Доман гленн да ваш ребенок гений. Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Книга Домана «Методика раннего развития ребенка»

Приходилось ли вам видеть выступления детей гениев? Возможно, вы слышали о чрезвычайных способностях какого-нибудь маленького уникума, который живет в вашем городе? Не правда ли, наблюдая за гениальностью детей, поражаешься, насколько огромный потенциал скрыт в человеке, уже в самом маленьком возрасте! Многие родители, слыша о таком феномене, хотят, чтобы собственный ребенок если и не достиг аналогичных высот, то хотя бы немножко больше подтянулся в знаниях и умениях, чем есть сейчас. И вот - в голове звучит вопрос: как сделать из ребенка гения? В ответ мы натыкаемся на методику Гленна Домана, который разработал и подробно описал, как воплотить в жизнь наши мечты. Но стойте! - прежде чем рисовать карточки “домана”, давайте углубимся в его теорию и разберем, что на самом деле дает она ребенку.

● Действительно ли Гленн Доман прав, и все дети от природы обладают даром гениальности?
● Можно ли с помощью методики Гленна Домана развить гениальный ум буквально с пеленок?
● Правильно ли усиленно воспитывать ребенка гением в дошкольном возрасте?
● Сколько пользы, а сколько вреда можно нанести ребенку, занимаясь по методике Гленна Домана?

Гленн Доман - американский врач, который всю свою жизнь посвятил одному единственному вопросу - как помочь детям с травмой мозга. Его активная жизненная позиция, его неординарный взгляд, его сильнейшее желание помочь неизлечимо больным, на которых все остальные махнули рукой и повесили ярлык “умственно отсталые”, достойны уважения и восхищения. Его работы о том, как маленькие дети развиваются интеллектуально, в свое время были настоящим прорывом. Он, своей работой, на практике сумел доказать, что гениальный ум - это заданное от природы явление и при правильной работе, его можно развивать до такой степени, до таких необычайных высот, что окружающие будут только ахать удивительным способностям.

Восторженный своим открытием, Гленн Доман написал книгу “Да, ваш ребенок гений”, которая недавно была переведена на русский язык и сегодня становится все более популярной среди наших мам и пап. Написанная просто и легко, она подкупает своей искренней надеждой и желанием дать малышу максимальное количество возможностей, уже с пеленок подарить счастливую жизнь, гениальность. В книге излагается масса рекомендаций для родителей младенца, руководствуясь которыми можно развивать гений ребенка буквально с первых месяцев жизни. Более того, утверждается, что пропустив этот период, мы упускаем время для интеллектуального развития. Уже в 6 лет, когда мы идем в школу, ум потерял способность усваивать материал так хорошо и быстро, как, скажем, в 2 года, - так утверждал Гленн Доман. Именно поэтому детям в школе тяжело учиться читать и писать в первом классе и шанс стать гением остается у небольшого количества детей. Если бы с ребенком занимались раньше, то все прошло бы намного быстрее и лучше - это слова автора.

Гленн Доман говорит о том, что каждый ребенок от природы гений , он с удовольствием бы читал и считал бы и в младенчестве, просто у него нет такой возможности - он не видят буквы, потому что они маленькие. Так, он разработал целую методику, как научить ребенка считать и читать уже с пеленок, а также дать ему огромную массу энциклопедических знаний - и все это в игровой, интересной форме. Ну не чудо ли? Только представьте себе, сколько преимуществ это дало бы вашему ребенку, как бы это изменило всю его дальнейшую судьбу, если бы он уже до 6 лет освоить все то, что другие только начинают учить в школе?

Ошибки Гленна Домана и его теории

Гленн Доман писал свои книги в 50-х годах ХХ века. Тогда его открытия были настоящим ноу-хау. Не удивительно, что тысячи американских родителей последовали методике Гленна Домана и пытались, применяя его методику, вырастить из своих детей гениев. Пройдя испытание временем, она не подтвердила свою правдоподобность. Карточки “домана” работают только с некоторыми детьми, а впечатляющий результат дают лишь в очень редких случаях.

Сегодня в Америке ажиотажа вокруг методики Гленна Домана нет, но институт, где пытаются взращивать детей гениев, а также лечат деток с повреждением мозга (он находится в штате Пенсильвания, в городе Филадельфия), продолжает существовать в тех же рамках, что и 70 лет назад. Новейшие исследования и технологии, педагогика XXI пришли на смену теориям Гленна Домана и естественным образом выигрывают у него. Вместе с тем институт покоряет новые страны, где его сотрудники, дети и внуки Гленна Домана, стараются доказать его теорию большим массам, найти сторонников и клиентов. Этой весной ознакомительная лекция под названием “Да, Ваш ребенок гений” проводилась и в Киеве, аналогичные мероприятия время от времени проходят в Москве, в странах бывшего СНГ, в странах Азии и в Европе.

К сожалению, многие наши родители клюют на удочку, покупают книги Гленна Домана, пытаются заниматься со своими детьми по этой методике, пытаются, следуя ей вырастить из детей гениев. То, что не работает, а зачастую даже и вредит , наши люди с радостью тестируют на собственном подрастающем поколении. И часто просто не задумываются над последствиями.

Сегодня науке гораздо больше известно о мозге и нейронных связях, о формировании интеллекта. Да и психология не стоит на месте - под напором новейших исследований в этой области методика Гленна Домана не выдерживает никакой критики. Любому современники должно быть понятно, что эта методика - лишь ступенька в понимании человеческой природы, которую мы давно перешагнули.

Через новейшую методику познания человеческой психики, через системно-векторное мышление можно легко увидеть не только недостатки методики Гленна Домана, но и тот вред, который она может причинить ребенку. Кстати даже такому, который действительно обладает всеми задатками гения. Ниже приведен разбор только нескольких постулатов Гленна Домана. Если же у вас есть другие вопросы, пишите их в комментариях ниже, и мы постараемся разобрать и их тоже.

Заблуждение №1: огромный интеллект, гениальный ум - это самое большое счастье

Гленн Доман был уверен, что интеллект - это основная ценность для человека, а высокий IQ - залог успеха в жизни. Уметь читать и считать в 6 месяцев - это самое лучшее, что может произойти с ребенком - так утверждал автор. Но разве это так? Потрясающие актеры, великолепные жонглеры, прекрасные ораторы, удивляющие художники, восхитительные скульпторы - тысячи профессий, все по-своему гении. Неужели все они несчастливы и не могут прожить хорошую жизнь, раз у них нет запредельного IQ? Конечно, нет.

Через системно-векторую психологию сегодня мы уже можем четко понять, что есть разные психотипы людей, эти психотипы называются векторами . И только два из них, звуковой и зрительный принадлежат к квартели информации, их тянет изучать мир физический и метафизический. Зрительный человек всю жизнь останется любопытным к проявлениям в нашем мире, если это задать с детства. Маленький звуковик рассматривает звезды, ему интересно как устроен мир и откуда мы все произошли.

При правильном подходе именно из зрительников можно вырастить очень умных людей, а из звуковиков - настоящих гениев, ведь для них информация - это настоящее счастье. Но для всех остальных это не так. надо дать возможность развиваться в другой сфере - умении говорить, ораторском искусстве. Из них получаются великолепные телеведущие, например.

Обонятельного ребенка необходимо как можно больше выталкивать в социум, к другим детям - не через интеллект развивается этот малыш, а через взаимоотношения в маленькой, детской стае. И так все остальные вектора. Каждому нужен свой подход и каждому уже от рождения заданы определенные желания - изменить или переиначить их нельзя. А в погоне за тем, что как вам кажется разовьет интеллекта ребенка, есть вероятность пропустить что-то очень важное и ценное для их будущей жизни.

Задаете себе вопрос “Как вырастить гения из ребенка?”
Попытайтесь вначале ответить на вопрос “Зачем?” Все ли гении, которых Вы знаете, были счастливы? Почитайте биографии знаменитых гениев, и узнайте, насколько тяжела жизнь настоящего гения, часто - это изгой.

Каждому человеку для счастья необходимо найти свое место, а не пытаться занять чужое. В свое время Альберт Эйнштейн сказал замечательную мысль “Каждый гениален. Но если Вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой”. И это не значит, что из детей не можно вырастить гениев. Но важно понимать, какой ребенок перед вами и в чем его талант. Именно его, а не что-то навязанное обществом или родителями.

Если малыш звуковик или зрительник, а то и два в одном - прекрасно, можно развивать в нем его соответствующие его векторам способности. Но даже если верхние вектора заданы, роль карточек, показываемых по методике Гленна Домана вызывают как минимум сомнение.

Заблуждение №2: учиться - это почти дрессировка

Но даже если ребенок и обладает звуковым и зрительным векторами, каким образом следует обучать его? Гленн Доман, разрабатывая свою методику, говорил о том, что необходимо стимулировать глаза ребенка, показывая ему разнообразные картинки очень быстро - создать эффект мелькания, как будто бы 25-кадра. Также стоит показывать и слова, цифры (точками от 1 до 100). Малыш в раннем возрасте, таким образом, словно бы фотографирует картинку, запоминает ее и фиксирует в мозгу на всю жизнь (при условии, что ему покажут ее несколько раз). Особенное значение имеет поведение матери, с которым она преподает ребенку науку - она должна быть очень весела, радоваться успехам малыша, всегда хвалить его. Для детей с повреждением мозга, когда ребенок должен заниматься не только интеллектуально, а еще и физически - ползать по полу, как награда, используется не только похвала, но и развлечения, игрушки, и даже - (!) еда.

Главное, сообщает нам Гленн Доман, чтобы дети были гениями, не привить им отвращение к знаниям, как это делают в школе. “Нельзя заставлять ребенка что-либо делать, даже если это очень хорошо. Именно от принуждения, с которым дети учат уроки в школе, идут все проблемы. Потенциально умных детей буквально “забивают” навязыванием знаний. Все зависит от матери и от ее умения преподнести знания, как игру”.

Действительно, как все просто - показываешь ребенку с младенчества до 6 лет много информации, а дальше, он этим пользуется вовсю. При этом ведь таким образом можно записать ему в мозг, словно бы на магнитную ленту, чуть ли не всю энциклопедическую информацию, да еще и несколько языков в придачу. Ну, чем не новый ребенок - гений с пеленок?

Но на самом деле, конечно, если бы все было так просто, то действительно все было бы слишком легко. Однако, изучая элементарную базу системно-векторной психологии, мы понимаем, что в начале всегда идет желание, а уж потом - наполнение. Не бывает по-другому. Сначала мы чувствуем голод и только потом, когда едим, чувствуем вкус пищи, радость насыщения. Нельзя почувствовать удовлетворение от еды, не испытав перед этим голода. Так же и в знаниях - первично у ребенка должно сформироваться желание, и только потом его можно наполнять. Конечно, родители должны подсовывать ребенку со звуковым и зрительным векторами множество разнообразных вариантов для наполнения его информационных нехваток, и следуя за его желанием, наполнять его знаниями. Но не наоборот. Нельзя заставлять ребенка учиться читать , даже за похвалу - необходимо создать для него нехватку, желание читать - и обучение будет в радость! Само по себе знание, умение без желания - ничего не стоит, оно никому не нужно.

Прочувствуйте разницу между двумя ситуациями:
в первой - малыш сам подходит к маме и спрашивает “Мама, а почему трава зеленая?” или “Мама, ” и мама пытается наполнить его ответом,
а во второй - мама постоянно навязывает ребенку огромную базу знаний, без его желания, без его поиска, без его предварительных вопросов.

В норме уже сама информация воспринимается звуковиком и зрительником как награда. Познавать мир, в котором они живут, внутри и снаружи - это то, зачем идет ребенок, обладающий этими векторами. Это его нехватка, и, узнавая что-то новое, он наполняется этим. Тут не нужно никаких дополнительных стимуляций, например, чрезмерной похвалы. По методике Гленна Домана подменяются понятия - сами знания - то, что надо выучить, а награда - похвала мамы или игрушки.

Почему же методика Гленна Домана работает у некоторых детей?
Действительно, некоторые дети с самого раннего возраста показывают очень хорошие способности. И в этом нет ничего фантастического, это легко объяснить. Зрение - эрогенная зона для зрительника и в потенциале у него очень большие возможности, в том числе и в зрительной памяти. Однако в зрительном векторе лучше развивать поиск информации, а не быстрое “фотографирование” картинок. Важнее развивать чувственность, сопереживание. Зрительный интеллект не развивается через исключительно картинки. Кроме того, дети с анальным вектором - очень послушны и всегда хотят заслужить похвалу. Когда мама перехваливает их, у них может появиться зависимость от этого - так называемый комплекс “хорошего мальчика ”. Такие дети готовы учить все что угодно только бы их похвалили, и потом всю жизнь так и живут - в поисках похвалы.

В потенциале, конечно, у человека со звуком и зрением огромное желание наполнить его информацией, он действительно может вместить в себя много информации. Но можно ли съесть больше, чем хочется? Помните, нельзя дать больше, чем ребенок может взять - слишком много знаний приведет к отвращению. Переполненное желание - это убитое желание. Так же, как и наевшись, мы испытываем нежелание или даже неприязнь к пище, так же и с желанием к познанию. Научить звукового и зрительного ребенка любить знания просто - необходимо постоянно взращивать в нем нехватку. И вслед за этим подтянутся его результаты.

Заблуждение №3: после 6 лет уже поздно!

Наверное, самое большое заблуждение Гленна Домана, а также всех ученых и педагогов его времени, в том, что активно заниматься умственным трудом с ребенком надо начинать, как можно раньше. Говорилось, что до 6 лет проще выучить иностранные языки, познать науку и так далее. Сторонники этой теории были убеждены, что в возрасте до 6 лет мозг еще не засорился информацией, а желание к познанию - очень велико.

Но сегодня, уже в XXI веке, проанализировав ранние работы с детьми, мы уверенно можем сказать, что такое утверждение ошибочно –нередко оно формирует неправильное, неадекватное развитие ребенка. Почему так происходит?

Социализация в обществе важна для становления человека, понимания себя в среде других таких же, как и он сам. Все люди, даже самые умные из нас, могут быть счастливы, только реализовавшись в обществе - найдя себе друзей, полюбив, создав свою семью, реализовавшись в профеcсии и так далее. Детский сад, двор, общение с массой разнообразных детей, по характерам и желаниями - это то, что необходимо успеть сделать именно до 6 лет. Пропустив этот период, истратив его только лишь развитие умственных способностей, попыток достичь так называемой гениальности, на занятия с несколькими репетиторами каждый день, выйдя в люди позже, ребенок может не приобрести те навыки, которые будут нужны ему для должной адаптации в обществе. И позже - у него уже просто не будет времени наверстать упущенное - именно таким образом и получаются такие умные, но совершенно несчастные социальные «неадаптанты», не в силах жить в обществе , но и страдающие от одиночества.

6-летний ребенок с большой охотой научиться читать за считанные дни, 9-летний по собственному желанию может взяться за изучение иностранного языка, а в 15 лет за пару месяцев пройти весь курс философии. Главное - его желание и стремление к этому. До 6-ти лет интеллектуальное развитие ребенка может быть, но в меру и в формате игры, и ни в коем случае - не в замену общению с другими детьми.

Природой не задано в 6 месяцев уметь читать - этот навык не нужен ребенку в таком возрасте. Если у ребенка от природы проснулось раннее желание читать, он показывает себя гением, ищет все новую и новую информацию, необходимо помогать ему в этом. Если же у него нет такой потребности, со знаниями можно спокойно пождать до 6-7 лет.

В каждом векторе - у каждого ребенка внутри заложено множество свойственных именно этому вектору желаний. Каждый ребенок в потенциале действительно гений. Да и гениальный интеллект – понятие относительное. Для зрительника, например, это не только получение информации, но и сострадание, понимание красоты и гармонии, идей гуманизма. Гармоничное развитие ребенка может быть только в развитии всех его врожденных желаниях и качествах, заложенных от природы в его вектора. Давление же только на интеллект приведет только к торможению во всех остальных качествах и желаниях.

Внимание! Эта статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана и только лишь на ее основании нельзя определить вектора ребенка, его психотип. Если у вас есть желание больше понимать своего малыша, задать ему прекрасное будущее, вырастить здорового, счастливого человека, приглашаем вас посетить онлайн тренинг по системно-векторному мышлению, где в легкой форме лекции можно получить все необходимые знания. Вступительные лекции проходят бесплатно. Для записи можно кликнуть или на баннер:

Чуть ниже вы найдете форму подписки на наши статьи, в каждом выпуске всегда рассматривается и детская психология в том числе. Просто оставьте ваш e-mail и мы будем присылать на него нашу рассылку.

Гленн Доман (Glenn Doman) – основатель Института достижения человеческого потенциала.

Более полувека назад Гленн создал издательство «Gentle Revolution», чьей задачей является давать всем родителям советы, необходимые для того, чтобы вырастить высоко интеллигентного, талантливого и очаровательного ребенка, и благодаря этому создать высоко гуманный, здравый и порядочный мир.

В 1964 году была впервые опубликована книга «Как научить ребенка читать», родители по всему миру читали ее, и так началась «Gentle Revolution». Более двух миллионов родителей прочитало эту книгу на английском языке, большое количество матерей написали письма в редакцию с рассказами о том, как легко им было научить ребенка читать.

«Gentle Revolution» во главе с Гленном Доманом стремится к тому, чтобы дать каждому ребенку шанс стать идеальным с помощью родителей.

Книги (4)

Гармоничное развитие ребенка

Эта замечательная книга написана специально для родителей с целью показать, что наши дети намного способнее, чем мы можем себе представить.

Поэтому мы, родители, и оказываемся повинны в том, что бездумно транжирим самое драгоценное время своих детей, запрещая им исследовать окружающий мир физически, тем самым совершенствуя свое двигательное развитие именно в тот период, когда это им легче всего удается. Более того, раннее двигательное развитие ребенка впоследствии повлияет и на его социальное и интеллектуальное развитие.

Как научить Вашего ребенка читать или тихая нежная революция

Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непробиваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости - чтению?

Насколько умен ваш малыш?

Вся информация в этой книге представлена так, чтобы любая мать и отец, без медицинской подготовки, могли извлечь пользу из неё. Через неё мы можем почувствовать, как может выглядеть мир для новорождённых и как они его воспринимают. Мы лучше понимаем симптомы и расстройства в восприятии новорождённого. Вооруженные этими знаниями, мы знаем в чем нуждается и чего хочет наш ребенок, и у нас может быть большая радость от создания идеальной окружающей среды для него.

Каждый день драгоценен, и Ваш ребенок жаждет знания о мире вокруг него, начиная с момента рождения. Кормить мозг Вашего ребенка так же важно, как кормление его живота.

Цель этой книги состоит в том, чтобы помочь родителям понять мозговую и нервную систему. Родители могут тогда идти ясной дорогой, чтобы увеличить способности своего ребенка. Это не только чрезвычайно важный, но и очень радостный процесс как для матери, так и для ребенка.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

В этой уникальной по своей важности книге Гленн Доман - первопроходец в области лечения детей с повреждениями мозга - несет надежду тысячам детей, многим из которых не сможет помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в таком страшном и, подчас, опасном мире.

Гленн Доман - основатель и глава всемирно известных Институтов Достижения Человеческого Потенциала, в которых прошли лечение 15000 пациентов из США и других стран.

В этой бесценной для родителей и коллег-специалистов книге Доман описывает полувековую историю успешной работы Институтов с детьми с повреждениями мозга, приводя статистические данные с рассмотрением частных случаев и иллюстрируя основные принципы развития мозга таблицами, диаграммами и рисунками.

Комментарии читателей

залия / 8.08.2015 Я хотела бы более подробно ознакомиться с методикой...

Наталья / 8.07.2014 Моя дочь начала читать в 2 года 10 месяцев и это при том, что у нас лишняя хромосома. Я очень-очень благодарна Глену Доману.

Лавр / 7.03.2014 Электронный вариант карточек:
https://itunes.apple.com/ru/app/flash-cards-for-children/id687471827?l=ru&ls=1&mt=8
я постарался сделать главное:
- возможность создавать свои карточки
- возможность самим озвучивать карточки
- в цифрах точки должны каждый раз перемешиваться

Вероника / 30.09.2012 Благодаря занятиям по этой методике мой сын прочел свои первые слова в 3 года и 4 месяца, в 3 года и 7 месяцев он самостоятельно передвигается на руках методом перехвата по горизонтальной "лестнице", установленной над его кроватью. Я пробовала сделать это на детской площадке - там бывают такие же, подходящие мне по росту - это было невероятно трудно! Я осилила только две перекладины. А он шутя по несколько раз в день делает это - 12 перекладин! Мы занимаемся и другими науками - математикой, английским, рисованием - в них тоже есть кое-какие успехи. Это большое счастье, что 4 года назад мне случайно в руки попала эта книга.

Тома / 8.09.2008 Низкий поклон этому человеку!!!
Прочтите его книги и занимайтесь.
Нет ничего более увлекательного и захватывающего, чем успех собственного ребёнка.
Многие разработчики "карточек" как в электронном виде, так и на бумажных носителях, не внимательно или не до конца дочитали всю методику и исказили её.
К примеру, бит информации должен содержать либо слово, либо изображение, а не то и другое на одном листе или экране.
И если при использовании таких материалов, методика не будет работать, причина сами понимаете в чём.
При неукоснительном выполнении техники подачи информации и всего остального, что описано в методике, результат ошеломляет, даже если нет времени и возможности заниматься много (проверено на собственном ребёнке)…

Наталия / 15.02.2008 Во многом согласна с автором.Действительно,у ребёнка должно быть много возможностей и путей познания нашего мира.Чем больше видит,пробует ребёнок,тем быстрей он развивается.

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.


Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии - появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.


В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.


Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев , ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы . Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.


Обучение по методике Г.Домана можно начинать с 3 месяцев

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.


Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.


Процесс обучения всегда должен проходить в виде игры, терпеливо и без принуждения

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.


Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.


В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.


В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.


Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).


Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.


Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры . Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.


Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.


Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.


Старайтесь давать малышу более развернутые ответы, простые для понимания и основанные на фактах

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.


Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.


Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.


Посмотрите следующие видео, в котором раскрываются особенности методики Глена Домана.

Вы держите на руках свое новорожденное чудо. А может быть, только в его ожидании. Но вы, любящие родители, уже готовы весь мир бросить к ногам своего ребенка. Открыть перед ним массу путей и возможностей. Сделать так, чтобы он вырос более здоровым, умным, успешным, чем вы сами.

Мы искренне рады за вашего кроху — ему очень повезло с мамой и папой! Главное — вера в успех своего ребенка и желание сделать его счастливым. Все остальное, как говорят специалисты, дело техники — правильный выбор методики для раннего развития ребёнка.

Методика Глена Домана

Здесь есть над чем задуматься. Стоит зайти в любой магазин, и на вас чуть ли не падают с полок пособия по воспитанию гениев, спортсменов, великих музыкантов. Читайте внимательно, кто автор издания, чем он занимается, желательно подробно узнать все о его предшественниках, последователях и достижениях. А если вам повезет натолкнуться на книгу Гленна "Гармоничное развитие ребенка", то обязательно уделите ей внимание как одной из самых достойных методик.

Гленн Доман предлагает по-настоящему уникальный комплексный подход к развитию крохи с первых дней жизни. В нем физическое совершенствование и тренировка умственного потенциала маленького человечка неотделимы друг от друга. Это твердая позиция автора: развитие интеллекта находится в прямой связи с физическим развитием.

Методика универсальна — она подходит для малышей любого темперамента, физических данных, состояния здоровья. Если ребенок перенес какие-то травмы и заболевания, тем более стоит начать тренировки по Доману.

Дело в том, что изначально ученый-нейрофизиолог Гленн Доман разработал реабилитационную методику для лечения детей с травмами мозга. Успех в стимуляции мозга детей с отклонениями в развитии вдохновил Домана на применение своих достижений для развития здоровых детей. Результаты получились впечатляющими. Доман вывел формулу, согласно которой чем интенсивнее занятия с малышом в первые годы жизни, тем активнее развивается его интеллект. И чем больше ребенок двигается с самого рождения, тем быстрее происходит развитие его мозга.

Доман доказал своими трудами, что когда маленький человечек появляется на свет, его потенциал огромен. Дети двух, трех лет могут легко научиться читать, считать, рисовать, бегать, плавать, кататься на коньках, играть на музыкальных инструментах, разговаривать на нескольких иностранных языках. И все это происходит совершенно естественно, без дополнительной мотивации малыша, поскольку мозг новорожденного запрограммирован на обучение. После трех лет активный рост мозга замедляется, а к семи годам практически заканчивается. И это тогда, когда начинается традиционное обучение в школе!

Развитие с рождения

Так вот, чтобы первый класс не стал для ребенка суровым испытанием, чтобы учеба приносила ему преимущественно радость, чтобы малыш с легкостью и с удовольствием усваивал большие объемы информации, начинайте прямо с рождения! Дайте крохе "неограниченные возможности в жизни", а он уже сам выберет, чем дальше заниматься. Развивайте в ребенке силу мышц, пластику, выносливость, а также слух, способности к языкам. Также Доман предлагает начать с рождения и обучение чтению, математике, энциклопедическим знаниям. Сначала занятия строятся так, что малыш является наблюдателем происходящего. Ему показывают карточки с так называемыми "битами информации". В чтении — это слово, в математике — количество, графически выраженное точками, в получении энциклопедических знаний — карточка с изображением животного, растения, произведения искусства. С возрастом кроха становится более активным участником процесса и сам подсказывает родителям пути совершенствования знаний.

Как же развивать интеллект малыша с первых дней жизни, каких результатов можно ожидать? Прежде всего, помните, что все обучение основано на увлекательной игре. Для крохи получение знаний — это самый интересный способ времяпровождения. Главное для родителей — не убеждать ребенка в обратном и делать все, чтобы он учился с удовольствием. Занимайтесь с малышом только когда он и вы в хорошем настроении, во время занятий разговаривайте с ним весело, с энтузиазмом, целуйте его, обнимайте и восторженно хвалите. Так кроха полюбит учиться еще больше и будет достигать успехов с потрясающей скоростью.

Один урок-игра по Доману длится всего несколько минут, а закончить его следует до того, как этого захочет ребенок. Он с нетерпением ждет следующей порции знаний. Показывайте карточки очень быстро, динамика обеспечивает лучшее восприятие, а медленная подача информации заставляет малыша скучать.

Чтение по Доману

Процесс обучения состоит из демонстрации крохе карточек с крупным отчетливым красным шрифтом. В дальнейшем шрифт можно будет уменьшить, заменить его на черный, т.е. приблизить его к книжному. Сначала вы учите малыша читать отдельные слова, затем по освоении основного словарного запаса — словосочетания, предложения, специально изготовленные книги. Регулярные игровые занятия позволят вывести ребенка в беглое чтение уже через 8-12 месяцев. Одновременно с навыками раннего чтения, у малыша развивается мышление, феноменальная память, зрение, слух, речь.

Математика по Доману

Сначала вы знакомите ребенка с количествами, при этом демонстрируя ему не абстрактную цифру, а число точек, соответствующее названному числу. Для детских глазок подойдут белые картонные карточки с большими красными, хаотично разбросанными точками. Постепенно осваивайте счет до ста, демонстрируя карточки в разнобой. Да-да, кроха способен одновременно увидеть 100 точек на карточке, пока вы тихонечко сверяетесь с подписью на обороте! Следующие этапы занятий: решение примеров, задач, а затем уже знакомство с цифрами, которое завершится очень быстро. Всего за несколько месяцев регулярного обучения математике вы получите впечатляющие результаты. А наряду с получением математических знаний, ребенок развивает интеллект, феноменальную память, навыки устного счета, внимание, пространственное восприятие, зрение.

Энциклопедические знания

Расширение кругозора ребенка проводится с помощью демонстрации карточек, на которые нанесено изображение в виде рисунка или фотографии. На карточки четко наносится один предмет, незнакомый малышу, подписывается его название. Области знаний для подготовки материала можно брать любые. Доман выделяет 10 разделов: биология, география, история, математика, искусство, анатомия человека, музыка, язык, литература, общие знания. Вся интеллектуальная программа подразделяется на уровни. Чем он выше, тем более сложные факты о заданном предмете получает ваш малыш. В программе развития энциклопедических названий нет сроков, критериев успеха, ограничений. Ее цель — привить ребенку любовь к получению знаний, а также понять, что играючи малыша можно научить всему на свете!

В каком порядке вводить программы развития интеллекта? Начните с чтения, ведь именно умение читать является одной из высших функций человеческого мозга. Из всех живых обитателей планеты способны читать только люди. К тому же чтение — это одно из самых необходимых умений, на котором основывается все остальное образование. Постепенно в распорядок крохи можно включать программу обучения энциклопедическим знаниям, а затем и математике. Ну и, разумеется, с самого рождения ребенка не забывайте о его физическом развитии, которое помогает активному формированию мозга.

Как видите, огромным плюсом обучения по Доману является то, что ребенок с первых дней получает помимо знаний так нужное ему внимание мамы. Методика предполагает занять много времени и сил родителей, искренне любящих малыша. Это вовсе не значит, что мам и пап, которые практикуют развитие по Доману со своими детьми, больше ни на что не хватает. Напротив, начавшие заниматься мамы говорят, что стали более организованными и успевают еще больше, чем до рождения малыша.

Организация занятий, конечно, потребует какое-то время. Но и здесь есть выход у суперзанятых родителей. В продаже имеются готовые пособия с карточками по Доману. И потом, нет же ничего страшного в том, чтобы посидеть на полчаса меньше в Интернете и посвятить это время малышу.

Также следует помнить, что хоть Гленн Доман дает исчерпывающую схему занятий, адаптировать ее под себя и своего ребенка не возбраняется. Равно как и использовать традиционные методы развития малыша с помощью сказок, стихов, потешек, . Выработайте для вашего крохи индивидуальную методику. Для этого прислушайтесь к ребенку и к собственной интуиции — и вы обязательно поймете, что нужно вашему сыну или дочери. Совершенствуйте не только методики и ребенка, но и себя. Ищите пути реализации ваших возможностей. А кто ищет, тот всегда найдет!

Мария Логоватовская, специалист по раннему развитию

Статья предоставлена сайтом "Умница"

Комментировать статью "Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана"

Метод Домана - альфа и омега реабилитации "особых детей" с ЛЮБЫМ нарушением ЦНС. Вы можете использовать разные средства реабилитации своего ребенка, но только этот метод...

Методика Глена Домана. Как и Мария Монтессори, Глен Доман Обучение чтению по методу Глена Домана. Размеры карточек и подробное описание методики [ссылка-1].

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. ...зарплата 200 руб вчас. мне 33 года. работала с особыми детками, по методике глена домана 2,5 года. умею делать паттернинг, маски, горки, массаж...

Божена (методика Глена Домана) в Москве. Здесь неоднократно обсуждалась семинары Божены, работающей по методике Глена Домана, связавшись с ней мы выяснили что у нее...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. После трех лет активный рост мозга замедляется, а к семи годам практически заканчивается. начинают до 1 года, и печатают - в год с небольшим на пишущей машинке и компьютере с 1988 - 1991 г. ... Мы с дочкой стали...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Глен Доман применял методику для больных детей, для детишек, которые не могли В чем ошибся Гленн Доман или, ваш ребенок гений! Лекции Домана в Москве. Метод Домана - альфа и омега реабилитации "особых детей...

Нужна помощь в переводе книги Глен Доман "Что делать, если у вашего ребенка поврежден Издательство, что выпустило книгу Домана про Гармоничное развитие ребенка, эту книгу...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Гормональный фон и гармоничное развитие. Эндокринные нарушения у детей. Появился термин «ретардация», то есть замедление физического развития и формирования функциональных систем у детей и...

Глена Домана. Мы использовали элементы его методики при обучении, в частности, по знакомству с окр.миром, глобально чтение, математика (представление чисел в виде красных...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Методики раннего развития ребенка, Часть 2. О лучших результатах раннего физического Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Посмотрите другие обсуждения: Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Наверное я против Домана, против некоторых методик.

Глен Доман применял методику для больных детей, для детишек, которые не могли ни двигаться, ничего вообще делать, только лежали пластом в своих кроватках.

Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Математика (точки) тоже в первую же неделю начала выззывать раздражение 6тимесячного малыша. Чтение по Доману я даже не начинала - смысла не...

Методика Глена Домана. Ну, кто нибудь растит вундеркиндов??? Если да то по каким А мы не знаем что за методика Домана. Мы наверно для таких методик еще не доросли.

Про методики Глена Домана сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев.

Про методики Глена Домана сейчас не. Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты: слова, красные точки в нужном количестве, картинки...

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Я бы сказала, резюмируя: Методика Домана замечательная, она опередила свое время, традиционную систему - на 300 лет, опередила систему Монтессори - на 35 лет, но она намного отстает от российских методик, от...

А по методике Домана ребенок будет читать только те слова, которые он уже Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и А недавно Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. После трех лет активный рост мозга...

Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты: слова, красные точки в нужном количестве, картинки на разные темы.

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Про методики Глена Домана сейчас не. Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты: слова, красные точки в нужном количестве, картинки на Методики воспитания детей...