Какой была госпожа простакова в комедии недоросль. Характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина. Неблагодарность Митрофана: кто виноват

Описал в произведении нетривиальных персонажей, имена которых сегодня используются в качестве нарицательных для описания характерных типажей. Госпожа Простакова – матушка главного героя. Она входит в число отрицательных героев комедии. Жестокая крепостница, повсеместно проявляющая деспотизм, она корыстолюбива и вызывает презрение. Иногда ее поступки провоцируют и насмешку. Характеристика этого образа продумана Фонвизиным до мелочей, а персонаж отличается психологизмом.

История создания

Идея о создании пьесы зародилась у Фонвизина в 1778 году, а завершено произведение было в 1782 году. На это время пришлась эпоха правления . Герои сочинения стали олицетворением типичных представителей тогдашнего общества. В то время в стране царил культ просвещенной монархии и подъем в научном и культурном развитии. Сама императрица потворствовала тому, чтобы мещане и дворяне следовали пропагандируемой идее просветительства.

Работая над комедией, Фонвизин разделял идеи, свойственные представителю его социального статуса. В комедии он отобразил реальное положение вещей, продемонстрировав слабые стороны внедряемой политики. Пьеса стала образчиком классической драматургии. В произведении использованы «говорящие» фамилии, что также позволяет отнести его к примерам классицизма. К положительным героям в повествовании можно отнести Софью, и Милона, а к отрицательным - Простакова, и самого . Имена действующих лиц обнажают главенствующую черту в их образах. Так, к примеру, Правдин становится носителем морали в комедии.

Роль в пьесе «Недоросль»


Произведение наглядно демонстрирует, как воспитание и нравы, прививаемые в семье, формируют личность и черты ее характера. Простакова выросла в помещичьей семье, где склонность к образованию не поощрялась. Материальные блага в ее роду ценились выше, поэтому жестокость по отношению к крепостным заложена в помещице на генетическом уровне, из жажды нажиться. Стоит напомнить, что она была одной из восемнадцати детей. В семье выжили только два ребенка. Даже с учетом статистики смертности этот факт вызывает ужас.

Биография Простаковой не располагала к расширению кругозора. Ее супруг не был обременен знаниями и амбициями. Муж не смог положительно повлиять на нее, так как глупость и пассивность характеризовали и его. Они сдабривались трусостью и нежеланием принимать на себя ответственность. Необходимость принять на себя роль хозяйки дома и главы семьи сделала Простакову грубой, усилила ее негативные качества.


При этом помещица, которую воспринимают не иначе, как злой фурией, является заботливой матерью. Митрофанушка – ее единственная любовь. Сын, как и супруг, не ценит усилий женщины. Горе обрушивается на помещицу, когда Митрофан решает покинуть ее, а супруг не встает на защиту Простаковой.

Сын деспотичной хозяйки ничем не отличался от матери. Он был недалек, жаден и груб. В 16 лет он слыл инфантильным малым, неспособным к самостоятельности. Лентяй развлекался, не зная забот и тягот реальной жизни. Мать воспитывала его в любви, оберегая от труда, поэтому молодой человек вырос «маменькиным сынком».


Митрофан слушается мать во всем и, подобно ей, не признает эффекта образования. Когда встает вопрос женитьбы на Софье, оказывается, что он не понимает смысла брака, так как попросту не дорос до него. Женитьба становится средством улучшения благосостояния семьи. Отказ юноши от матери закономерен, ведь она сама привила неуважение к семье, зависимость от денег и власти. Правдин, как хозяин представляет для Митрофана больший интерес, чем мать. Отсутствие авторитета отца и недостаток воспитания привели к ситуации, в которой Простакова лишается самого главного, что у нее есть.

Простакова противопоставлена Правдину и Стародуму, которые ратуют за просвещение, попрекая устаревший уклад, практикуемый помещиками. Как и Простакова, Стародум – отец представителя нового поколения, но его отношение к воспитанию отличается от правил, установленных в доме будущей родственницы. Помещик прививает Софье любовь к учебе, тягу к знаниям и размышлениям.


Он воспитывает личность. Взгляды героев на управление имением разнятся, равно как и взгляды на взаимоотношения с крепостными. Просветитель Правдин спасает крестьян Простаковой, избавляя их от привычной жестокости помещицы.

Противопоставляя две кардинально разные точки зрения, автор произведения подчеркивал потребность в социальных реформах. При всей глупости и суровости Простакова представляет дворянство, чьи устои изжили себя, и разочарованную женщину, драматично потерявшую все, что имела. Вопреки драматическим канонам отрицательный персонаж, помещица, вызывает жалость и сочувствие. Присущий образу психологизм делает его новаторским.

Цитаты


Иллюстрация к пьесе "Недоросль"

Речь помещицы Простаковой характеризует подход к управлению крестьянами и привычный образ жизни. Фразы, которые она использует в диалогах, красноречиво описывают гибельное положение, в котором оказались крепостные из-за глупости барыни и отсутствия у нее интереса к образованию.

«...все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - наглядно демонстрирует скупость, жадность и деспотизм Простаковой, готовой обобрать собственных крестьян догола.

Женщина относится к крепостным как к плебеям, без стеснения ругая их, на чем свет стоит.

«...А ты, скот, подойди поближе...», - говорит она портному Тришке, унижая его.

Постоянные разборки с крепостными Простакова считает работой, на которую тратятся время и силы. Хотя ее внешность не предполагает, что женщина может вступить в драку с простыми мужиками, в реальности оказывается иначе:

«...С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!» - сетует Простакова.

Алчность, неспособность к грамотному управлению, отсутствие интереса к правильному подходу в общении полноценно характеризуют Простакову.

Комедия Фонвизина «Недоросль» - одно из классических произведений, без которых нельзя рассматривать традиции социальной комедии и сатиры в русской литературе вообще. Автор умело изображает типичных персонажей глубинки, закостенелых, грубых, необразованных, однако носящих важные титулы и гордящихся собственным дворянством.

Немаловажную роль в отражении авторской позиции и всей мысли произведения играет такой характерный персонаж как Госпожа Простакова. Жесткая помещица, она вполне типична для российской действительности того времени. Под ее «крылом» находится горячо любимый сын, а также не слишком любящий муж, который попросту не смеет возражать властной жене. Она фактически недалёкая, но очень целеустремленная женщина, которая полностью сосредоточена на воспитании собственного сына и финансовом, социальном процветании своей семьи. Ей, очевидно, не хватает как образования, так и банального воспитания и такта, однако, этот персонаж не лишен сильных чувств, и совсем не так однозначен, как может показаться.

Характеристика героя

Основные черты персонажа понять не так сложно, они прописываются Фонвизином вполне ясно, поскольку сама Простакова не является ни личностью загадочной, ни дамой слишком глубокой по своему внутреннему содержанию. С одно стороны, она жестока и беспощадна, она готова на все ради достижения собственных целей. С другой стороны, она наполнена любовью к своему сыну настолько, что не хочет замечать его очевиднейших недостатков. Такое противоречие не позволяет читателю воспринимать ее исключительно как отрицательного героя.

К основным чертам героини также можно отнести злонравие, вспыльчивость, нетерпимость. Она не слишком счастлива, поэтому всегда недовольна происходящим вокруг. Это касается как отношений с мужем, так и общественно устройства, даже политики и экономики на столько, насколько она способна вообще их понять.

Еще одна важная черта этого героя - ее нелюбовь к наукам во всех их проявлениях. Для нее отсутствие любого развития - залог стабильности и благополучия. Она очень прямолинейна, поэтому любые упражнения и уроки воспринимает буквально. Во многих сценах с учителем раскрывается и ее жадность: простые математические задачи повергают ее в настоящий шок, заставляют полностью оградить своего ребенка от этих зловредных наук.

Именно таков ее психологический портрет: типичное сознание властной помещицы с годами буквально «убило» в ней все человеческое. Только жажда власти движет ею, и даже хорошие чувства превращаются в нечто негативное: любовь к мужу превращается в повелевание, нежность к сыну - в гиперопеку. Мелкие, но значимые черты, автор прорисовывает через детали, к примеру, давая ссылку на неприглядную девичью фамилию. Бывшая Скотина, Простакова получила после замужества не менее говорящую фамилию.

Образ героя в произведении

Простакова - центральный образ в комедии, вокруг которого закручивается сразу несколько сюжетных линий. Однако намного важнее то, что она воплощает в себе все старое помещичество, которое и высмеивает Фонвизин. Финал, в котором Простакова играет опять же центральную роль, показывает основную мысль автора именно через социальную гибель этой «зловредной фурии». Ей неминуемо пришел конец, как и всему строю мещанского общества. На протяжении всей комедии Простакова и есть воплощение мещанских порядков и пережитков.

Через образ Простаковой автор комедии вырисовывает все черты, которые ему так ненавистны в современном ему обществе. Госпожа не считает своих крепостных людьми, они для нее только бездушные и не слишком умные машины для исполнения поручений. Они обязаны терпеть от нее любые наказания по поводу и без него. В ее глазах такие люди просто не могут иметь добрых намерений и нуждаются в «ежовых рукавицах».

Интересы и чувства других людей она не считает чем-то важным. Без обмана и хитрости эта женщина не сможет устроить свое будущее, а это тупиковый путь развития, именно поэтому он и приводит к такому трагичному финалу. Лишение в конце Простаковой ее деревни - это прямая отсылка автора к печальному концу всего мещанства, которое должно за свои преступления лишиться всякой собственности. При этом будущее государства, по мнению Фонвизина, остается за такими персонажами и классами как Софья и Милан.

Комедия «Недоросль» – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).

В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.

По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.

Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Тест по произведению

Мне понравилась комедия Фонвизина «Недоросль». Главной темой этого произведения является «злонравие крепостников». С первой сценой комедии я увидел мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главной фигурой этого мира является Простакова. Простакова была не воспитана и необразованна. Она, как и все невежды, грубо относилась ко всем, в ком не встречала отпора. Фонвизин называет Простакову «презлой фурией». Она простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина. Однажды, когда Простакова позвала своего мужа, и он не подошёл. То она сказала Митрофану: «Так поди же вытащи его, коли добром не дозовёшься». В этой реплике я увидел грубое и пренебрежительное отношение Прстаковой к своему мужу. Но несмотря на такое отношение к Простакову, она никогда не ругала своего сына. Митрофан был избалован, потому что мать всё ему позволяла, защищала его даже тогда, когда он был не прав.

Простакова горячо любила своего сына и не позволяла учителям утруждать Митрофана. Этим поступком она лишила своего сына возможности получить образование. Простакова не задумывалась о воспитании сына, при Митроване ругала крепостных, и в результате любимый сын её покинул.

В финале комедии Простаковых ждёт заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Заключительная сцена, в которой Простакову покидает даже Митрован, свидетельствует о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе заслуженное наказание.

Простакова представлена как властная Необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо. Речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя»- портной Тришка; «бестия», «каналья»- нянька Ермеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой («век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»). Но при этом она нисколько не беспокоится о воспитании сыночка («Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»). Неудивительно, что Митрофанушка вырос таким избалованным и неотесанным

В пьесе присутствует еще один отрицательный герой- брат Простаковой - Скотин. Он, как и сестра жестокий и самовлюбленный. Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотина, лишенного каких бы то ни было достоинств. (« Суженого конем не объедешь, душенька! Тебе на свое счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч своего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то и сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям».)

Невежество, скотоподобие Скотина и Простаковой делают их пороки откровенными. Эти люди видны как на ладони, им свою животность прикрыть нечем, да они и не считают нужным это делать. Их мир хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными.

Комедия Фонвизина "Недоросль" - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

Центральный персонаж пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. "То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится". Никто не смеет противиться ее власти: "Разве я не властна в своих людях".

Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет "воры", "канальи", "бестия", "собачья дочь". К Митрофану обращается: "друг мой сердешный", "дуйленька". Гостей встречает уважительно: "рекомендую вам дорогого гостя», "милости просим". Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая "презрелая фурия" очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

Один ты остался у меня.
- Да отвяжись...
- Нет у меня сына...

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: "старая хрычовка". Воспитание и обучение Митрофана соответствует "моде" тогавре-мени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который "малую то лику арихметике маракует", грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от "всякого учения". "Познания" Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность "за людей приниматься", предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Замечательны фамилии действующих лиц. "Говорящие" фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина - дядюшки Мигрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. "Я и своих поросят завести хочу". "коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку". И гордится этим: "Ну, будь я свиной сын. если..."

Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее "дурак бессчетный" и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство - "скот". Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: "С тех пор, как все. что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем", "Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?" И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: "Экое скотское рассужение"".

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, "старая хрычовка", "гарнизонная крыса".

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны - это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин - отставной сержант, Кутейкин - дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один - к военным, другой - к церковным служителям. Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон.
Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи. Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым "любочестивый человек" должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей - это свод правил, и "...всякое слово врезано будет в сердце".

Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей. Фонвизин - талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

К вопросу о родной земле, так или иначе, подходило большинство поэтов, и всякий по-своему постигал известную для старого и малого Родину - Россию. Среди них и Александр Александрович Блок. Одной из центральных тем в его поэзии является тема родины. Блок не тотчас отыскал для себя эту тему, предшествовали продолжительные годы этического становления. Поэт пережил многое и испытал, \"напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну\", прежде, чем начать писать о России. Обращение к теме родины явилось неповторимым результатом творчества Александра Блока. Тема России захватила п

Художня повноцінність літературного твору, як відомо, виявляється в тому, що життєві ситуації й людські типи зображуються в ньому неодно­значно, з різних сторін, бо ж неоднозначним, багатогранним є й саме життя. Саме так і змальовано образ Терентія Гавриловича Пузиря - головного пер­сонажа комедії «Хазяїн». За задумом і його втіленням «Хазяїн» - це «зла сатира на чоловічу любов до стяжання». Отже, сміх - іронічний, зневажливий, а то й зни­щувальний є основним прийомом характеристики ситуацій та образів, передусім Терентія Пузиря, мільйонера-землевласника. Драматург відтво­рює різні етапи ж

Какие же стороны народного бытия и сознания Лермонтов считает отличительными, порождающими героический дух, обусловливающими эпическую широту и мощь характеров? В сознании старого солдата, как и в сознании Лермонтова, прежнее «племя» по сравнению с «нынешним» - «богатыри», «могучее, лихое племя». Не один солдат, не избранный круг, а все вместе отмечены, мощью, богатырством. Это единство поражает и потомков, оно закрепилось в памяти поколений («Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»). Средоточием единства выступает в стихотворении Москва, символизирующая всю Россию. Недовольный цивилизац

В своих произведениях символисты старались воссоздать жизнь каждой души, которую переполняют переживания, непонятные и неясные настроения, чувствительность, впечатление от того или иного события.Поэты-символисты стали первооткрывателями поэтического стиха, в котором бушевали эмоции и чувства, яркие и живые идеи и мысли. Также можно сказать, что это направление в поэзии различал как бы два отдельных мира: мир предметов и вещей и мир идей и образов.В их поэзии символ означает какую-то скрытую цель, какой-то условный сигнал, который авторы посылают читателю для того, чтобы не прямым текстом, а с

», помещица Простакова – очень своеобразный персонаж для комедии, написанной по правилам классицизма. Она выделяется и на фоне весьма «бледных» положительных персонажей, и не настолько отвратительно однозначна, как её сын Митрофан Простаков и брат Тарас Скотинин.

Безусловно, классицистическое «триединство» в комедии Фонвизина соблюдается. Но Простакова не типичный отрицательный классицистический персонаж, который согласно требованиям, должен вообще не иметь положительных черт.

Наша главная героиня – Простакова только с виду. Она Скотинина по рождению и по сути, и способна породить только нечто себе подобное.

Она – центральное лицо конфликта, который сформировался в комедии. Все проблемы были изначально завязаны на ней, и ею же созданы. Это женщина, которая была воспитана властным самодуром-отцом, принимавшим посетителей, «сидя на сундуке». Она выросла в богатстве и вседозволенности. Была выдана замуж, но сумела легко подавить волю мужа, поскольку, как видимо, была физически сильнее.

Все спорные вопросы она решает с помощью кулаков, и никогда не отказывает себе в возможности унизить, оскорбить и накричать на кого-то, а уж на крепостных – тем более. Все должно быть подчинено Простаковой и должно её радовать. Даже разбогатевший Стародуб – «благодетель», который обязан её облагодетельствовать. Кого же, как не её!

Землями и имуществом сироты Софьи она уже заблаговременно распорядилась – не пропадать же добру, тем более, что оно само идёт к ней в руки. Если не брату – то сыну, тем более что Софья – богатая наследница. Сама Софья никому не интересна, свиньи – только они по-настоящему занимают жениха Скотинина.

А жениху-недорослю Митрофану безразлично, на ком его женят – самые сильные эмоции он тоже испытывал при виде «свинок» - «как был ещё трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости»! Но то, что её, Простакова никогда не отпускала из рук. Помещица даже готова на откровенную низость, когда все получается не так, как она распланировала.

Но, как ни странно, это существо способно любить – беззаветно, не видя ничего отрицательного. Она обожает своего единственного сына какой-то животной любовью, готова порвать в клочья за обиду, нанесённую отпрыску: «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» Все, что ни скажет и не сделает её чадушко, она готова оправдать, защитить, броситься на обидчика. Это слепой материнский инстинкт животного, ни одно живое существо более его недостойно, только достойный наследник рода Скотининых, её малыш, её гордость и отрада.

В конце комедии Простакова полностью выбита из колеи и деморализована: у нее отнята власть над имением, Софья выходит замуж за другого и богатство потеряно – и даже обожаемый Митрофан без сожалений оставляет её, как только видит её провал. Но более всего помещицу убивает мысль, что власть, которая у нее была, потеряна безвозвратно.

Персонаж этот, безусловно, вызвать симпатию не может, уж больно непривлекательными чертами он наделен. Однако Простакова – это не одиночный персонаж, показавший нам в комедии «самодура русской жизни». Это типичный представитель «барства дикого», и, поскольку проблема эта была наболевшая, Фонвизин решает её кардинально – он показывает, как именно нужно поступать с такими, как она. И хотя крепостное право было отменено только лишь спустя шестьдесят лет после выхода «Недоросля», начало осмеяния «самодуров русской жизни» в литературе положил именно Фонвизин.