«Это было у моря. «Это было у моря Где ажурная пена где встречается редко городской

Я люблю этого поэта с детства. Сочетание юмора с нежнейшей лирикой, пожалуй, есть только у него.

Но начнем не с него. Вот смотрите:

Это было у моря, где лазурная пена,
Где встречается редко городской экипаж.
Королева играла в башне замка Шопена.
И, внимая Шопену, полюбил её паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
1910.
Это - Игорь Северянин.

А теперь сравните:

Вы сидели в манто на скале,
Обхвативши руками колена.
А я - на земле,
Там, где таяла пена,-
Сидел совершенно один
И чистил для вас апельсин.
Оранжевый плод!
Терпко-пахучий и плотный...
Ты наливался дремотно
Под солнцем где-то на юге,
И должен сейчас отправиться в рот
К моей серьезной подруге.
Судьба!

Пепельно-сизые финские волны!
О чем она думает,
Обхвативши руками колена
И зарывшись глазами в шумящую даль?
Принцесса! Подите сюда,
Вы не поэт, к чему вам смотреть,
Как ветер колотит воду по чреву?
Вот ваш апельсин!

И вот вы встали.
Раскинув малиновый шарф,
Отодвинули ветку сосны
И безмолвно пошли под скалистым навесом.
Я за вами - умильно и кротко.

Ваш веер изящно бил комаров -
На белой шее, щеках и ладонях.
Один, как тигр, укусил вас в пробор,
Вы вскрикнули, топнули гневно ногой
И спросили: "Где мой апельсин?"
Увы, я молчал.
Задумчивость, мать томно-сонной мечты,
Подбила меня на ужасный поступок...
Увы, я молчал!
<1913>

А это - Саша Черный. Его можно цитировать бесконечно, у него есть особая музыка стиха, присущая только ему, та самая, что любого Великого Поэта делает узнаваемым. Мягкая грустная улыбка - его фирменный стиль:

Сизо-дымчатый кот,
Равнодушно-ленивый скот,-
Толстая муфта с глазами русалки,-
Чинно и валко
Обошел всех, знакомых ему до ногтей,
Обычных гостей...
Соблюдая старинный обычай
Кошачьих приличий,
Обнюхал все каблуки,
Гетры, штаны и носки,
Потерся о все знакомые ноги...
И вдруг, свернувши с дороги,
Клубком по стене,-
Спираль волнистых движений,-
Повернулся ко мне
И прыгнул ко мне на колени.

Я подумал в припадке амбиции:
Конечно, по интуиции
Животное это
Во мне узнало поэта...
Кот понял, что я одинок,
Как кит в океане,
Что я засел в уголок,
Скрестив усталые длани,
Потому что мне тяжко...
Кот нежно ткнулся в рубашку,-
Хвост заходил, как лоза,-
И взглянул мне с тоскою в глаза...
«О друг мой!- склонясь над котом,
Шепнул я, краснея,-
Прости, что в душе я
Тебя обругал равнодушным скотом...»
Но кот, повернувши свой стан,
Вдруг мордой толкнулся в карман:
Там лежало полтавское сало в пакете.
Нет больше иллюзий на свете!
<1932>

Или, невероятно романтическое:

У двух проституток сидят гимназисты:
Дудиленко, Барсов и Блок.
На Маше - персидская шаль и монисто,
На Даше - боа и платок.
..............................
Темнеют уютными складками платья.
Две девичьих русых косы.
Как будто без взрослых здесь сестры и братья
В тиши коротают часы.

Да только по стенкам висят офицеры...
Не много ли их для сестер?
На смятой подушке бутылка мадеры,
И страшно затоптан ковер.

Стук в двери. "Ну, други, простите, к нам гости!"
Дудиленко, Барсов и Блок
Встают, торопясь, и без желчи и злости
Уходят готовить урок.

Совершенно современная зарисовка:

О Господи, из глубины метро
Я о себе взывать к Тебе не буду...
Моя душа лениво-бескорыстна,
И у Тебя иных забот немало:
Там над туннелем хоровод миров,
Но сложность стройная механики небесной
Замутнена бунтующею болью
Твоей бескрылой твари...
Но если можно,
Но если Ты расслышишь,
Я об одном прошу:
Здесь на земле дай хоть крупицу счастья
Вот этому мальчишке из отеля
В нелепой куцей куртке
И старику-посыльному с картонкой,
И негру хмурому в потертом пиджаке,
И кроткому художнику соседу,
Задумчиво сосущему пастилку,
И мне - последнему - хотя бы это лето
Беспечностью веселой озари...
Ты знаешь,- с каждым днем
Жить на Твоей земле становится трудней.
1930

Одно из моих любимых:

Кто любит прачку, кто любит маркизу,
У каждого свой дурман,-
А я люблю консьержкину Лизу,
У нас - осенний роман.

Пусть Лиза в квартале слывет недотрогой,-
Смешна любовь напоказ!
Но все ж тайком от матери строгой
Она прибегает не раз.

Свою мандолину снимаю со стенки,
Кручу залихватски ус...
Я отдал ей все: портрет Короленки
И нитку зеленых бус.

Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,
Грызем соленый миндаль.
Нам ветер играет ноябрьскую фугу,
Нас греет русская шаль.

А Лизин кот, прокравшись за нею,
Обходит и нюхает пол.
И вдруг, насмешливо выгнувши шею,
Садится пред нами на стол.

Каминный кактус к нам тянет колючки,
И чайник ворчит, как шмель...
У Лизы чудесные теплые ручки
И в каждом глазу - газель.

Для нас уже нет двадцатого века,
И прошлого нам не жаль:
Мы два Робинзона, мы два человека,
Грызущие тихо миндаль.

Но вот в передней скрипят половицы,
Раскрылась створка дверей...
И Лиза уходит, потупив ресницы,
За матерью строгой своей.

На старом столе перевернуты книги,
Платочек лежит на полу.
На шляпе валяются липкие фиги,
И стул опрокинут в углу.

Для ясности, после ее ухода,
Я все-таки должен сказать,
Что Лизе - три с половиною года...
Зачем нам правду скрывать?

И напоследок, почти без иронии, но тоже замечательное:

Есть горячее солнце, наивные дети,
Драгоценная радость мелодий и книг.
Если нет - то ведь были, ведь были на свете
И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ…

Есть незримое творчество в каждом мгновенье -
В умном слове, в улыбке, в сиянии глаз.
Будь творцом! Созидай золотые мгновенья -
В каждом дне есть раздумье и пряный экстаз…

Бесконечно позорно в припадке печали
Добровольно исчезнуть, как тень на стекле.
Разве Новые Встречи уже отсияли?
Разве только собаки живут на земле?

Если сам я угрюм, как голландская сажа
(Улыбнись, улыбнись на сравненье мое!),
Этот черный румянец - налет от дренажа,
Это Муза меня подняла на копье.

Подожди! Я сживусь со своим новосельем -
Как весенний скворец запою на копье!
Оглушу твои уши цыганским весельем!
Дай лишь срок разобраться в проклятом тряпье.

Оставайся! Так мало здесь чутких и честных…
Оставайся! Лишь в них оправданье земли.
Адресов я не знаю - ищи неизвестных,
Как и ты, неподвижно лежащих в пыли.

Если лучшие будут бросаться в пролеты,
Скиснет мир от бескрылых гиен и тупиц!
Полюби безотчетную радость полета…
Разверни свою душу до полных границ.

Будь женой или мужем, сестрой или братом,
Акушеркой, художником, нянькой, врачом,
Отдавай - и, дрожа, не тянись за возвратом:
Все сердца открываются этим ключом.

Есть еще острова одиночества мысли -
Будь умен и не бойся на них отдыхать.
Там обрывы над темной водою нависли -
Можешь думать… и камешки в воду бросать…

А вопросы… Вопросы не знают ответа -
Налетят. Разожгут и умчатся, как корь.
Соломон нам оставил два мудрых совета:
Убегай от тоски и с глупцами не спорь.

Группу поэтов-эгофутуристов, заявившую о себе в 1911 году в Петербурге, возглавил Игорь Северянин . В нее вошли Г. Иванов, К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. "Эго" в переводе с лат. - "я". В центре творчества поэта-эгофутуриста - его "я", его личность.

Слава Игоря Северянина, одного из самых популярных поэтов серебряного века, была в свое время "повсеградной" (неологизм Северянина). О его книгах "Громокипящий кубок" (1913), "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и других говорили повсюду. Его выступления в городах России - "поэзоконцерты" (их состоялось около 100 в период с 1913 по 1917 годы) привлекали публику с неизменным успехом.

В истории русской литературы ХХ века есть любопытные факты: в 1918 году в Москве, на поэтическом вечере в Политехническом музее, Игорь Северянин был признан королем поэтов, второе место было отдано В. Маяковскому, третье досталось К. Бальмонту. И. Северянин, как и должно королю, издает поэтический "Рескрипт короля". Победитель по-королевски щедр и великодушен, он всех прощает и благословляет:

Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре. Я так велик и так уверен В себе - настолько убежден, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительно поклон... ...Я избран королем поэтов, - Да будет подданным светло! 1918

О появлении эгофутуризма И. Северянин возвестил в 1911 году, а в январе 1912 года им была разослана в редакции ряда газет его программа "Академия Эго-Поэзии (Вселенский футуризм)", где предтечами эго-футуризма назывались К. Фофанов и М. Лохвицкая, а в качестве теоретических основ провозглашались Интуиция и Эгоизм (Программу подписали И. Северянин, К. Олимпов (К. Фофанов), Г. Иванов, Грааль-Апрельский (С. Петров). "Лозунгами моего эгофутуризма, - писал Северянин в своих воспоминаниях, - были: 1. Душа - единственная сила. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со “стереотипами” и “заставками”. 7. Разнообразие метров" 2 . Литературная программа группы, как видим, была довольно расплывчатой. Всерьез говорить о литературном течении, возглавляемом И. Северяниным, не приходится. Группа очень быстро распалась. В 1912 году обострилась борьба Северянина и Олимпова за футуристическое первенство, Северянин вышел из группы "Эго", считая "миссию моего Эго-футуризма выполненной": "Я, - год назад, - сказал: “Я буду!” / Год отсверкал, и вот - я есть!"

В чем-то Северянин сближался с кубофутуристами. В 1914 году И. Северянин выступал совместно с кубофутуристами на юге России, приняв участие в так называемой "Олимпиаде футуризма" (1914). Но сотрудничество с кубофутуристами оказалось кратковременным, и в 1914 году Северянин с ними разошелся.

Так же, как и другие футуристы, Северянин в своих стихах отдал дань техническим достижениям нового века, ориентировался на быстрые темпы жизни. Однако его урбанизм носил скорее внешний характер и имел салонный оттенок комфорта и элегантности:

Увертюра Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Бега автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском, Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс! Январь 1915 Петроград

Как и у других футуристов, у Северянина встречается немало неологизмов, но они "осмысленны", изысканно доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет (ср.: ветропросвист, крылолет). О московских футуристах он с неодобрением писал: "...в своем словотворчестве они достигали зачастую полнейшей нелепости и безвкусицы, в борьбе с канонами эстетики употребляли отвратные и просто неприличные выраженья". Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мир:

Кензель В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева. А дорожка песочная от листвы разузорена - Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом - Вы такая эстетная, Вы такая изящная... Но кого же в любовники! И найдется ли пара Вам? Ножки плэдом закутайте дорогим ягуаровым, И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше резиновом, И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым - Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!.. 1911

Северянину также, как и всем футуристам, было свойственно стремление эпатировать, поразить читателя, самоутвердиться. Это особенно ярко проявилось в его стихотворении "Эпилог" (своеобразная "желтая кофта" Северянина):

Я, гений Игорь-Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!.. Я, - год назад, - сказал: "Я буду!" Год отсверкал, и вот - я есть! Среди друзей я зрел Иуду, Но не его отверг, а - месть... Нас стало четверо, но сила Моя, единая, росла. Она поддержки не просила И не мужала от числа... 1912

Игоря Северянина, как и других футуристов, раздражала пошлость окружающего мира. Об этом стихотворение с названием-оксюмороном "В блесткой тьме":

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив. Я улыбнулся натянуто, вспомнил сарказмно о порохе: Скуку взорвал неожиданно неопоэзный мотив. Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс. Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства, И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс! Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена! Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт! Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина Следует знать, что за Пушкиным были и Блок и Бальмонт. 1913

Однако Игорь Северянин не стремился, в отличие от кубофутуристов, порвать с культурой прошлого и "cбросить Пушкина с корабля современности". Он считал, что и Пушкина, и Блока надо знать даже "во времена Северянина" 3 .

Критика, и это стало общим местом, отмечала манерность, будуарность поэзии Игоря Северянина, ее ресторанный характер и пошловатую изысканность, салонный дендизм и экстравагантность. Отсутствии "темы" в поэзии И. Северянина тревожило А. Блока: "Куда пойдет он, еще нельзя сказать, что с ним стрясется: у него нет темы. Храни его бог".

Может быть, упреки современников Северянину были и небезосновательными: стихам Северянина свойственны и некоторая манерность, и будуарность, и дендизм. Все это было. Например, его знаменитая "поэма-миньонет" "Это было у моря":

Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж... Королева играла - в башнях замка - Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж. Было все очень просто, было все очень мило; Королева просила перерезать гранат; И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа... Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа. Февраль 1910

У И. Северянина были страстные почитатели (еще более страстные почитательницы), были и те, кто не принимал его стихов, создавал на них пародии. На стихотворение "Это было у моря..." замечательную пародию, абсолютно точно передающую ритм и интонацию северянинского стиха, написал современник И. Северянина поэт А. Ширяевец:

Это было у моря, где лазурная пена... Это было у сквера, где едят простоквашу, Где фруктовые воды, это было вчера. Там мне молвила Глаша: "О, клянусь, буду ваша! И клянусь, что мамаша моя очень добра!" Но причем здесь мамаша? - Я промолвил бледнея. Ах, нельзя ль без мамаши - я поэт и эстет! Но ответила Глаша: "Без мамаши не смею. Буду ваша с мамашей, без мамаши же - нет!" И ушла не простившись, не доев простокваши, И меня до рассвета угнетала хандра. Я хотел по декрету, без попов, без мамаши. Так расстался я с Глашей. Это было вчера. 1918

Хотя упреки Северянину были во многом небезосновательны, в действительности все обстояло гораздо сложнее, и его творчество вряд ли можно сводить к салонному дендизму. В стихах нельзя не видеть иронии, самоиронии умного поэта. Северянин сам называл свою славу "двусмысленной", сожалел, что в его стихах часто видели не то, что ему хотелось. В стихотворении "Двусмысленная слава" он писал:

Во мне выискивали пошлость, Из виду упустив одно: Ведь кто живописует площадь, Тот пишет кистью площадной.

Да, Северянин часто в своих стихах говорил языком салонной публики, но это не означает, что то был язык самого поэта, что это его - поэта - голос. По крайней мере, его "единственный" голос. Здесь будет уместной аналогия с героями рассказов М. Зощенко и самим Зощенко, которых современная писателю критика не желала разграничивать. Суть же поэзии И. Северянина в другом - в тончайшем лиризме, в изысканной элегантности, в изумительном чувстве ритма и в том, что вообще трудно определимо, поскольку речь идет о Поэзии. Как бы критики ни относились к пресловутым "Ананасам в шампанском!", как бы над ними ни иронизировали, забыть сразу, не почувствовать обаяния этого стихотворения невозможно. От него нельзя отмахнуться. Лирика Северянина не обременена морализированием, она далека от философских прозрений. Ну что ж, зато Северянин - тончайший лирик, изумительно чувствующий Природу, Красоту, душу человеческую в многообразных ее проявлениях и переживаниях.

В 1918 году в стихотворении "Интродукция" И. Северянин прямо написал о себе как о поэте без тенденций и даже без особого смысла:

Я - соловей: я без тенденций И без особой глубины... Но будь то старцы иль младенцы, - Поймут меня, певца весны. Я - соловей, я - сероптичка 4 , Но песня радужна моя. Есть у меня одна привычка: Влечь всех в нездешние края. Я - соловей! На что мне критик Со всей небожностью своей? - Ищи, свинья, услад в корыте, А не в руладах из ветвей! Я - соловей, и, кроме песен, Нет пользы от меня иной. Я так бессмысленно чудесен, Что Смысл склонился предо мной! Март 1918 Тойла

И. Северянин известен и как автор негромких щемящих строк о России, о своей судьбе. После революции Северянин оказался в Эстонии, где и прожил до своей смерти в 1941 году. "Я не эмигрант и не беженец. Я просто дачник", - говорил о себе И. Северянин. За рубежом он издал семнадцать поэтических сборников, но они выходили малыми тиражами, пик славы поэта остался позади, в прошлой России. В 1925 году написано не менее знаменитое стихотворение И. Северянина "Классические розы":

Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Мятлев 1843 В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы... Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... Как хороши, как свежи были розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут - уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп... Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! 1925

Доходчивая музыкальность стихотворений Северянина всегда соседствовала с любовью к неологизмам и словотворчеству

ФОТО: wikipedia.org

Многим, наверняка, знакомы его звучные "Ананасы в шампанском" и "Я, гений Игорь-Северянин". Смелая романтизация городских и салонных образов, инновационная подача: словотворчество, аллитерация, диссонансные рифмы, музыкальность фраз – не могут не привлекать внимания. Придуманный и прославленный поэтом "эгофутуризм" выражается в звонких, несущихся, уверенных стихотворных конструкциях, в провозглашении торжества индивидуализма, с центральной ролью человеческого "эго", первенства желаний и их удовлетворения.

Будущий поэт, урождённый Игорь Васильевич Лотарёв, появился на свет 4 мая 1887 года в Санкт-Петербурге, в семье военного инженера. Среди дальних родственников Игоря были такие известные люди, как русская революционерка Александра Коллонтай, историк Николай Карамзин, поэт Афанасий Фет . После разрыва родителей, 9-летний мальчик переехал из Петербурга во Владимировку, имение тёти и дяди в Новгородской губернии, под Череповцом. Четыре года он проучился в Череповецком реальном училище, затем уехал с отцом на Дальний Восток, но, в конце концов, вернулся в Петербург к матери.

В 1904 году стали появляться его первые публикации. Долгое время, вплоть до признания, самиздатские тоненькие брошюрки с вычурными и смелыми названиями и стихами - "Зарницы мысли" (1908), "Интуитивные краски" (1908), "Колье принцессы" (1910), " Квадрат квадратов" (1910), "Качалка грёзэрки" (1912) - по-настоящему шокировали общественность. Так, широко известным стал возмущённый отзыв на одно из стихотворений самого Льва Толстого .

Первый и самый крупный успех пришёл к молодому поэту в 1913 году после выхода сборника "Громокипящий кубок" , предисловие к которому было написано Фёдором Сологубом . Смелый Северянин был встречен публикой с большим воодушевлением: его многочисленные "поэзоконцерты" пользовались большой популярностью в двух столицах в течение 1913-1914 годов. Затем начались турне по России совместно с кубофутуристами - Маяковским, Кручёных, .

В 1914-1915 годах последовали сборники "Victoria regia", "Златолира", "Ананасы в шампанском", но их успех не был таким беспрекословным, как успех "Кубка". В 1915-1917 годах Северянин в основном занимался поддержкой молодых поэтов: организовывал совместные выступления, турне, издавал сборники. 27 февраля 1918 года во время "поэзовечера" в Большой аудитории московского Политехнического музея он был избран "Королём поэтов", обойдя Владимира Маяковского .

После революции 1918 года Северянин сразу же уехал в Эстонию, где ещё до этого купил дачу в местечке Тойла. Последующие двадцать четыре года до самой смерти он прожил в Эстонии, гастролируя с выступлениями во Франции и Югославии. В 1921 году поэт женился на эстонке Фелиссе Круут.

Поздняя лирика Северянина несколько отличается от стиля 1910-х годов: сохраняя оригинальность, она более спокойна и выдержанна. Среди самых известных произведений этого периода можно назвать стихотворения "Соловьи монастырского сада", "Классические розы" , автобиографические романы в стихах "Колокола собора чувств", "Роса оранжевого часа", "Падучая стремнина" и сборник сонетов "Медальоны" (портреты классиков и современников: писателей, художников, композиторов).

Кроме стихосложения, Северянин стал одним из крупнейших переводчиков эстонской поэзии на русский язык. Также он переводил , Поля Верлена, .

Последние годы жизни Северянина выпали на Вторую мировую войну: присоединение Эстонии к Советскому Союзу (1940), оккупацию Эстонии фашистами, преследование со стороны эстонских националистов и Гестапо. Поэт умер от сердечного приступа в занятом немцами Таллине, в 54 года, и был похоронен на городском Александро-Невском кладбище.

В день памяти Игоря Северянина "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить его самые известные стихотворения.

1. Сонет (1908, из сборника "Громокипящий кубок")

Я коронуюсь утром мая

Под юным солнечным лучом.

Весна, пришедшая из рая

Чело украсить мне венцом.

Жасмин, ромашки, незабудки,

Фиалки, ландыши, сирень

Жизнь отдадут - цветы так чутки! -

Мне для венца в счастливый день.

Придёт поэт, с неправдой воин,

И скажет мне: "Ты быть достоин

Моим наследником; хитон,

Порфиру, скипетр - я, взволнован,

Даю тебе... Взойди на трон,

Благословен и коронован".

Бледнел померанцевый запад,

В горах голубели туманы,

И гибко, и цепко сплетались

В объятьях над вами лианы.

Сквозь кружева листьев ажурных

Всплывали дворцов арабески,

Смеялись алмазы каскадов

Под их пробуждённые плески.

Вам слышался говор природы,

Призывы мечтательных веток,

И вы восхищалися пляской

Стрекоз, грациозных кокеток.

Растенья дышали душисто

Вечерним своим ароматом,

И птицы, блаженствуя, пели -

Как вы, восхищаясь закатом.

Весь мир оживал при закате

По странной какой-то причуде...

И было так странно, так дивно

Вам, жалкие тёмные люди!

И было вам всё это чуждо,

Но так упоительно ново,

Что вы поспешили... проснуться,

Боясь пробужденья иного...

3. Увертюра (1910, из сборника "Колье принцессы")

Колье принцессы - аккорды лиры,

Венки созвездий и ленты лье.

А мы, эстеты, мы - ювелиры,

Мы ювелиры таких колье.

Колье принцессы - небес палаццо,

Насмешка, горечь, любовь, грехи,

Гримаса боли в глазах паяца...

Колье принцессы - мои стихи.

Колье принцессы, колье принцессы...

Но кто принцесса, но кто же та -

Кому все гимны, кому все мессы?

Моя принцесса - Триумф-Мечта!

4. В парке плакала девочка (Всеволоду Светланову) (1910, из сборника "Громокипящий кубок")

В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю"...

И отец призадумался, потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

5. Это было у моря (1910, из сборника "Громокипящий кубок")

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла - в башне замка - Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было всё очень просто, было всё очень мило:

Королева просила перерезать гранат,

И дала половину, и пажа истомила,

И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,

До восхода рабыней проспала госпожа...

Это было у моря, где волна бирюзова,

Где ажурная пена и соната пажа.

6. Сонаты в шторм (1911, из сборника "Громокипящий кубок")

На Ваших эффектных нервах звучали всю ночь сонаты,

А Вы возлежали на башне на ландышевом ковре...

Трещала, палила буря, и якорные канаты,

Как будто титаны-струны, озвучили весь корвет.

Но разве Вам было дело, что где-то рыдают и стонут,

Что бешеный шторм грохочет, бросая на скалы фрегат.

Вы пили вино мятежно. Вы брали монбланную ноту!

Сверкали агаты брошек, но ярче был взоров агат!

Трещала, палила буря. Стонала дворцовая пристань.

Кричали и гибли люди. Корабль набегал на корабль.

А вы, семеня гранаты, смеясь, целовали артиста...

Он сел за рояль, как гений,- окончил игру, как раб...

7. Рондо оранжевого заката (1913, из сборника "Ананасы в шампанском. Поэзы")

Невымученных мук, невыгроженных гроз

Так много позади, и тяжек сердца стук.

Оранжевый закат лианами оброс

‎Невыкорченных мук.

Оранжевый закат! ты мой давнишний друг,

Как лепеты травы, как трепеты берез,

Как щебеты мечты… Но вдруг изменишь? вдруг?

Заплакать бы обжогом ржавых слез,

В них утопить колечки змейных скук

И ждать, как ждёт подпоездник колёс,

‎Невысмертивших мук!

8. Увертюра (1915, из сборника "Ананасы в шампанском. Поэзы")

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

9. Классические розы (1925, из сборника "Классические розы")

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

(1843, Мятлев)

В те времена, когда роились грёзы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слёзы…

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…

Как хороши, как свежи были розы

Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил её паж.


Было всё очень просто, было всё очень мило:
Королева просила перерезать гранат;
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.


А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней пробыла госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.




Звенели ландыши во мху,
Как сребротканный колокольчик,
И белки, в шубках на меху,
Сгибали хвостики в колечки.
О, красота пушистых кольчик!
О, белок шустрые сердечки!


И было красочно везде
В могучий бравый полдень мая;
И птички трелили в гнезде,
Кричали утки, как китайцы,
И, хворост радостно ломая,
Легко попрыгивали зайцы.


Была весна, был май - сам сон!
Любилось пламенно, но строго...
Был пышнокудр ещё Самсон!..
Коляска, тройка и бубенчик...
К тебе знакомая дорога...
О, май! о, белочка! о, птенчик!




Элен себе искала компаньона,
Желая в заграничное турнэ.
Жан, встретясь с ней, сказал: "Je vous connais:
Вы - грёза Гёте и Тома: Миньона.
Хоть грёза их, положим, без шиньона,
Я - всё равно! - готов продлить свой сон...
Итак, Элен, Вы для меня - Миньона,
Чей образ воплотился в Арнольдсон".



Женщина без прошлого - рыба без соли.



Самое обыкновенное биение любимой женщины прекраснее окаменелости Венеры Милосской.



Подчиняться любимому - удовольствие.




Иные* строят лиру
Прославиться на свете
И сладкою игрою
Достичь венца парнасска;
Другому стихотворство
К прогнанью скуки служит;
Иной стихи слагает
Пороками ругаться;
А я стихи слагаю
И часто лиру строю,
Чтоб мог моей игрою
Понравиться любезной.




О музы, горды музы!
Я внемлю ваше слово,
И сердце уж готово
К вам жар мой погасити,
Но жар мой к стихотворству
Моя охота множит;
А больше оной множит
Прекрасная Ириса.
Сердечно иль притворно
Она и стих мой хвалит,
Она того желает,
Чтоб с музами я знался.
Коль вам противно это,
То мне Ириса будет
И Аполлон и музы**.




Когда б я птичкой был,
Я к той бы полетел,
Котору полюбил,
И близко к ней бы сел;
Коль мог бы, я запел:
"Ты, Лина, хороша,
Ты птичкина душа!"
Мой малый бы носок
Устам её касался;
Мне б каждой волосок
Силком у ней казался;
Я б ножку увязить
Хотел в силке по воле,
Чтоб с Линой вместе быть
И Лину бы любить
Во сладком плене боле.




Что я прельщён тобой,
Чему тому дивиться, -
Тебе красой родиться
Назначено судьбой.
Прекрасное любить -
Нам сей закон природен,
И так я не свободен
К тебе несклонным быть.
Ты сделана прельщать,
А я рождён прельщаться,
На что же нам стараться
Природу превращать?
Я жертвую красе,
Ты жертвуй жаркой страсти,
Естественныя власти
Свершим уставы все***.




*Иных уж нет...


**... а те далече.))


***Извините, но это... какой-то Херасков ? Только не ругаться, только не ругаться!)))

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.02.2014. Я тоскую, как Блок!
  • 22.02.2014. День Ангела
  • 20.02.2014. Просто и натурально
  • 17.02.2014. Наше Вам с тросточкой
  • 15.02.2014. Город Zero
  • 14.02.2014. Горевал в тоске Ерёма
  • 11.02.2014. Мальчик, девочка и ноль пять ноль пять
  • 09.02.2014. И смех и грех
  • 08.02.2014. Блеск! Крррасота!
  • 07.02.2014. Тёпленькая пошла!
  • 05.02.2014. Красавец и чудовище
  • 04.02.2014. Солнечный круг, небо вокруг
  • 03.02.2014. Два снаряда вне очереди
  • 02.02.2014. НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!
  • 01.02.2014. Счастливые весов не наблюдают

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


«...Где ажурная пена, где встречается редко городской экипаж. Королева играла в башне замка Шопена, и, внимая Шопену, полюбил её паж...», - с издевательским завыванием я процитировала стих Игоря Северянина и грозно одёрнула подругу: - Хватит. Никаких курортных романов. Я еду просто отдыхать, купаться в море и неправильно, но изобильно питаться.

Подруга Семёнова, неисправимо влюбчивая и поэтому пребывающая в третьем браке а-ля «вместе навеки», горестно свела в единую линию:

Алён, ну ведь не повредит, а? Малюсенький романчик, чтобы тело и душа были мо-ло-ды!

В первоисточнике для молодости душевной и телесной предлагалось закаляться, а не крутить романы с красавцами из Дагомыса. Никаких мужчин, ты же понимаешь: я ношу траур по мужу.

Так ты ж не похоронила, - испугалась буквальная Семёнова, - ты же развелась!

Всё равно, - рубанула я. - Он для меня почти что умер.

Ну ладно, - вздохнула сговорчивая Семёнова, - ешь фрукты и купайся в море. Только не кутайся в длинные юбки, носи те коротенькие , что я тебе подарила.

Я клятвенно заверила Семёнову, что на коктебельском побережье у отдыхающих нет шансов: хотят они или нет, придётся оценить мою длинноногость и белые подаренные шорты. Семёнова преисполнилась благодати и забрала «на постой» мою прожорливую кошку.

А я собирала чемодан и злорадно рассуждала о таком вульгарном явлении, как . Что мы о нём знаем? Преимущественно это случается в городе Сочи, где «шашлычок под коньячок вкусно очень». Героинями становятся женщины в белом платье, стоящие на берегу, в то время как дома их ждёт семья.

Женщин сбивают с толку и истинного пути мужчины, обладатели энного количества сыновей в далёких некурортных городах. Потом об их коротком хмельном счастье поёт безволосый полноватый исполнитель, народ заказывает хит на социально ориентированных радиостанциях. В этом же направлении работает высокий певец в очках и пафосе.

На ум пришёл свежий клип по чеховским мотивам: страдалец, «весь в белом», бродит по побережью явно в поисках приключений, цепляется взглядом за тётеньку со шпицем под мышкой и грустью в глазах... Ну, «и заверте…», как говорится. Потом певец тоскует в кругу семьи, женщина убедительно изображает не то раскаяние, не то изжогу… Нет, увольте, мне это «счастье» не светит. Долой мужчин, только сезонные , заплывание за буйки и экскурсии.

Акт первый. Верность слову

…Вообще-то в Коктебеле не так уж много достопримечательностей: Максимилиан Волошин, Кара-Даг, залив, скала со сквозным, так сказать, отверстием. И мои белые шорты, как иначе-то… На третий день отдыха произошло разочарование в понятии «бархатный сезон»: если в конце августа так жарит солнце, приезжать на курорт безопасно для жизни только в ноябре. Владелец жилья, где я временно обитала, зорко следил за расходованием электроэнергии. Каждый раз, когда я включала в комнате кондиционер и выходила в общую кухню, пока комната остывает, он хмурился всем телом и заводил воспитательные разговоры - мол, «охлаждайтесь на здоровье, но не так часто».

Соседи по курортному общежитию, компания с разным количеством представителей сильного пола и пола прекрасного, настойчиво призывали присоединиться к ним. Я стойко отклоняла приглашения к застолью, но «сломалась», когда «граждане отдыхающие» предложили принять участие в автопробеге по Крымскому побережью. На трёх машинах, цель – в сжатые сроки посмотреть всё лучшее. К тому времени мне осточертел, белые шорты примелькались отдыхающим, противостояние с хозяином по поводу кондиционера рисковало вылиться в рукопашную. Едем!

Акт второй. На правах штурмана

Алёна, ты садись в машину к Андрею, - хохотнула бесцеремонная компанейская барышня, - он мужчина разведённый, ты женщина свободная – сам Бог велел!

Я натянуто улыбнулась и повиновалась. Андрей – высокий худощавый мужчина, кажется, наиболее разумный из присутствующих и не столь ярый поклонник крымских вин.

Включить кондиционер? – дружелюбно предложил «пилот», а я вздрогнула: он явно в курсе конфликтов по поводу прохладной атмосферы.

Если можно, - буркнула я и поклялась хранить гробовое молчание.

Пункт первый. Севастополь, Балаклава, - объявил Андрей.

А потом, видимо, из-за желанной прохлады в салоне, я утратила бдительность и позволила увлечь себя разговорами. Надо же, сколько человек знает о Крыме! Он рассказывал о печальной славе Фороса, где на даче отсиживался первый российский президент и зачинщик перестройки. О посёлке Симеиз , куда на летний отдых стекаются стройные красивые парни, однако девушкам там делать нечего. О пещерном городе Чуфут-Кале, который основали караимы, но потом покинули крепость. О фресках южного Мангупа. О пещерном монастыре Инкермана. О красивейшем высоченном мысе Фиолент, который благодаря легкомысленным отдыхающим исправно поставляет трагические сводки: крутой 70-метровый мыс щедро собирает людскую дань. Юноши и девушки не учитывают, что мыс осыпается, не берут в расчёт головокружение от вида, тем паче, если головы их и без того вскружены, а сознание расширено…

Когда мы стояли в Балаклавском гроте, рассматривали старую подводную лодку и висящих в морском изумруде медуз, Андрей вдруг взял меня за руку:

Тут холодно и мрачно. Пойдём в кафе? А наши потом присоединятся.

И я не отняла ладонь, так, рука в руке, и потопали в рыбацкий ресторанчик.

Давай я сам сделаю заказ? – улыбнулся он, а я чуть не заплакала. – Хорошо знаю меню, на блюдо «чёрт знает что» не нарвёмся.

И мы не нарвались. Я ела камбалу и салат с креветками, думая о том, как же приятно порой позволить мужчине решать за себя. Когда выходили, его ладонь легла на мою талию. Или показалось, привиделось из-за вдруг нахлынувшей тоски?..

Акт третий. Ближе к солнцу…

А я сказала – не пойду! И не надо меня тянуть, мне больно! – я упиралась, сыпала проклятьями, потому что в здравом уме ни один человек не согласится ехать по канатной дороге на макушку Ай-Петри.

Глупенькая, это же не страшно, - продолжал гробить женщину Андрей, - представь, какой вид открывается с высоты птичьего полёта!

Ужасный, страшный вид! – надрывалась я. – Я же сказала, если решила, то ни за что не пойду! Я высоты с детства боюсь, даже на «лодочках» всего один раз качалась!

…Через полчаса я, икающая и пьющая мелкими глоточками минералку, раскачивалась в вагончике фуникулёра. Андрей обнимал за талию (не показалось! не привиделось!) и успокаивал разговорами, как по приезду мы отправимся в самый вкусный татарский ресторанчик. О еде думать не хотелось… Но о возможном падении, коварстве мужчин и даже бывшем муже думать не хотелось. Бывает же так: вдруг – ррраз! – и тебе больше не страшно. С ещё недавно незнакомым человеком надёжно и спокойно. Так, а что мы будем на ужин? Я хочу , лепешку и вина, много вина, заслужила.

Акт четвертый. Просто вместе

…Что случилось там, на крымских автодорогах? Почему я уезжала одним человеком, а вернулась совершенно другим? Почему я больше не надеваю белые шорты, окутываю талию романтичными юбками с запахом и с раннего утра сижу на общежитской кухне, жду одного-единственного человека из буйной соседской компании? Со мной не может произойти ничего, что уготовано обычным женщинам, курортные романы не по мою душу. И всё же, как упрямый добровольный постовой, я спозаранку торчу на кухне. Притом что с объектом душевных волнений мы расстались всего три часа назад…

Нынешней ночью, когда сидели на выгоревшем коктебельском холме, он снова держал меня за руку. Спросил:

Почему такая зацикленность на фразе «я решила»?

Я вздохнула, сделала глоток вина, куснула сочный бочок персика и снова решила – рассказать как есть, всё равно случайные ни к чему не приведут. Значит, только правду.

Потому что последние семь лет всё и всегда решала я. Делала научную карьеру мужу. Когда нужна была кандидатская степень, взяла две подработки – из учёных-преподавателей кормильцы никакие. Когда надо было накрывать поляну после защиты его диссертации, решила взять кредит. Потом он взялся за докторскую, и мне пришлось решить подождать с ребёнком. Попутно, пока муж писал работу, принимались разные решения: не покупать шубу, машину, не ездить на курорт, не обращать внимания на звонки аспиранток и студенток… В итоге он защитил докторскую, получил вожделенное профессорство, кафедру и впервые принял самостоятельное решение: вычеркнуть то, что напоминало о трудностях, его пробуксовках. То есть вычеркнуть меня. Я решила согласиться с ним.

Андрей долго молчал. Персики, вино оставались не тронутыми. Не знаю, о чём думал он, а я проклинала белые семёновские шорты, корила себя за поездку по Крыму, за то, что оказалась как все: стою себе на берегу в белом платье, и «шашлычок под коньячок вкусно очень». Курортный роман, мать честная!

Он поднялся, протянул мне руку:

Давай сейчас ты не будешь принимать никаких решений. Просто доверься мне…

Из моей комнаты он ушёл до рассвета. Я наконец-то выключила кондиционер, теперь предвкушаю горестные вопли хозяина. Зачем-то торчу на кухне. Зачем? Сегодня я уезжаю в свой город, он тоже, на расстоянии всего двухсот километров от меня. Целых двухсот километров.

Финал

Уже целых две недели, как прожорливая кошка простила меня за разлуку и спит в одной постели. Две недели как непобедимая Семёнова смотрит обнадёживающе: «Но это же было здорово!». Четырнадцать дней, как я не вспоминаю о бывшем супруге-профессоре. Всё плохо, очень плохо. Слушаю романтичные песенки, не раздражаюсь на дурацкие клипы, «проповедующие» купание в море и необременительные амурные связи. Как заставить себя принять решения забыть обо всём?..

Во время невыносимо долгого рабочего дня на мобильный приходит сообщение. Десять цифр номера, к которым прилагается текст: «Через десять минут я позвоню. Пожалуйста, прими последнее решение. Возьми трубку и ответь мне».

Без подписи. Сижу в ступоре, затем, очнувшись, смотрю на часы: батюшки, он позвонит через три минуты! И я бросаюсь за косметичкой, чтобы накрасить губы, расчесать волосы. Словно звонящий может меня увидеть…