Темные богини. Темные богини А что, если Статуя Свободы - это изображение…

Богини мировой мифологии далеко не всегда милосердны и добры. Многие из них требовали от своих адептов особого рода поклонения.

Даже если вы ничего не знаете про богиню Кали, вы наверняка слышали про то, что по индуистскому календарю мы живем в эпоху Кали-юга. От имени Кали происходит название бывшей столицы Индии Калькутты . Здесь и сегодня находится крупнейший храм поклонения этой богине.

Кали - самая грозная богиня мировой мифологии. Одно её изображение уже пугает. Она традиционно изображается синего, либо черного цвета (цвет бесконечного космического времени, чистого сознания и смерти), с четырьмя руками (4 стороны света, 4 основных чакры), на её шее висит гирлянда из черепов (череда воплощений).

У Кали красный язык, что символизирует кинетическую энергию вселенной гуну раджас, стоит богиня на поверженном теле, что символизирует вторичность физического воплощения.

Кали пугает, и не напрасно. В Индии ей совершали жертвоприношения, а самыми ревностными адептами этой богини стали тхаги (туги) - секта профессиональных убийц-душителей.

Согласно историку Уильяму Рубинштейну в промежуток с 1740 по 1840 годы туги убили 1 миллион человек. «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей. В английском языке слово «таги» (англ. thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов»

Геката - древнегреческая богиня лунного света, пресподней и всего таинственного. Исследователи склонны считать, что культ Гекаты был заимствован греками у фракийцев.

Сакральное число Гекаты - три, поскольку Геката - трехликая богиня. Считается, что Геката управляла циклом человеческого существования - рождением, жизнью и смертью, а также тремя стихиями - землей, огнем и воздухом.

Власть её распространялась на прошлое, настоящее и будущее. Свою силу Геката черпала от Луны, которая также обладает тремя фазами: новой, старой и полной. [С-BLOCK]

Изображалась Геката обычно либо как женщина с двумя факелами в руках, либо в виде трех фигур, связанных спина к спине. На голове Гекаты часто изображали языки пламени или рога-лучи.

Жертвенник, посвященный Гекате, назывался гетакомбой. Описание жертвоприношения Гекате встречается в «Илиаде» Гомера: «Ныне черный корабль на священное море ниспустим, //Сильных гребцов изберем, на корабль гекатомбу поставим».

Священным животным Гекаты была собака, ей в жертву приносили щенков в глубоких ямах, или в пещерах, недоступных для солнечного света. В честь Гекаты справлялись мистерии. Греческая трагическая поэзия изображала Гекату властвующей над злыми демонами и душами умерших.

Культ Кибелы пришел к древним греками от фригийцев. Кибела была олицетворение матери-природы и почиталась в большей части областей Малой Азии.

Культ Кибелы был по своему наполнению весьма жестоким. От его служителей требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран.

Неофиты, предававшие себя во власть Кибеле, проходили инициацию путем оскопления.

Знаменитый английский антрополог Джеймс Фрейзер писал об этом обряде: «Мужчина сбрасывал с себя одежду, с криками выбегал из толпы, схватывал один из приготовленных для этой цели кинжалов и тут же совершал кастрацию. Потом он носился как угорелый по улицам города, сжимая окровавленную часть своего тела в руке, от которой в конце отделывался, швыряя ее в один из домов».

Новообращенному в культ Кибелы выдавали женскую одежду с женскими украшениями, которую ему теперь было суждено носить до конца жизни. Подобные жертвоприношения мужской плоти совершались в честь богини Кибелы в Древней Греции во время торжества, известного как День крови.

В аккадской мифологии Иштар была богиней плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне Иштар имела роль астрального божества и была олицетворением планеты Венеры.

Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов, поэтому часто её культ включал сакральную проституцию. Святой город Иштар - Урук - называли также «городом священных куртизанок», а сама богиня часто упоминалась, как «куртизанка богов».

В мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами.

В записях Гуиранда сказано: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза.

Чиннамаста

Чиннамаста - одна из богинь индуистского пантеона. Её культ содержит интересную иконографику. Чиннамаста традиционно изображается так: в левой руке она держит собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее собственной шеи. Богиня стоит или восседает на паре, занимающейся любовью. Справа и слева от нее две спутницы, которые радостно пьют кровь, струящуюся из шеи богини

Исследовательница Э. А. Бенард считает, что образ Чиннамасты, равно как и остальных богинь Махавидья, следует рассматривать как маску, театральную роль, в которой высшее божество по своей прихоти желает явиться перед своим адептом.

Одна из важных деталей иконографии Чиннамасты, то, что она попирает ногами находящуюся в любовном союзе пару, развивает тему преодоления богиней вожделения и любовных аффектов. [С-BLOCK]

То, что сама Чиннамаста пьет собственную кровь, символизирует то, что тем самым она достигает разрушения иллюзий и получает освобождение-мокшу.

В Древней и средневековой Индии хорошо была известна практика ритуального самоубийства. Самое известное - самосожжение вдов - satī, sahamaraņa. В среде наиболее ревностных поклонников божеств существовал и обычай принесения в жертву собственной головы. Сохранились уникальные памятники - рельефные изображения со сценами подобного жертвоприношения, благодаря которым мы можем представить себе, как оно происходило.

Подобный обряд есть и в записках Марко Поло . Он упоминает существовавший на территории Малабарского побережья обычай, согласно которому осужденный на смерть преступник мог избрать вместо казни такую форму жертвоприношения, при которой он сам себя убивает „из любви к таким-то идолам“. Эта форма жертвоприношения осмыслялась в народе как более всего угодная Чиннамасте и, следовательно, могла служить процветанию и благу всей общины.

Прежде, чем мы сможем рассказать о работе с тёмными богинями, давайте исследуем, что они собой представляют. Термин «тёмные богини» обычно применяется к тем, чьи аспекты неоднозначны. Тем не менее, все божества обладают множеством аспектов, и в наше время можно наблюдать склонность практиков упрощать свое видение божества. Поэтому необходимо пристальное изучение того, как понимали их древние. И мы увидим, что даже самые светлые божества, которых мы чтим сегодня, имеют кое-какие тёмные аспекты.

В древности не было «тёмных» или «светлых» богинь, скорее существовали различные аспекты богини или бога, к которым обращались при определённых обстоятельствах. Классическими примерами этого были Сехмет с головой львицы, а также Исида. Сехмет представляет собой свирепость полуденного солнца, самого жаркого и светлого времени суток. Помимо того, что она почти уничтожила человечество, когда люди были непочтительны к её отцу Ра, Сехмет была способна исцелять или насылать болезни. Таким образом, она олицетворяет качества исцеления и смерти: светлый и тёмный аспекты.

Исида, доброжелательная мать и послушная жена, также была повелительницей магии. Она приобрела эту силу, сделав змея из слюны Ра, и добилась того, чтобы он укусил его. Ничто не могло излечить его, и лишь Исида могла сделать это после того, как он передал ей своё тайное имя и даровал всю силу магии. Так что Исида схитрила, показав свою тёмную сторону и получив то, чего она хотела.

Такие аспекты имеют место на всех этапах нашей жизни, а также смерти. Тёмные богини связаны с переходными периодами и трансформациями, которым мы подвергаемся. Таким образом, тёмная богиня в качестве божественной акушерки – это наша первая встреча с ней, например, в форме египетской богини с головой лягушки Хекет и богини-гиппопотама Таурт.

Темные богини – могущественные первобытные сущности, представляющие мистерию рождения в то время, когда цивилизация пребывала в своём младенчестве, и человек боролся за упорядочивание хаоса, который обнаруживал вокруг себя. Чтобы задобрить природу, божеств зачастую изображали в виде антропоморфных существ, то есть они комбинировали изображения человеческого тела с теми животными, чьими качествами они обладали. С течением времени, божественная акушерка предстала во всецело человеческой форме, но с устрашающим аспектом, подобно Керидвен в кельтских мифах и Гекате в греческом пантеоне.

Следующая переходная стадия в нашей жизни – это период полового созревания и связанные с ним физические изменения. Для женщин это начало их прихода к силе, поскольку они переживают опыт первой менструации. Во всех культурах на всем протяжении истории с менструальной кровью связаны табу. Для патриархата менструальная кровь представляет женскую силу, которую они хотели контролировать или поработить. Менструальная кровь символизировала женскую сексуальность, вызывающая у мужчин чувство отстранения и испуга. Это показывает, что творческая сила жизни, пребывающая в женщинах, не зависит от того, сколько мифов о сотворении придумали мужчины, где мир создают мужские боги!

Кроме того, поскольку не может быть никаких сомнений в том, кто мать ребёнка, но не всегда очевидно, кто отец, в один из этапов истории решили заблокировать женщину, спрятать ее, чтобы гарантировать отцовство определенного мужчины. Богини, связанные с сексуальностью и сексуальным наслаждением были очень сильными сущьностями, поэтому они стали демонизироваться и их энергии стали считаться нездоровыми.

Женщин заставляли быть скромными, подавить свои желания наслаждения и подчиниться мужчинам. Богиня, бросающая вызов этому представлению и воодушевляющая женщин гордиться своим полом и стоять наравне с мужчиной, неизбежно обозначалась как злая и тёмная.

Лучшая иллюстрация этого – Лилит. Лилит была первой женой Адама и не была сотворена из него, как это позднее было с Евой. Лилит не хотела лежать под Адамом в миссионерской позе, что минимизировало её удовольствие и показывало его господство. Лилит хотела быть сверху и наслаждаться в полной мере. Поэтому Адам пожаловался Иегове, и Лилит использовала тайное имя JHVH, чтобы скрыться. Три ангела, посланные за ней, оказались бессильны вернуть её назад.

Это показывает божественную природу Лилит, и то, что она была не пассивной женщиной, а сильной и сексуальной богиней, которая могла использовать силу имени Бога и безнаказанно игнорировать ангелов. Неминуемо и быстро Лилит стала демонизирована и превратилась в ночную ведьму, которая убивала младенцев, играя на самых больших женских страхах: безопасности и здоровье их детей, отворачивая их от Лилит.

Не только Лилит была демонизирована. Исследование средневековых гримуаров быстро идентифицирует многих так называемых демонов в качестве искажённых версий имён давних божеств, подобных Аштарот, искажению Астарты или Иштар.

Помимо этапов жизни, находящихся под влиянием тёмных богинь, есть и другие аспекты, которые мы должны рассмотреть, чтобы дать ясное представление о диапазоне качеств, олицетворяемых такими богинями. Одна из таких областей – это война или конфликт. В истории мифологии много богинь войны, один из лучших примеров – Морриган.

В связи со своей сексуальной и воинственной природой, Морриган не могла быть зачислена в пантеон святых, подобно Бридеи, и демонизировалась в баньши. Иштар – это еще один хороший пример яростной, сексуальной и воинственной богини, бросающей вызов мужским стереотипам.

Почему именно богиня представляет сражение, когда война часто рассматривается как сфера мужчин? Мужчинам давно известно, что самый страшный человек на планете – это мать, защищающая собственных детей, поэтому, пожалуй, это не удивительно!

Мщение и воздаяние – это еще один аспект, который мы видим в тёмных богинях. Речь о богинях, таких как Немезида, которые наказывали людей, грешивших против Фемиды и естественного баланса событий – они ощущают её гнев.

Другой переходный период, всегда приносивший проблемы – это старость. Старость приносит страх смертности, обличает наши тени, а также страх чего-то запредельного, неизведанного и непознаваемого. Богиня смерти представляет осуществление всех предшествующих этапов жизни. Более не плодовитая, её творческая сила состоит не в жизни, но в мудрости и смерти. Её тотемы – те, что связаны со смертью, вороны и стервятники.

Образы умирания и распада, связанные с божествами смерти, всегда пугали человека и продолжают оставаться одной из главных сокрытых тенденций нашего общества. Смерть может отнять у нас наше достоинство и прийти в любое время. Это нежеланный незнакомец для тех, кто никогда не сталкивался со смертью.

Секс и смерть (принципы Эроса и Танатоса в психологии), вероятно, две самые серьезные силы, формирующие наш образ жизни. Поскольку секс – это творческий и жизнеутверждающий акт, смерть – это неизбежность конца, который ожидает всех нас.

Богиня смерти, подобная Кали, часто изображается как ужасная или очень пугающая, древняя и неудержимая. Она – пожиратель, который поглотит нас, независимо от того, что мы можем сделать для её успокоения. Опять-таки, данный аспект имеет тенденцию демонизироваться через страх, вместо того, чтобы приниматься как часть природного цикла существования.

Мудрость старости игнорируется в страхе смерти, так что общество скрывает своих пожилых людей в домах престарелых, вместо того, чтобы ценить их как хранителей знания с мудростью опыта для наставления юных членов рода сквозь их переходные периоды. По существу, это показывает устранение посвятительных качеств старости и смерти. Но кто лучше наставит людей на протяжении переходных периодов, чем те, кто уже прошёл через весь диапазон человеческого опыта?

За пределами смерти существует подземный мир и суд, где будут оценивать ваши поступки. Отговорки не имеют значения; именно качество вашей жизни и поступки определят, как вас оценит тёмная королева подземного царства, такие богини как Геката и Эрешкигаль. Каждый, в конечном итоге, окажется в подземном мире.

Геката стоит у входа в подземный мир со своими ключами, выбирая, в какую часть подземного мира будет отправлена душа: в красоту Элизийских полей или страдания Тартара. Эрешкигаль сидит в подземном мире со своими судьями, ожидающих измерения поступков человеческой души. Египетский подземный мир был одной из наиболее крайних сфер, где всякий, чьё сердце перевешивало перо истины Маат, бросался к пожирателю и их сущность аннигилировала.

Простор звёзд, который затмевает нас и заставляет почувствовать нашу несущественность – это еще один классический аспект, воплощённый некоторыми тёмными богинями, такими как мать всего творения. При столкновении с безграничным потенциалом пустоты, вечностью космоса, нам гораздо легче повернуть свой взор ближе к дому, к более управляемым и менее побуждающим восприятиям.

Богини, такие как египетская Нюит, греческая Никта и индийская Кали всецело представляют тотальность всего, из чего мы – лишь фрагменты. Нюит изображается со звёздами в её теле, а Кали описывается как «облачённая в звёзды». Обе часто изображаются обнажёнными, что может быть связано с происхождением термина «нагой» (англ.«skyclad»).

Аспект, который не может быть проигнорирован, касается Луны и лунных мистерий. Луна длительное время очаровывала человека; её возрастание и убывание влияет на волны, вегетативный рост и нас самих. Луна воплощает изменение, и длина её цикла связывается с женской менструацией.

Древний человек, должно быть, удивлённо смотрел на постоянно-меняющийся лик луны в ночном небе, используя её свет, чтобы охотиться или скрываться, и с изменением Луны проходит время, разделяя его на циклы и сезоны.

Луна не светит, она отражает свет Солнца. Луна символизирует глубины бессознательного под солнечным светом сознательного разума. Лунные богини воплощают мощные потоки, скрывающиеся под поверхностью: миры сновидений, эмоций и иррациональности. Неудивительно, что Луна должна быть связана с ведовством и колдовством, с теми, кто выбирает работу с природными потоками, вместо того, чтобы пытаться контролировать их.

Четыре фазы Луны представляют изменяющие потоки наших жизней и да, их четыре, а не три. Луна прибывает от новолуния, достигает половины в первую неделю и растет до полной во вторую неделю. Затем убывает до половины убывающей Луны в третью неделю и становится невидимой к четвёртой неделе.

По какой-то причине многие люди предпочитают игнорировать тёмную Луну, хотя это время для магии, пожалуй, наиболее страшное, ибо только тусклый свет звёзд освещает темноту ночи.

Идея тройной лунной богини и её аспектов, таких как дева, мать и старуха – это современное изобретение (хотя такая концепция хорошо работает с магической точки зрения). Она была создана Робертом Грейвсом в середине девятнадцатого века и представлена в книге «Белая Богиня». Но эта концепция игнорирует силу тьмы и, таким образом, отдаляет людей от этого времени силы, особенно полезного для женщин.

Если вы посмотрите на всех богинь в истории, вы увидите, что не существует тройной богини, воплощающей все три фазы – т.е. дева, мать и старуха. Когда вы находите богинь, представленных в тройной форме, подобных Бриде или Гекате, они изображаются как существа одинакового возраста, зачастую в качестве красивых юных женщин, что приводит нас к пониманию того, насколько ограничивающие стереотипы все еще сохраняются в современном язычестве.

Например, Геката изображается в древнегреческом искусстве как красивая юная женщина. Так почему же она столь часто упоминается в современном язычестве как старуха или пожилая женщина? Вспомнив некоторые воззвания, вы увидите, что я имею ввиду. Например, «Древняя королева мудрости, Геката, Керидвен, старая, приди к нам». Геката не «старая» в смысле её внешнего вида, даже при том, что она древняя богиня, она – один из Титанов, предшествующих олимпийским богам Греции.

Подобно этому, Керидвен – это богиня-мать, не старуха и не ведьма, хотя она очень много изображается как ведьма с травами и заклинаниями! Конечно, как современные язычники мы должны быть в состоянии вернуться к источнику и соединиться с оригинальными формами божеств, а не увековечивать подавленные и несведущие концепции теперь, когда информация столь свободно доступна.

Заключительный аспект, который нам следует рассмотреть – это тёмная богиня в Колесе Года. Она представляет тёмную половину года, то есть осень и зиму.

В день Осеннего Равноденствия богиня спускается в подземный мир, возвращается на землю, и смерть окружает нас, поскольку идет сбор урожая. На Осеннее Равноденствие баланс года смещается, и очередной раз в дне больше тьмы, чем света. В то же самое время собираются плоды, что напоминает нам о циклической природе жизни, поскольку мы поглощаем плод, исходящий из растений, которые в какой-то день могут подпитываться нашими трупами.

После Осеннего Равноденствия, мы движемся к Самайну, где завеса очень тонка. Призраки и феи движутся по земле, вызывая несчастья и хаос, и человек видит, что природа контролирует его посредством погоды, а не наоборот. Теперь тёмная богиня восседает на престоле в подземном мире в качестве богини смерти и суда. В это время забивался скот, чтобы обеспечить людей мясом в течение последующих суровых зимних месяцев.

В прошлом мы смотрели на предков, перенимая их мудрость. Сегодняшнее общество создаёт балаган из того, чего боится по незнанию; оно превращает старые обычаи в часть гонки за большей прибылью.

Зимнее солнцестояние приносит самый короткий день в году, меньше всего света. Тем не менее, это также время возрождения солнца, ибо теперь дни начинают становиться длиннее. Йоль напоминает нам, что во всех вещах должно быть равновесие. В самое тёмное время возрождается семя света, каждая противоположная полярность содержит внутри себя семя противоположности, подобно символу инь-янь.

Калех (Cailleach) в качестве королевы зимы воплощает мрачность этого времени, но также и потребность заглянуть внутрь себя. Зимой мы проводим больше времени в помещении, мы более пассивны. Это даёт нам возможность заглянуть внутрь и исследовать наши внутренние пейзажи, вместо того, чтобы направлять энергию наружу. Зима – это, как и любое другое время года, необходимая часть цикла природы, поскольку смерть – необходимая часть цикла жизни, смерти и возрождения.

Вы можете увидеть, что тёмные богини – это, по сути, богини, воплощающие переход и трансформацию, и воззвание к ним заставляет нас расти и меняться, принимать ответственность за свои поступки и становиться лучше. Они – не зловещие или жуткие, хотя люди, поверхностно бросающие на них взгляд и не берущие на себя труд разузнать больше и отважиться войти внутрь тьмы, могут подумать, что они таковы.

Умонастроение выбора богини для работы с ней ради предполагаемого «крутого достоинства» неразумно. Чурайтесь разговоров о том, что вы работаете с Лилит или Кали, поскольку думаете, что это позволит вам смотреться «круто», причем вы можете получить шок, если богиня решит взяться за вас по поводу вашего хвастовства и начать реконструировать вашу жизнь для вас!

Итак, как мы можем работать с тёмными богинями в Викке? Ну, для начала, многие церемонии исполняются в темноте! Помните, что слишком много света ослепляет, и точно также ослепляет кромешная тьма. В Викке мы стремимся к балансу, у нас есть солнечные Саббаты и лунные Эсбаты, и игнорирование одного из аспектов оставит вызовет проблемы вследствие дисбаланса. Так как Викка – это путь внутренней трансформации и духовного роста в гармонии с природой, работа с этими тёмными богинями может помочь реализовать наш полный потенциал в проявлении.

Важно помнить, что Викка соединяет три нити духовности: магию, мистику и религию. Мистицизм очень важен, хотя иногда игнорируется. Мистический опыт божественного и вселенной – это пища для души и помощь, дающая нам импульс к переменам. Работы с тёмными богинями может обеспечить очень мощные мистические переживания! Как религия, Викка позволяет переживаниям обрести надёжный и полезный формат, а магия курса помогает содействию таким переживаниям.

Вы можете спросить, что же насчет Гекаты и Морриган? До сих пор в отношении этих богинь не было сделано ничего значительного. Почему именно эти богини? С одной стороны, личные пристрастия, а с другой – весьма веские причины. Геката – это покровительница нашего учебного кружка «VitriolGrove», и я – жрец Морриган.

Давайте начнём с Гекаты. Геката – это покровительница ведьм, и это очень хорошая причина, чтобы работать с ней! Также Геката была важной богиней для древних греков, и была единственным титаном, почитаемом на Олимпе. Хотя она никогда не жила на Олимпе, Зевс даровал ей владычество над частями Небес, Земли и Моря и право доставлять или взимать дары от человечества.

Геката почиталась как богиня изобилия и красноречия, награждавшая щедрыми дарами тех, кто почитал её. Здесь мы можем увидеть общую мифическую тему: представительница первоначального пантеона была принята в новый, чтобы у человечества оставались средства для обращения с «хаосом», представленном более ранними божествами.

Силы Гекаты значительны. У неё было множество ролей, наиболее важные из которых, по-видимому – это хранительница от злых духов и проводник сквозь трудные переходные периоды. Геката обычно представлена как богиня порогов: она хранит проходы, перекрёстки и направляет людей через перемены.

Она также принимала участие в Элевсинских мистериях как богиня, приводящая кандидата к посвящению, и это очень важная роль в Викке! Геката была единственной богиней, изображаемой с двумя факелами в греческом искусстве, что важно, поскольку это подчеркивает её роль как светоносца или фосфора. Как светоносец, она проводит посвященного сквозь тьму борьбы и тяжёлой работы к просвещению инициации.

Связь Гекаты с природой часто игнорируется, что не может не шокировать, поскольку этот аспект очень важен. В «Халдейских Оракулах» Геката описана как мировая душа и как дарохранительница добродетелей и источник души! Здесь она изображается как невероятно сильная женская энергия, сильно отличная от шекспировского портрета ночной ведьмы, обладающей очень небольшой силой.

Под руководством Гекаты и «iynges», божественных посланников, которые были в основном ангелами (вспомните, что «ангелус» означает «посланник»), её демонические псы преследовали беззаконников. Гекату видели как душу природы, судьбу всего, ибо она присутствовала при рождении, посвящении, в течение жизни и при смерти. Ибо Геката также несёт ключи к подземному миру, и именно она решает кто идёт в Элизий (т.е. «Вечное Лето» в Викканской терминологии).

Праздники Гекаты проводились на тёмную Луну. Богатые люди оставляли пищу на перекрёстках в её честь. Эта еда съедалась бедными. Один писатель, приносивший жертву Гекате заметил, что он едва успел убрать руки, как еду забрали нищие! У Гекаты также есть особые дни фестивалей на 13 августа и 16 ноября. Поэтому в группах проведение праздника Гекаты в новолуние, на темную Луну – это очевидный способ почтить Гекату наряду с оставлением подношений на перекрёстках.

Вы можете работать с Гекатой в любой фазе Луны, поскольку она также представляет собой звёздную богиню. Её парные факелы символизируют Венеру как утреннюю и вечернюю звезду. Геката также была богиней штормов. Если бы вы были фермером и хотели бы получить благосклонность Гекаты, именно 13 августа, перед сбором урожая, нужно было умилостивить ее подношениями.

Геката часто изображалась в троичной форме, та же самая красивая девушка, но три раза! Считается, что её статуи могли оставляться на перекрёстках, которые священны для неё как для Гекаты Тривии, Гекаты трёх дорог. Мы зачастую интерпретируем перекрёстки в виде четырёх сторон, но в случае Гекаты, тексты очень специфичны, называя их Тривия, что в действительность есть три пути (вперед). Поэтому Геката трёх путей стояла на каждом перекрестке.

Границы и перекрестки – это места встречи с духами и сверхъестественными существами, и Геката была идеальным хранителем для защиты вас от всякого вреда. Три пути также можно рассматривать как землю, небо и подземный мир.

Геката наиболее часто переводится как «та, которая исполняет свою волю», и что может быть более подходящим для богини, ведущей нас через трансформацию и являющейся покровительницей ведьм? У неё нет множества партнеров, как у многих греческих богинь. Она не могла легко выйти замуж за бога и создать прекрасную пару!

Бог, с которым она больше всего связана – это Гермес, еще одно божество магии и трансформации. Статуи Гекаты и Гермеса, охраняющие врата, были обнаружены снаружи некоторых греческих городов, и эти два божества также были центральными в различных версиях мифа о Деметре и Персефоне. Это божества, которые привели Персефону назад из подземного мира, так как когда Персефона была похищена, Геката была единственным божеством, услышавшим её крики!

Геката с факелами играла важную роль в Элевсинских мистериях как богиня, которая вела кандидата сквозь тьму к посвящению, возможно, повторяя путешествие Персефоны через подземный мир. На самом деле, чем больше вы узнаете о Гекате, тем скорее обнаружите, что она представляет собой очень сложное божеств, со многими аспектами. Она идеально подходит на роль покровительницы современных ведьм.

Подобно Гекате, Морриган также была членом прошлого хаотического пантеона, который был заменён на новый порядок. Вместе с Фоморами она боролась против династии Туата Де Данаан. То, что она тоже была Фомором (ранней), ясно из того факта, что она уже была в Ирландии, когда прибыли Туата Де Данаан, и у неё, определенно, была хаотическая природа по сравнению с более светлыми богами Туата Де Данаан.

Именно поэтому, подобно Гекате, она была включена в новый пантеон и подобно Гекате, она не может быть четко классифицирована. Она сохранилась в фольклоре, посредством таких персонажей как баньши, Чёрная Аннис, Гвира и Рибин, и не была канонизирована, подобно многим другим божествам, таким как Бригитта.

У Морриган есть сильный земной аспект, и через её связь с животноводством и лошадьми (как у Махи). Она дарит суверенитет территории законному королю (как в истории «Ниалл. Девять Заложников») и снимает его в случае нарушений, как с в истории королем Конайре в «Разрушении дома Да Дерга».

Местное ирландское предание показывает, как сохранилась реальность связи богини с землёй, с традицией «Кэллиберри», ведьмой праздника урожая в виде фигуры, сделанной из последнего овса. Во время праздника ее помещают над столом, рядом становится женщина, которая является главной среди других женщин в доме (хранительницы домашнего очага). Она наклоняется рядом с овсяной фигурой, и фигур ритуально перерезается серпом (аналогия с отрубленной головой).

Местные легенды «Cailleach Beara» (из коих происходит название «Кэллиберри») рассказывают о богини формирующую ландшафт. Камни, выпадающие из её фартука, формируют холмы и долины, что снова демонстрирует ее аспект богини земли.

Морриган также связана с судьбой, как омыватель у брода, которая режет нить жизни и предсказывает судьбу. Также она пророчествует, например, предсказывает поражение Туата де Дананн, когда казалось, что победа будет за ними.

«После прерывания битвы и очищения от бойни, Морриган, королева войны, провозгласила триумф и великую победу для королевских холмов Ирландии, своей духовной армии, её водам, рекам и эстуариям». «Какие новости?» - кричат люди, и ответ приходит от жестокой Бадб, сестры Морриган.

«Мир для небес, мир для земли

Земля под небесами, сила в каждом.

Чаша полна, она полна мёда.

Мёд в изобилии, лето в зиме

Мир для небес»

Данный фрагмент показывает некоторые из качеств Морриган, включая суверенитет земли (величественные холмы Ирландии), её связь с потусторонним миром и волшебством королевы призраков (духовная армия), а также её связь с водой – реками и эстуариями.

Одно из переводов её имени – «королева ведьм», наряду с другими вариантами, такими как «великая королева», «королева призраков», «ужасная королева» и «морская королева». Хотя она известна как богиня секса и битвы, она имеет аспекты, связанные с землёй и водами, а также пророческие, поэтические, потусторонние, магические и меняющие форму аспекты.

Важный фактор в случае, как Гекаты, так и Морриган, заключается в том, что они представляют изначальную творческую силу женственности. Они не были «дезинфицированы» или переделаны в милых, дружественных и социальных согласно стереотипам. Они – Богини, которые бросают нам вызов для роста и реализации нашего потенциала, что есть благо для тех, кто идёт по духовному пути.

Так что обе богини имеют связь с природой, судьбой и целым сонмом сущностей, которыми они управляют. Обе из этих Богинь идеальны для работы виккан, для исследования целого ряда качеств в себе и во вселенной вокруг вас и для поощрения трансформаций в вашей жизни. Так как же работать с ними?

Для уединённой практики, хорошее начало – это создание святыни для богини, с которой вы работаете. Конечно, это хорошая практика, если вы сделаетесь преданным какому-либо божеству, но в данном случае вы должны положить предметы, которые вы чувствуете соответствующими и священными для богини, с коей вы работаете, на свою святыню.

Ежедневная практика настоятельно рекомендуется. Это не только хорошая дисциплина, помогающая развивать волю, но это также помогает создать более сильную связь с божеством и показывает, что вы серьёзны в своей преданности. Зажигание свечей, воспевание гимнов, медитации, призывания и подношения – всё это идеальные практики. Кто сказал, что божества нельзя подкупить? Хотя в случае с Морриган это может означать пойти и покормить фаршем воронов, или в случае Гекаты – оставить еду на перекрёстке!

Обязательно ведите дневник, когда исполняете ежедневную практику, любых событий или значимых мыслей, а также своих сновидений. Обе эти богини связаны со сновидениями и могут передавать вам идеи через сны. Вы можете работать с обеими этими богинями в любой фазе лунного цикла. Самайн особенно священен для Морриган, так как это время, когда она сопряжена с Дагдой и когда она возглавляет феерию по всей земле.

Данная лекция была записана из докладов Сориты д’Эсте и Дэвида Рэнкина в 2003 году на конференциях Witchfest International, Craftfest Ireland и Witchfest Scotland, организованными «Детьми Артемиды» (Children of Artemis).

Богиня Геката

Геката – это Богиня, окутанная тайной, поскольку продолжаются дискуссии об Её имени, происхождении и характере. О Ней есть несколько легенд, и нет фиксированной родословной. Некоторые говорят, что Геката – дочь Эреба и Никты, извечной Богини ночи, тогда как другие считают, что Она – одна из Фурий или последнего выжившего Титана, за исключением Зевса . Гесиод утверждает, что Она родилась от Титана Перса и звездной богини Астерии. Мусей утверждает, что Она родилась от Астерии и Зевса, Еврипид же говорит, что Она – дочь Лето, тогда как Фессалийская легенда гласит, что Геката – это дочь Адмета и Pheraean женщины .

Вполне вероятно, что приписываемое Гекате рождение изменялось, по мере того как различные социальные группы принимали Её культ, но ни один Греческий Клан или Племя никогда не утверждали что-либо благопристойное о Гекате . Оба факта подтверждают теорию, что Она возникла за пределами Греции.

Вероятно, Геката возникла в мифологии Кариан на юго-западе Малой Азии, и была проинтегрирована в Греческую религию около шестого века нашей эры. Тем не менее, есть свидетельства того, что Геката эволюционировала от Египетской богини акушерки Хекит (также - «Хекет» или «Хекат»). Богиня с головой лягушки, Хекит, содействовала ежедневному рождению Солнца и связывалась, по-видимому, магическим прорастанием на вид безжизненного кукурузного семени. В додинастическом Египте матриарх и мудрая женщина племени именовалась «heq». Интересно заметить, что Геката связывалась с рождением ребёнка.

Имя «Геката» (Hecate) имеет несколько возможных значений. «Она, кто исполняет Её Волю» наиболее общепринято, но также предлагаются варианты «далекая» или «далеко-стремительная». Такие имена позволяют предположить, что у Её силы - далеко идущие последствия .

Альтернативное словообразование, «самая сияющая», подтверждается в представлениях о Гекате из четверного века нашей эры, которые показывают юную богиню красоты и силы, несущую факел с головным убором из звёзд . «Hecate» - это женский эквивалент «Hekatos», тёмного эпитета Аполлона, с которым Она иногда ассоциируется.

Олимпийцы «приняли» Её после того, как победили Титанов, но Она не была того же самого рода, и никогда не жила среди них. В это время сила Гекаты все же признаётся: Зевс дал ей властвовать над Небесами, Землей и Морем, и они разделяли право допускать или отказывать дарам от человечества. Гекату почитали как Богиню изобилия и красноречия. Она по-прежнему великодушна к тем, кто признает Её.

Согласно Энциклопедии Древних Божеств, Гекату «почитали только ночью при свете факелов».

На Гекату иногда ссылаются как на тройную богиню. Классически, она разделяла одну группу с Персефоной и Деметрой. В отличие от современных языческих предположений, Деметра олицетворяла старую женщину, Персефона женщину-жену, а Геката - Деву. Все ранние греческие представления Гекаты показывают Её как юную женщину. Лишь гораздо позже Она изображалась как Старуха.

В Митилене на Восточном побережье Эгейского моря, недалеко от того, что было Троей, есть Храмы Деметры, где женщины ходят на ежегодный фестиваль Элевсин для празднования ритуалов плодородия. Существует достаточно свидетельств, что Геката почиталась там же, возможно, в качестве проводника посвященных в Мистерии.

Но сила Гекаты исчезла. В поздних мифах Она представлена как дочь Зевса, которая управляет Подземным Миром и убывающей Луной. Греки начали подчеркивать Её темные аспекты; Геката как Богиня Мертвых и Королева Ведьм. Она все больше изображалась как скитающаяся по земле в безлунные ночи в компании лающих собак и голодных духов тех умерших, которые не были готовы к смерти, которые были убиты или которым не были даны соответствующие погребальные ритуалы.

Ни одно другое Греческое божество не привлекало такой атмосферы «зла и испорченного предрассудка». Как же так получилось, что Геката трансформировалась из популярной, яркой юной Богини в темную и ужасающую ведьму? Возможно, мы никогда не будем знать наверняка, но есть некоторые интересные подсказки.

Геката уже давно ассоциируется с перекрестками, где встречаются три дороги. Обычно предполагается, что перекрестки символизируют тройную природу Гекаты и способность все-видения, но есть и более глубокие мистерии. После пересечения Стикса, недавно умершая древнегреческая душа оказывалась на месте суда, где встречались три дороги. Одна дорога вела к Елисейским Полям, обители блаженных, сохранившими за собой великое и героическое. Вторая ведет к полям Асфоделя – для всех тех, кто вел непорочную, но обычную жизнь. Преступники или прогневившие богов следовали по третьей дороге к Тартару, бессолнечной земле наказания.

Но перекрестки рассматривались также как зловещие и опасные места. Во многих традициях именно здесь хоронили самоубийц и преступников. Были ли эти два аспекта связаны или каким-либо образом спутаны? Примечательно, что конкретно перекресток, где встречаются три дороги, священен для Гекаты, в то время как просто какой-любой перекресток считается зловещим .

Римляне приняли Гекату и её роль снова изменилась. Геката стала одним из аспектов Тройной Лунной Богини - Диана (Полная луна, связанная с Землей), Прозерпина (лунные фазы, связанные с Небесами) и Геката (Новолуние, связанное с Подземным миром).

По мере того, как возрастала сила Солнечных Богов, Геката становилась все более демонизированной, до тех пор, пока в Средние Века Она не была сведена к пародии злой старухи.

Мифология

Самая известная роль Гекаты в Греческом мифе касается Гомеровского Гимна Деметре. Любимая дочь Деметры, Персефона, Богиня весны, играла на лугах, когда Аид вышел из Подземного царства и захватил Её. Геката знала, что это случилось:

Геката раскрывает истину Деметре, и вместе они идут пытаться освободить Персефону. В конце концов, решается, что Персефона должна провести часть года в Подземном мире с Аидом, а остальное – на Земле с Деметрой. С этих пор Геката выступает для Персефоны в качестве проводника в её путешествиях между мирами.

Аконит (также известный как «Капюшон Монаха», «Волчья отрава») – это очень ядовитое растение, священное для Гекаты. Согласно мифу, растение появилось там, где капли слюны Цербера упали на землю, когда Геркулес тащил собаку-зверя из Подземного мира.

В более поздних мифах Геката появляется как дочь Зевса и Геры. Геката была отправлена в Подземный мир после того, как навлекла на себя гнев Геры за воровство банки румян для Европы, которая была любовницей Зевса . Геката бежала на Землю и пряталась в доме женщины, которая только что родила. В поздней Классической Греции контакт с родами был нечистым, поэтому Кабиры погрузили Гекату в Подземную Реку Ахерон, чтобы очистить Её. С тех пор Геката осталась в Подземном мире.

Эта история говорит нам о многом по поводу мироощущения в поздней Греции, как в случае с Гекатой. В то время как в прежние времена Геката, кажется, почиталась как богиня родов, теперь же рождение стало «нечистым».

Священное для Гекаты

Все дикие животные священны для Гекаты, и иногда Она появляется трехглавой, с головами собаки, лошади и медведя, или же собаки, змеи и льва. Но порождения тьмы и земли наиболее священны для Неё; вороны, совы, змеи и драконы. Лягушка, значимое существо, которое может переплывать между двумя элементами, также священна для Гекаты и Египетской богини Хекит .

Тис, кипарис, орешник, черный тополь и ява – священны для Гекаты. Листья черного тополя темны с одной стороны и светлы с другой, что символизирует границу между мирами.

Тис уже давно ассоциируется с Подземным миром. Это самое длинное растение в Европе, и, согласно своей природе, «воскрешает само себя» : по мере того как умирает центральный ствол, внутри гниющей сердцевины прорастает новое дерево. Может быть, в связи с этой особенностью он столь часто встречается на кладбищах как символ вечной жизни. В Бретани считается, что тис посылает свой корень в уста каждого трупа, позволяя духу выйти и переродиться. Тис сильно связан со смертью и возрождением. Яд из его семян использовался для стрел, а его древесину обычно использовали для изготовления лука и рукоятки кинжала. Зелье в котле Гекаты содержит «листья тиса».

С Гекатой связываются другие растения и травы, включая чеснок, миндаль, лаванду, мирру, полынь, кардамон, мяту, одуванчик, морозник и малый чистотел. С Ней также связаны несколько ядов и галлюциногенов, включая белладонну, болиголов, мандрагору, аконит (классически известный как «hecateis») и опиумный мак.

Одуванчиковый чай использовался для вызова духов и, как говорят, повышения психической способности.

В древней Греции змеи были существами, которые чаще всего связывались с мертвыми, и было принято считать, что мертвые могут появляться в виде змей. Несколько образов Гекаты показывают Её, держащую змею. Змеи уже давно связываются с хтоническими силами и незаурядной мудростью Иного мира.

Собака – это животное, которое чаще всего связывается с Гекатой, и к Ней иногда обращаются как к «черной женщине собаке ». Черных собак когда-то приносили Ей в жертву в очистительных ритуалах, и Геката могла появляться в виде собаки. Звук лая собак – это первый признак Её появление в Греческой и Римской литературе:

«Земля загудела,

Псов завыванье из тьмы донеслось,

приближенье богини Им возвещая»

Энеида, Книга VI , Вергилий.

Овидий пишет, что Геката может всплывать в воображении из темноты «с длинным завыванием». Есть свидетельство старых верований, что души непогребенных умерших будут появляться в виде собак. Геката иногда отождествляется с трехголовым псом Цербером, охраняющим вход в Аид, и здесь может прослеживаться связь с Египетским богом с головой собаки Анубисом, провожающим души в Подземный мир.

Собака также хорошо известна как страж дома, стоящий у двери на вахте, и это, кажется, связано с ролью Гекаты как хранительницы.

Древняя роща вблизи Озера Аверно в Италии уже давно священна для Гекаты.

Самайн особо важен для Гекаты, но несколько праздничных дней отмечаются в Её честь: 13е августа – это время, чтобы попросить Её благословения на предстоящий урожай, поскольку, как Богиня Штормов, у Гекаты есть способность уничтожить урожай, прежде чем его срежут.

Ночь Гекаты

Закат на 16 ноября знаменует собой начало Ночи Гекаты. Если вы почитаете Её только раз в год, это то самое время, чтобы сделать это! В Древней Греции имели место жертвоприношения животных, но оставить Ужин Гекаты на перекрестке – это более подходящее подношение в настоящее время. Традиционно Ужин Гекаты съедался на открытом воздухе под Тёмной Луной, на перекрестке, с одной тарелкой, заготовленной для Гекаты. После употребления пищи, тарелку Гекаты ставили на перекрестке. После дарения подношения, нужно уйти не оглядываясь. Помните, что дарованное Гекате не может быть утилизировано, так что не используйте свой лучший фарфор. Это право выбора Гекаты – решить кто (или что) употребит подношение, будь то дикие животные или люди, это вопрос того, как Она принимает подношение.

Традиционное блюдо для Ужина Гекаты обычно включает яйца, рыбью икру, козий и овечий сыр, кильку, красную кефаль (барабулька), чеснок, грибы и медовое пирожное, окруженное освещающими факелами или пирожные, украшенные миниатюрной имитацией факелов (свечи). Другие идеи включают чеснок, лосось, мёд и съедобные цветы.

В прошлом и настоящем, те, кто следуют за Гекатой, зачастую посвящаются в Её тайны этой ночью.

В некоторых традициях, 31 января – это день, когда Геката передаёт свой факел Бригитте, чей приход празднуется на Имболк. Здесь, кажется, есть параллель с Королем Падубом и Королем Дубом, каждый из которых правит по половине года: Геката проносит факел через тёмную половину года, тогда как Бригитта принимает его для светлой половины. Некоторые предполагают, что Геката и Бригитта – сестры, которые разделяют факел.

Все это может показаться очень странным, ведь Геката – Греческая Богиня, а Бригитта – Кельтская. Но традиционные верования, развивающиеся с течением времени, могут иметь мало общего с историческим происхождением. Обе Богини очень древние, и их веками почитали в Британии, так что, кто должен был сказать, что между ними могут развиваться отношения?

Гекате традиционно поклонялись накануне Новолуния или 30-го числа месяца, когда готовился Ужин Гекаты. Также это время для очистки своего дома.

Подношения

Подношение пищи, традиционно известное как «Ужин Гекаты» включает в себя красную кефаль, (очищенная рыба, которая представляла собой табу в других культах) , кильку, хлеб, сырые яйца, сыр, чеснок, пирожное и мёд. В идеале подношение следует оставить на перекрестке, и вам следует уйти не оглядываясь.

Маленькие круглые пирожные, украшенные миниатюрными факелами, также предлагались накануне Новолуния или Полнолуния. Эта практика может происходить из близких взаимоотношений Гекаты и Артемиды.

У этой практики очень долгая история. Христианская церковь все еще пытается остановить людей, оставляющих подношение на перекрестках, как в конце 11 века, и это определенно продолжается сегодня, так что вполне возможно, что имеет место нерушимая традиция .

Наставление Темной Богини

Услышьте слова Темной Богини Трансформации; Она, которая стара, также называлась среди мужчин Кали, Геката, Керидвен, Лилит, Персефона, Фата, Моргана, Эрешкигаль, Арианрод, Дурга, Инанна, Тиамат и бесчисленным множеством другим названий:

«Услышь меня, дитя, и познай меня, ибо я существую . Я была с тобой с тех пор, как ты родился, и я останусь с тобой до тех пор, пока ты не вернешься ко мне в последние сумерки. Я – страстный и соблазнительный любовник, вдохновляющий поэта мечтать. Я – Та, кто призывает тебя в конце твоего путешествия. По окончанию дня, мои дети находят благословенный отдых в моих объятиях. Я – чрево, из которого порождаются все вещи. Я – темная, неподвижная гробница ; все вещи должны прийти ко мне и обнажить свою грудь, чтобы умереть и возродиться к Целому».

«Я Колдунья, которой не будут править , Ткачиха Времени, Учитель Мистерий. Я надрезаю нити, которые приносят моих детей домой, ко мне. Я перерезаю горло жестоких и пью кровь бессердечных. Поглоти свой страх и приди ко мне, и ты откроешь истину красоты, силы и мужества. Я – неистовство, отрывающее плоть от несправедливости . Я – пылающая кузница, преобразующая твоих внутренних демонов в инструменты силы. Открой себя для моего объятия и превозмоги».

«Я – блистающий меч, защищающий тебя от вреда. Я – тигель, в котором все твои аспекты возникают вместе в радуге единения. Я – бархатные глубины ночного неба, кружащийся туман полуночи, закутанный в тайну. Я – куколка, в которой ты столкнешься с тем, что ужасает тебя и из который ты затем расцветешь, живым и обновленным. Ищи меня на перекрестке, и ты будешь трансформирован, ибо как только однажды ты увидишь моё лицо, не будет возврата »

«Я – огонь, сжигающий оковы прочь. Я – котёл, в котором все противоположности прорастают для познания друг друга в Истине. Я – сеть, связывающая все вещи. Я – Целитель всех ран, Воин, исправляющий несправедливости в нужное Время . Я делаю слабое сильным. Я делаю высокомерие скромным. Я поднимаю угнетенных и даю возможности бесправным. Я – Правосудие, умеренное Милосердием»

«Самое главное, дитя, я – это ты. Я – часть тебя, и я – внутри тебя. Ищи меня внутри и снаружи, и ты будешь сильным. Познай меня. Позволь себе войти в темноту, так чтобы ты мог пробудиться к Балансу, Просвещению и Целостности. Возьми мою любовь, где бы ты ни был и найди внутреннюю Силу быть тем, кем ты изволишь быть»

Геката говорит:

Я нахожусь во мраке

Темной лунной ночи

С моими гончими псами

Где сходятся три дороги

На перекрестке

Место выбора

Все пути ведут к перекрестку

И все они соблазнительны

Но только один из них можешь выбрать ты

Выбор создаёт окончание

И все начинания исходят из окончаний

На перекрестке

Какой из них выберешь ты?

Каким путем пойдешь?

Хотя выбор за тобой

Я поделюсь с тобой тайной

Путь выбора – это вход в пустоту

Путь выбора – это позволение умереть

Путь выбора – это свободный полет

Оракул Богини, Эми София Марачински (Amy Sophia Marashinsky)

Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее древнего права давать или не давать смертным то, что они пожелают. У нее было три тела и три головы - львиная, собачья и кобылья (Гесиод. Теогония 411-45 2.)

Геката (E k a t h) – богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она – дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой.
Геката – древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей.
Она – подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным.

“Я призываю тебя, о разящая метко Геката,
три заповедных пути предержащая грозная дева,
сжалься, сойди к нам в земной ипостаси, морской и небесной,
в пеплосе ярком: своей желтизною он с крокусом спорит.
Души умерших из бездн увлекая вакхической пляской,
Бродишь, Персеева дочь, средь могил затевая охоту.
Вслед за тобою бегут по безлюдным просторам олени,
Псы окружают тебя, о царица полночных видений.
Неодолимая, ты отзываешься свистом смертельным.
Дева ночная, тельцов приносящая в жертву; Вселенной
Ключница. Нет поясов на одеждах твоих похотливых.”
(Орфический гимн)

«Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня, и помощь дает им…
…Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее – и отнимет».
(Теогония)

Геката. Очень удивительный и мистический женский Архетип. Богиня, пробуждающая в женщине стремление к духовности, к магии и мистике.
Она Богиня пределов – все двери и дороги в ее ведении. Именно она открывает новорожденным дверь в наш мир.
Она может быть доброй и злой колдуньей. Шутницей и матерщинницей. Она может много делать и при этом оставаться неизвестной.
Это Богиня, помогающая обиженным женщинам восстановить справедливость и отомстить обидчику, насылая на него безумие через обряд.
Именно она помогла Медее добиться любви Ясона.
И при этом у нее свои неписанные правила, которые она соблюдает очень строго и переубедить ее невозможно.
Обычно этот Архетип пробуждается в женщине после 45-50. Дети уже взрослые и мы можем заняться исследованием окружающего мира и себя.
Женщина, в которой данный архетип проявляет себя в полной силе, часто становится профессиональной гадалкой или ведуньей. Также она может быть профессиональной духовной акушеркой, впускающей в мир духовности и магии неофитов.
Геката имеет доступ во все три мира и может беспрепятственно бродить по различным мирам, поэтому астральные путешествия в мистицизме и трансовые состояния современной психологии в ее веденьи.
При всей привлекательности магии и мистики Архетипа Гекаты надо помнить, что согласно мифологии у нее было много детей, но не было ни мужа ни любовника. Так что, если Вы хотите выйти замуж, то архетип Гекаты не для вас.

В современном обществе мы часто можем встретить Гекат, у которых много духовных детей, но женское счастье замужества – не их путь. Хотя истинную Гекату это не пугает и не останавливает. Давайте же посмотрим, как формируется архетип Гекаты в женщине.

Детство: Гекатой может стать девочка, которая от рождения чувствует свою инаковость. Когда происходит передача магической силы по роду. Иногда архетип Гекаты могут пробудить тяжелые события, сиротство – когда магическая сила Гекаты позволяет выжить.

Образование: Обычно у Гекаты множество сертификатов и дипломов в самых разных направлениях: от медицинских и психологических до явно магических.

Мужчины: не имеют для нее особого значения. Очень часто мужчины боятся ее и ее силы и стараются избегать отношений с ней. Не дай бог легкомысленно ее соблазнить и обмануть. В гневе Геката будет страшна и ее месть незамедлит уничтожить обидчика. Мрачные, холодные, внешне замкнутые мужчины – повелители душ – это ее избранники. Часто ими становятся колдуны – люди из ее круга или алкоголики, которых она будет спасать всеми возможными способами, начиная от трав и заканчивая молитвами в церкви.

Дети: Детям она разрешает вести себя как угодно, главное, чтобы выполняли ее указания и правила.

Идентификация с архетипом: Если женщиной овладевает архетип Гекаты, то она будет пытаться всеми силами установить свою власть над всеми близкими людьми. В ход пойдут любые способы, вплоть до черномагических. Ярость и месть может охватить душу и требовать все новых и новых ритуалов, чтобы отомстить всем, кто когда-либо перешел ей дорогу. Мстительность Гекаты не знает границ. Ее злоязычие и зависть не имеет предела. Вы могли встречать таких старушек, которые всеми и всем недовольны и постоянно всех проклинают, начиная от правительства и заканчивая соседской кошкой. И все-таки намного приятнее быть доброй волшебницей, а не злой ведьмой.

Развитие: Если Вы обнаружили в себе энергию архетипа Гекаты, то постарайтесь выйти за ее пределы, будьте реалистичной. Кроме иных миров существует и наш земной. Призовите Афину и Артемиду на помощь. И не принимайте на себя функции всемогущего Бога – это может привести к психушке.

Помощь: К энергии Гекаты можно обратиться, когда нам нужно открыть какие-либо двери. Помощь в любом посредничестве.
Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией – «богиней трех дорог», так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

«Вверил ей (Гекате) Зевс попеченье о детях, которые узрят после богини Гекаты восход многовидящей Эос». (Гесиод)

Таким образом, Геката впускает в этот мир детей в процессе их рождения из мира ИНОГО. Она богиня Акушерок и Доул.

Кстати именно с Гекатой сравнивали славянскую Макош в древних источниках. Считая их сходными по своему характеру и деяниям.

Copyright©ЭжениМакКвин-2008 для журнала «Лунный Календарь»

Как богиня Луны, она часто входит в союз с Селеной и Дианой / Артемидой как тройная Богиня.

Геката обладает дьявольской силой, она бродит по Земле ночью со сворой адских красноглазых собак из ада и со свитой душ умерших. Ее видят только собаки, и, если собаки воют ночью, это значит, что Геката рядом. Она вызывает кошмары и безумие, приводит в ужас. Многие древние называли ее "Безымянная".

Она богиня темноты на Луне, разрушительница жизни, но также и возрождает жизнь . В одном мифе она превращается в медведя или дикого кабана и убивает своего собственного сына, затем оживляет его. Будучи тайной силой, она носит ожерелье из яичек, ее волосы - извивающиеся змеи, которые превращают в камень аналогично Медузе Горгоне.

Геката - богиня всех перекрестков, она смотрит сразу в трех направлениях. В древние времена ее трехглавые статуи были установлены на многих пересечениях, и при полной луне проводились тайные ритуалы, чтобы умилостивить ее. Статуи Гекаты с факелами и мечами ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе.Гекату связывают со многими заклинаниями, жертвованиями и ритуалами. В древние времена люди старались умилостивить ее, оставляя сердца кур и медовые лепешки перец своими дверьми. В последний день месяца на перекрестки приносили дары - мед, лук, рыбу и яйца, с жертвами в виде кукол, девочек-младенцев и ягнят женского пола. Колдуны собирались на перекрестках, чтобы засвидетельствовать­ почтение ей и таким дьявольским слугам, как Эмпуса, домовой; Кекропсис, полтергейст; и Мормо, вампир . Одно обращение к ней записал в III веке Ипполит в "Философумена":

"Прийди, адская, земная и небесная Bombo (Геката), богиня широких дорог, перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх в смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна, в тысяче видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение".

Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий. В современном колдовстве Гекату часто связывают с лунной троицей, тройственной Богиней. Она повелевает убывающей и темной луной, в двухнедельный период, самый лучший для магии; которая занимается изгнанием, освобождением, замыслами и самоанализом. Она призывает к справедливости

В предложенной Гесиодом генеалогии она - дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она - подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.

По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката - ночная "хтония" и небесная "урания", "непреодалимая" бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.

Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.

Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате соответствуют три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.

Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.