

О1 анализ

Нарушение, изъятие

О1 Положительное описание через Описание

нет Есть ли да через Отрицательное

О1 сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка рис. 2

Виды анализа объекта загадки О1:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический;

Элементы, из которых построен объект загадки;

Связи между элементами объекта и связи с надсистемой;

Функции самого объекта и его элементов;

Параметры элементов, связей и функций;

Развитие объекта или его элементов во времени.

Рассмотреть возможность нарушения, изъятия какого-либо объекта анализа (исчезновение элемента объекта загадки, исчезновение связи между элементами, нарушение функционирования элемента, нарушение параметра, нарушение хода развития). Естественно, что это приведет к какому-то нежелательному эффекту (НЭ).

Список НЭ даст композицию, а ритмическая организация списка даст искомую загадку.

Загадка может создаваться по линии выбора объекта О", у которого могут быть сходными с О1 элементы, структура, функции, параметры, генезис. Если такого О2 нет, то описание идет через элементы (структуру и т.д.) О1. Если такой О2 есть, то через его элементы (структуру и т.д.) при положительном описании, и через отрицательное сравнение.

Пример создания загадки по алгоритму.

Я на клавиши нажал,

Только музыки не слышу.

А послушный мне металл

На бумаге буквы пишет.

п.7

Примеры создания загадок.

1. Объект загадки - загадка.

Человек Загадка Знание

Слова связаны в фразы.

Заставляет задуматься.

От развлечения до размышления

Слова образы сложного

Образы создают цельную картину.

Учит думать

Загадка часто похожа на стихи, ритмическая организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.

Хоть похожа на стишок,

Только действует иначе:

Развлекая - учит нас,

Задает уму задачу.

2. Объект загадки - яйцо.

Яйцо

Скорлупа Скорлупа Служит едой Долго хранится в холоде

Белок

Белок Желток

Дает Не хранится

Желток Цыпленок Цыпленка тепле

Цыпленок

Скорлупа похожа на белую стенку, белок - на кисель, желток - на солнце

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А положите в тепло,- неожиданно разбиться,

И на ножках убежать.

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А в тепле, то будет риск,

Что услышим скоро писк.

Желтый шар похож на солнце,

Вокруг кисель, есть белая стена,

И нет ни одного оконца.

3. Объект загадки - паутина.

Паук Муха Паутина усты,

ветки

трава нити сеть из нитей ловит мух нити тонкие

сеть ажурная

Нити похожи на леску для ловли рыбы, на волосы.

Сеть похожа на кружева, на антенну радиолакатора,

на невод, на висячий мост, на сетку-авоську.

По действию есть сходство с ловлей рыбы, с

подстраховкой акробата с помощью сетки.

Между ветками, кустами

Лесной строитель вяжет мост...

И для мухи-пешехода

На том мосту - прощай, свобода!

Я не вратарь, поэтому люблю,

Когда жужжащий "мяч"

В сетку влетает мою.

Кто повесил эти сетки,

Расчертив траву на клетки?

В них pыбки попадаются,

Жужжат и тpепыхаются.

Что за стpанный pыбачок

В лесных кустах забыл сачок?

Как pыбки попадутся,

То жужжат и pвутся.

Про лесного жителя

Спросим у ребят:

С сеткой кто работает,

Словно акробат?

4. Объект загадки - иголка.

Рука Иголка Нить Ткань

Игла, протаскивая нить, оставляет след.

Игла похожа на рыбу.

Вот так рыбка, чудо-рыбка,

Хвост из нитки тянет.

То нырнет, то вновь блеснет

На волнах из ткани.

5. Объект загадки - снегирь.

Ветка Снегирь Мороз, зима Клюв Птица Летает Красная

грудка Тело Свистит Хвост Лапки

Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал светофора, на

воздушный шарик.

Может быть, я прав,

Возможно, это шутка:

У птицы на морозе

Раскраснелась грудка.

В зимний сад нельзя войти.

Почему? Готов ответ:

Светофор живой на ветке

Не дает зеленый свет.

6. Объект загадки - утюг.

¦ Рука Шнур Утюг Ткань Пятка Гладит Горячий От нагрева ткань углями до Подошва электрического нагрева Острый Ручка

Утюг похож на пароход, на чайник (такая же ручка).

Электрический пароход,

ТО назад плывет, то вперед.

Были волны, - и нет.

Остается за мной гладкий след.

Я похож на пароход,

И на чайник тоже.

А горячий мой живот

Гладить ткань поможет.

7. Объект загадки - петух.

Куры Двор Петух Голова с Птица Поет по утрам и вечерам

Яркий хвост гребнем

Красный гребень Тело Хвост Ноги со шпорами

тух похож на будильник (по своей функции), по "одеянию"

На клоуна, хвост похож на веер.

Яркий веер за спиной.

Угадайте, кто такой?

Был сначала желтенький комочек.

А сейчас на нем узор из полос и точек.

Был белый - молчун.

Потом желтый - пискун.

Теперь разноцветный - певун.

Ваш будильник просто ходит,

Будит по утру.

Наш будильник очень важно

Ходит по двору.

Я с гребешком, хотя не парикмахер.

Со шпорами, хоть не кавалерист.

В одежде яркой, хоть я и не клоун.